Иконография антропоморфного изображения Будды
История возникновения буддийского культового изобразительного искусства и формирование его иконографических принципов связывается с гандхарской и матхурской художественными школами. Матхурская школа возникла приблизительно в I в. н.э. или несколько раньше, в самом сердце долины Ганга (г. Матхур). Не избежав некоторого влияния гандхарской школы и, следовательно, эллинистического искусства, она опиралась в основном на местный художественный опыт, что позволяет считать ее первой сугубо национальной индийской художественной школой, претворившей традиции не только изобразительного, но и танцевального искусства, относившегося в Индии к религиозно-ритуальной сфере. В танце кристаллизовалась целостная система поз и жестов, имевших религиозно-космологическую семантику.
На изображениях (статуях, рисунках и т.п.) Будда представляется в различных позах - стоящий, сидящий, лежащий или идущий. Каждая из них выражает определённый аспект Пробуждения.
Будда стоящий символизирует сбалансированное руководство, сидящий - глубокое сосредоточение, идущий - занятость, а лежащий - завершённость практики.
Положение рук на изображениях имеет большое значение и называется мудра.
Жесты Будды могут помимо основного значения иметь и скрытый смысл, о котором также следует помнить.
Жест касания земли.
На изображениях с этим жестом Будда сидит, касаясь правой рукой земли у правого колена.
Это символизирует момент Пробуждения, который также называется "отражение атаки войск Мары".
"Отражение атаки Мары" - это подходящее название для данного жеста, потому что его скрытый смысл - бдительность, соприкосновение с землёй как основой, символом истинной реальности, что равно рассеиванию тьмы заблуждения.
В буддийских преданиях говорится, что в момент, когда Будда был наиболее сильно осаждаем ужасными силами заблуждения, он призвал Землю в качестве свидетеля тех бесчисленных жизней, которые он прожил, развивая добродетель, бесчисленное множество раз отдавая свою жизнь и имущество на благо других.
Тогда он пожелал ещё раз обратиться к этой великой добродетели, и, прикоснувшись к земле, вспомнить кем он был на самом деле - Просветлённым, Пробудившимся, с умом, более не поражённым заблуждениями, что вызываются влиянием Мары.
На тайских изображениях Будды этот конкретный жест присутствует наиболее часто, а в Тибетском Буддизме он ассоциируется с Акшобьей "Непоколебимым" - Буддой Востока. Там он символизирует восприятие действительности без вмешательства и искажений, как в чистом зеркале.
Жест бесстрашия.
В этом случае Будда обычно изображается с поднятой перед собой правой рукой, как наиболее благоприятной, ладонь направлена вперёд, пальцами вверх.
В Таиланде эта поза выражает Будду, посылающего благословения. В Тибетском Буддизме она ассоциируется с Амогасиддхи - Буддой Севера. Он олицетворяет "безустанное приложение усилий", приверженность, непоколебимую ничем способность продолжать свой путь, и как бы говорит "у вас получится!". Всё это является выражением нерушимой уверенности.
Жест сосредоточения.
Менее распространенным является "жест сосредоточения". В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Запада и изображается в сидячей позе, руки сложены на коленях. Данный жест означает сосредоточенный ум, наслаждающийся состоянием спокойствия и блаженства.
Жест, символизирующий дар счастья.
С этим Буддой себя ассоциирует японская школа буддизма Чистой Земли, в которой он символизирует удачу, благополучие и благословение.
На таких изображениях Будда касается рукой земли, но его ладонь направлена наружу, что символизирует дар счастья, то есть Будду, дарующего свои качества миру.
В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Юга, а смыслом жеста считается милосердие и щедрость, в особенности дар знания.
Чаще всего он встречается на непальских и тибетских изображениях и называется Ратнасамбхава "родившийся из драгоценности".
Жест колеса Дхаммы.
На таких изображениях согнутый указательный палец одной руки Будды касается большого пальца на другой руке, образуя круг. Остальные пальцы направлены как спицы колеса, то есть этот жест символизирует дар учения.
Правая рука располагается выше левой.
Данный жест связывается с учением Будды о Четырёх Благородных Истинах и Благородном Восьмеричном Пути, представляющих собой основу Дхаммы.
Уход за изображениями Будды.
Благодаря религиозному символизму и чувству благодарности за учения, которое вызывают образы Будды, важно обращаться с ними с уважением и почтением.
Их не следует брать за голову, ставить на пол, переступать через них или использовать для неподходящих целей, таких как стопор для двери, закладка или игрушка для детей. Когда возникает необходимость переместить изображение Будды в другое место, следует сложить перед этим руки в жесте уважения , а затем аккуратно взять его руками за подставку и переместить.
Аналогично следует обращаться с копиями Писаний, книгами религиозного содержания и текстами для декламации: не следует ставить их на пол, а если этого не возможно избежать, заворачивать их в подходящую ткань.
Если необходимо утилизировать журнальные статьи, то более предпочтительно сжечь их или сдать в макулатуру, а не выбрасывать в мусорную корзину.
В традиции Тибетского Буддизма шею Будды часто оборачивают белым шарфом (ката) в знак совершения подношения.
Также считается допустимым преподнести образу Будды на алтаре пищу и воду.
- Восток и Запад как геокультурная проблема.
- Скульптурная пластика Мохеджо-Даро и Хараппы (32 – 27 вв. До н. Э.)
- Ступа в Санчи (1 в. До н. Э.), чайтья в Карли, стамбхи – шедевры раннебуддийского искусства.
- Образ Будды в скульптурах Гандхары, Матхуры, Амаравати и др. В конце периода древности.
- Иконография антропоморфного изображения Будды
- Иконография индуизма (Брахма, Шива, Вишну)
- Архитектурные комплексы в Эллуре (7 – 8 вв.), в Мамадапурами (7 в.) – выдающиеся достижения брахмано-индуистского зодчества 7 – 8 веков.
- Росписи Аджанты.
- Храмовые комплексы Каджурахо (950 - 1050), Ориссе (1000) – классический тип индийского храма.
- Шедевры индо-мусульманского искусства. Резиденция Акбара Фатихур-Сикри и мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650).
- Мотивы и образы индийской миниатюры (могольская и раджпутская школы).
- Образ Шивы Натараджи в шедеврах бронзовой пластики индуизма.