35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
Образование и просвещение. Экономика все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений.
Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. В 1914 г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей. В России не было обязательного начального образования. Больше половины населения, в основном крестьянство, оставалось неграмотным.
Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей. Среди рабочих грамотность была выше.
Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.
К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 коммерческих училищ. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.
Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые, многие из которых работали безвозмездно.
В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.
Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.
В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. было чуть более 170 таких семинарий. Учительских институтов в стране было 47. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего.
В просвещении народа играло роль внешкольное образование. Это: воскресные школы; рабочие курсы. С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы – народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом и даже чайной и торговой лавкой.
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. Выпускались газеты, журналы, книги. В начале ХХ в. выходило 125 легальных газет, а в 1913 г. – более 1000. Книжная торговля приобретала в России в начале ХХ века характер крупного капиталистического предпринимательства. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие ХХ в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Крупнейшими книгоиздателями были: Суворин (до 1912 г.) в Санкт-Петербурге и Сытин (до 1934 г.) в Москве. Они выпускали книги по доступным ценам. Выходила «Дешевая библиотека» Суворина. Она включала сочинения русских писателей конца XYIII-первой половины XIX в. Широкие слои населения приобщались к произведениям отечественной классики.
Серия «Библиотека для самообразования» Сытина включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии. Он издавал буквари, учебники, календари, детские книги.
Многое сделало для развития библиотечного дела земство.
Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Больше половины населения страны оставалось неграмотным.
Наука.
Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще один университет – в Саратове.
Россия рубежа XIX – ХХ вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании». Сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир. Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии и других отраслях науки. Наука выдвинула всемирно известных ученых.
Физик П.Н.Лебедев сделал открытия в области физики волн. Он является создателем первой в России физической школы.
Выдающийся русский ученый В.И.Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.
Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И.Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Тимирязев создал русскую школу физиологии растений.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е.Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э.Циолковский. Он развил теорию практической космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.
В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.