logo search
курсы учителей / материал к сочинениям / 2 / Война и мир

Война 1812 года как «народная война»

В «Войне и мире» Толстой, по его словам, «любил мысль народную», поэтому война 12 года – народная война – становится кульминацией романа. Именно война выявила те глубинные, скрытые процессы, которые в мирной жизни были не столь ощутимы: истинную ценность человека, сущность патриотизма, способность к самопожертвованию, силы единения нации.

Единение нации. Война 1812 года стала духовным пробуждением России, объединила нацию вне сословий и состояний. Любимые герои Толстого проникаются «потребностью жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Князь Андрей отказывается состоять при штабе Кутузова, становится обычным полковым командиром и видит свое предназначение на этой войне в том. Чтобы просто «служить в рядах. Пьер думает: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом». Княжна Марья говорит богучаровским крестьянам: «Горе наше общее, и будем делить все пополам». Наташа Ростова во время молитвы испытывает особое состояние просветления и радости от духовного единения: «Миром – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью, - будем молиться». Объединенные простой и высокой целью – защитой Отечества, - солдаты на батарее Раевского ощущают себя «малой человеческой семьёй», не только не чувствуют страха смерти, но, напротив, их всё больше охватывает оживление, чувство единения придает им силу. «Всем народом навалиться хотят», - понимает Пьер перед Бородинским сражением.

Партизанская война, которая началась после пожара Смоленска, в еще большей степени показала могучую силу объединения нации: в партизанском отряде Василия Денисова вместе сражались и крестьянин Тихон Щербатый, и разжалованный в солдаты офицер Долохов, и граф Петя Ростов. Толстой находит очень точный метафорический образ – «дубина народной войны», которая «гвоздила» французов, «не спрашивая правил военного искусства».

Истинный патриотизм. Исход народной войны, по мнению Толстого, зависел не от мудрых решений полководцев, а от того чувства, что было в каждом русском и которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». Истинный патриотизм проявляется просто и органично, это не громкие фразы, не фальшивая патетика афишек графа Растопчина, призывавших защищать Москву, а чувство, которое «лежит в глубине души каждого» и поднимается во всём своём величии, когда «Россия больна». Именно это чувство заставило купца Ферапонтова сжечь свое добро, чтобы оно не досталось французам, Наташу Ростову – отдать телеги для раненых, княжну Марью – впервые в жизни испытать «приливы гордости и злобы» при одной только мысли, что французы могут войти в их родовые имения Богучарово и Лысые Горы. Именно «скрытая теплота патриотизма» объединила Пьера и солдат, накормивших его «кавардачком», князя Андрея и Тимохина, Тихона Щербатого и Василия Денисова.

Война как нравственная проверка человека. Война 1812 года становится своеобразной проверкой человека на человечность, которую не все выдерживают. Никто из любимых героев Толстого не ощущает себя обязанным делать то, что они делают: защита отечества для них естественная и единственно возможная норма жизни, личные горечи, боли и обиды отходят на второй план и становятся в свете «грозы двенадцатого года» чем-то незначимым. Война несет Андрею, Пьеру, Наташе прозрения, обнаруживают истинную систему жизненных ценностей.

Совсем по-иному ощущают свое место в этой общенародной трагедии нелюбимые герои Толстого. Жизнь салонного Петербурга, например, шла по-прежнему, «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Некоторые офицеры, которых Толстой назвал «военными трутнями», видели в войне лишь «вихрь интриг, самолюбий, столкновений», заботились о «рублях, крестах, чинах». В то время как весь народ объединился для защиты отечества под знаменем православия, Элен Безухова принимает католичество. Берг занимает спокойное и приятное место помощника начальника штаба, во время пожара Москвы приискивает «шифоньерочку» для Веры, думая о благоустройстве своего дома, когда в России всё взорвалось и пошатнулось.

Безнравственность эгоизма приводит Берга, Элен, «военных трутней» к полному духовному омертвению – они не способны ни понять, ни прочувствовать душевный подъем, пробудивший всю Россию.

Выявление черт русского национального характера. Война 1812 года напрямую. Выявила определяющие черты русского национального характера. Воплощением одной из главных граней русского характера становится в романе Платон Каратаев. Наиболее точное определение для всего облика Платона – «круглый»: Каратаев стал для Пьера воплощением «всего русского, доброго и круглого». В Каратаеве есть русская незлобивость, доброжелательное и ласково-жалостливое отношение ко всему живому: «Он любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом». Было что-то мягкое, певучее в речи Платона, которая органично включала множество поговорок: «час терпеть, а век жить», «где суд, там и неправда», «от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». Даже в обращении к Пьеру – «соколик» - сквозит что-то ласковое, миролюбивое, «круглое». Именно эта доброта, стихийное, неосознанное следование нормам христианской нравственности и поразили Пьера в Каратаеве.

Совсем не похож на Каратаева Тихон Щербатый – крестьянин села Покровское, «самый нужный и храбрый партизан» в отряде Денисова. Тихон всё делает исправно и легко: раскладывает костры, добывает воду, готовит пищу, доставляет пленных. Даже в облике Щербатого было что-то разинско-пугачёвское: внешняя суровость и внутренняя сила. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное – вытащить из грязи повозку, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят вёрст, - все указывали на Тихона. «Что ему, чёрту, сделается, меренина здоровенный», - говорили про него.

Одним из героев Бородинского сражения становится капитан тимохин. Впервые мы встречаем его еще во время Смотра войск под Браунау, когда «лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный урок». Однако именно капитану Тимохину достается самый ответственный участок сражения на Бородинском поле, возглавляемый Багратионом.

Выявляет война 1812 года и еще одну черту русского национального характера – незлобивость к поверженному, уже неопасному, даже жалкому врагу. Кутузов говорит русским солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома, а они – видите, до чего дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». «Дубина народной войны», беспощадная к захватчикам, «гвоздит» французов вплоть до их полного изгнания из России, однако в ней нет бессмысленной жестокости ради жестокости.

Война как трагедия. Война 1812 года стала величием России и русского духа, однако не случайно в романе война названа «грозой двенадцатого года». В грозе есть не только освежающее, но и трагическое. Война двенадцатого года уносит жизни Андрея Болконского, Пети Ростова, старого князя Николая Андреевича и многих русских солдат. Война, по мнению Толстого, «противное человеческому разуму и всей человеческой природу событие». Для Андрея Болконского «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Бородинское сражение становится не только нравственной победой русских, но и величайшей трагедией: из «семейного кружка» батареи Раевского, который принял к себе Пьера, не осталось почти никого, «несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми. На перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью». «Теперь они ужаснутся тому, что они сделали!» - думал Пьер, потрясенный трагической стороной войны.

Победа России в этой войне оказалась возможной именно потому, что «всем народом навалились», что для всех лишь одно оставалось на этот момент в жизни – судьба отечества.