2. Методические указания по выполнению контрольных работ
Индивидуальная тема контрольной работы выбирается студентом на основании предлагаемого списка, согласно следующему правилу: последняя цифра в номере зачетной книжки соответствует номеру варианта, внутри которого предлагается по три темы. Для подготовки контрольной работы студент по своему усмотрению выбирает только одну из тем, предлагаемых в каждом варианте (смотри таблицу 1).
Таблица 1.
Номер варианта | Порядковый номер темы | Номер варианта | Порядковый номер темы |
1 | 1, 11, 21, 31 | 6 | 6, 16, 26, 36 |
2 | 2, 12, 22, 32 | 7 | 7, 17, 27, 37, 42 |
3 | 3, 13, 23, 33 | 8 | 8, 18, 28, 38 |
4 | 4, 14, 24, 34 | 9 | 9, 19, 29, 39, 41 |
5 | 5, 15, 25, 35 | 10 | 10, 20, 30, 40 |
Если студент желает предложить собственную тему или выполнить работу по темам, не вошедшим в составленный и утвержденный кафедрой перечень, то их следует предварительно согласовать с ведущим преподавателем.
Главными элементами в написании контрольной работы являются подбор литературы и составление плана. Глубокое и всестороннее изучение источников и основной литературы по выбранной теме – вот что должно быть положено в основу работы над контрольной. Подбор литературы осуществляется на основе списка, приложенного к теме контрольной работы. Кроме того, студент должен уметь самостоятельно подбирать дополнительную литературу, используя для этого справочники, предметные и алфавитные каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания, а также журнальные и газетные публикации.
В процессе работы с литературой следует учитывать, что рассматриваемую проблему освещают разные авторы. Поэтому очень важным условием для успешной работы является умение проанализировать позицию каждого из них. Нельзя делать вывод, исходя из точки зрения одного исследователя, надо обязательно сравнить постановку проблемы, систему ее освещения и аргументацию у различных авторов.
Изучение научной литературы имеет свою специфику. Исследователь, рассматривающий проблему, вовсе не должен запоминать содержание всего источника. Надо научиться ориентироваться на выделение главной идеи произведения, на систему аргументов, фактов и доказательств ее, на точку зрения автора и выделение тех выводов, которые должны помочь раскрыть тему вашего исследования. Необходимо использовать следующую схему: тезис – аргументация – выводы.
Изучая научную литературу, нужно избегать слепого переписывания, постоянно делать выписки узловых положений и значимых выводов, кратко и точно передавать содержание своими словами. Также необходимо фиксировать все новые исторические термины, понятия и категории и немедленно находить им объяснение в справочной литературе – это является залогом повышения вашей эрудиции.
Следующим этапом работы над контрольной является составление плана. От того, насколько правильно он составлен, в значительной мере зависит качество выполняемой работы. Примерная структура плана рекомендуется следующая: введение, 3 – 5 наиболее важных вопросов темы в основной части и заключение. С целью облегчения написания работы план может быть развернут в тезисы с изложением основного содержания вопросов и главных выводов, вытекающих из работы. После этого план целесообразно еще раз уточнить и внести необходимые дополнения и коррективы.
Во введении дается обоснование темы, формулируются цели и задачи контрольной работы, делается анализ источников и литературы. В главной части раскрывается основное содержание проблемы: опираясь на сделанные выписки из источников и литературы последовательно, своими словами разрабатывается содержание темы, в точном соответствии со всеми пунктами плана, пояснениями и ссылками на первоисточники. В заключении подводятся итоги изложенного, излагаются главные выводы, делаются необходимые обобщения. Список источников и литературы в первой части содержит основную литературу - фундаментальные базовые труды и работы классиков, во второй части – дополнительную литературу, самостоятельно подобранную студентом по своему собственному усмотрению, всего не менее 10 – 15 наименований работ.
Необходимо подчеркнуть, что качество письменной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрыл содержание главных вопросов темы, понял ее проблематику, правильно использовал источники и литературу. Изложение содержания работы должно быть логически последовательным и обязательно связано с составленным планом. Очень высоко ценится присутствие в работе самостоятельно составленных студентом таблиц, графиков, схем, карт и иллюстраций по теме контрольной.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах А-4 в рукописном или компьютерном варианте. Объем работы – не менее 12 листов, все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, нумерация начинается со второго листа, первой страницей считается титульный лист, образец выполнения которого представлен далее. Контрольная работы, выполненная в обыкновенной ученической тетради, должна содержать не менее 15 листов рукописного текста, написанного разборчиво с соблюдением полей для замечаний проверяющего преподавателя. На последнем листе работы ставится дата и подпись автора, в конце тетради необходимо оставить несколько чистых страниц для заключения рецензента.
Структура контрольной работы
Титульный лист.
План. Содержит круг проблем и вопросов, освещаемых в работе и подкрепленных тезисами.
Введение. Обосновывается актуальность исследования и значимость темы.
Основное содержание контрольной работы. В соответствии с составленным планом разрабатывается указанный круг вопросов и проблем.
Заключение. Формулируются основные выводы и итоги исследования по избранной теме.
Список использованной литературы.
Порядок сдачи контрольных работ. Контрольная работа сдается на кафедру общественных наук факультета психологии в течение семестра до начала сессии и является допуском к итоговой аттестации (зачету или экзамену).
- История сибири
- Содержание
- 2. Рабочая программа дисциплины «история сибири»
- 3. Методические рекомендации к самостоятельной работе над курсом
- 2. Методические указания по выполнению контрольных работ
- 4. Тематика контрольных работ
- Тема 1.Сибирь в древнее время
- Тема 2. Сибирь в первом тысячелетии н.Э.
- Тема 3. Народы Сибири накануне присоединения к России
- Тема 4. Деятельность предпринимателей Демидовых.
- Тема 5. Деятельность предпринимателей Строгановых
- Тема 6. Поход Ермака в Сибирь
- Тема 7. Русские землепроходцы
- Тема 8. Землепроходец Владимир Атласов
- Тема 9. Землепроходец Петр Бекетов
- Тема 10. Землепроходцы Семен Дежнев и Федот Попов
- Тема 11. Землепроходец Курбат Иванов
- Тема 12. Землепроходец Ерофей Хабаров
- Тема 13. Землепроходец Василий Поярков
- Тема 14. Землепроходец Иван Москвитин
- Тема 15. Землепроходец Иван Перфильев
- Тема 16. Присоединение Южной Сибири к России
- Тема 17. Присоединение Камчатки и Чукотки к России
- Тема 18. Община русских переселенцев
- Тема 19. Роль Русской православной церкви в освоении Сибири
- Тема 20. Церковный раскол. Староверы.
- Тема 21. Социально – экономическое развитие Приенисейского края.
- Тема 22. Декабристы в Сибири
- Тема 23. М.М.Сперанский на посту генерал – губернатора Сибири
- Тема 24. Деятельность н.Н. Муравьева – Амурского
- Тема 25. Сибирское казачество
- Тема 26. Сибирское купечество
- Тема 27. Золотопромышленность Енисейской губернии
- Тема 28. Сибирское областничество
- Тема 29. Енисейские предприниматели
- Тема 30. Культура дореволюционной Сибири
- Тема 31. Столыпинская аграрная реформа в Сибири
- Тема 32.Транссибирская железная дорога
- Тема 33. Революция 1905-1907 гг. В Сибири
- Тема 34. Сибирь в годы Первой мировой войны
- Тема 35. Великая Октябрьская социалистическая революция в Сибири
- Тема 36. Белочехи в Сибири
- Тема 37. Начало и конец колчаковщины
- Тема 38. Партизанское движение в Сибири
- Тема 39. Дальневосточная республика 1920–1922 гг.
- Тема 40.Сибириь в годы нэПа
- Тема 41. Индустриализация в Сибири
- Тема 42. Коллективизация и раскулачивание в Сибири
- Тема 43. Культурное строительство в Сибири после революции
- Тема 44. Красноярский край в годы первых пятилеток
- Тема 45. Культурная и общественно-политическая жизнь Красноярского края в предвоенный период
- Тема 46. Сибирь в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
- Тема 47. Сибиряки – герои Великой Отечественной войны
- Тема 48. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны
- Тема 49. Красноярцы в боях за Родину
- Тема 50. Послевоенное развитие Сибири
- Тема 51. Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн
- Тема 52.Кузнецкиц угольный бассейн
- Тема 53. Норильск – заполярное чудо
- Тема 54. Новокузнецкий металлургический комбинат
- Тема 55. Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс
- Тема 56. Братская гэс
- Тема 57. Красноярская гэс – сооружение века
- Тема 58. Саяно-Шушенская гэс – крупнейшая в стране
- Тема 59. Байкало-Амурская магистраль
- Тема 60. Абакан-Тайшет – трасса мужества
- Тема 62. Сибирские города - исторические памятники
- Тема 63. Молодые города Сибири
- Тема 64. Здравницы и заповедники Сибири
- Тема 65. Наука и культура современной Сибири
- Тема 66. Новосибирск – столица науки Сибири
- Тема 67. Иркутск – от острога до столицы
- Тема 68. Хабаровск – столица молодого края
- Тема 69. Магадан – драгоценный город
- Тема 70. Владивосток – город-порт, восточные ворота страны
- Тема 71. Красноярье – пять веков истории
- Тема 72. Красноярск – начало пути
- Тема 73. Красноярск – настоящее и будущее
- Тема 74. Дивногорск – город будущего
- Тема 75. Культурная жизнь Красноярья
- 5. Литература (основная)
- 6.Литература (дополнительная)
- Список художественных и документальных фильмов, рекомендуемых для самостоятельного изучения курса «История Сибири»
- 7. Контрольные вопросы
- I модуль
- II модуль
- III модуль
- 8. Глоссарий
- 9.Тестовый контроль знаний по дисциплине