logo search
Учебник В

3. Сирия зона нестабильности

Цивилизационный ритм развития Сирии в условиях постоянных вторжений и миграций племен был нарушен одним из величайших открытий, которое было совершено их соседями финикийцами окраска шерсти пурпуром, добываемым из моллюсков. В результате возрос спрос на некрашеную шерсть, которую поставляли скотоводческие районы Сирии. Однако, шерстяной бум не привел к расцвету городов Сирии из-за начавшегося в 1600 г. до н.э. египетского завоевания, которое затем сменилось хеттским. В конце II тыс. до н.э. из степных районов в Сирию стали продвигатьсяарамеи западносемитские племена скотоводов. Не прошло и двух столетий, как в Сирии поменялся язык один из компонентов цивилизационного развития. Все коренное население арамеизириясь, переходило на арамейский язык, который занял место аморейского и ханаанского. На протяжении I тыс. до н.э. этот язык стал международным средством общения для всего Ближнего Востока, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии. Впоследствии на его основе появилось еврейское квадратное письмо, пальмирское, набатейское и сирийское письмо. Примерно в это же время образовалось два центра цивилизационного развития город-государство Каркемиш на севере и Дамасское царство в Южной Сирии, однако им также не суждено было объединиться в большие деспотии типа сложившихся ранее в пределах речных бассейнов Нила и Евфрата.

Таким образом, сирийский вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству сильных, развитых цивилизаций. У них можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще один цивилизационный плацдарм, который спустя тысячелетия, уже в Средние века, позволил начать новый цивилизационный прорыв в этом регионе.