Особенности Крещения Руси
Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно, что при нём, кроме Киева в 988 г., были крещены Чернигов в 992 г., Смоленск в 1012 г. Трудно поверить и тем, кто утверждает, что процесс христианизации занял приблизительно сто лет. Перемена религии — сложнейший процесс в человеческом сознании. И в такой короткий срок на территории обширной страны, где городское и сельское население явно отличалось друг от друга по образу жизни и менталитету, быстротечно и спокойно этот процесс пройти не мог. Разрушение языческих идолов воспринималось людьми по-разному. В XII в., по мнению Л. Н. Гумилёва, наступило преобладание христианства над языческими культами. Преобладание, но не полная победа. Б. А. Рыбаков уточняет: к этому времени городское население было христианским, а деревня до монголо-татарского нашествия (начало XIII в.) была языческой. Христианство приняли в деревне во время двухвековой зависимости от монголо-татар как религию утешения. Но отголоски язычества сохранились в христианских обрядах до наших дней даже в таких православных праздниках, как Рождество Христово, Пасха и др.
Историки Русской православной церкви обращают внимание на тот факт, что, в отличие от Греции, Рима, других стран Западной Европы, Америки, введение христианства на Русской земле проходило более мирно. И главную причину этого они видят в высоком искусстве проповедников Восточной церкви. Вот как говорит об этом историк русской церкви М. Ф. Толстой: «Латинский миссионер приходил к язычникам с огнем и мечом, с жестоким насилием и корыстолюбивыми намерениями; проповедуя Христа Распятого, он в то же время проповедовал власть папы Римского. Проповедник восточный не опоясывался мечом, не проливал крови, не зажигал костров; он приходил не с войском, а с картиной Страшного суда, не требовал земных выгод, не отягчал никого новой земной властью».
Не последнюю роль сыграл и тот факт, что латинские миссионеры приносили с собой Библию на латинском языке, её содержание не было понятно многим народам, на земли которых они приходили. На Русь же была принесена Библия, переведённая на славянский язык византийскими монахами — святыми Кириллом и Мефодием{34}. Это имело огромное значение для приобщения населения Руси к христианской культуре. Сам факт перевода Священного Писания на славянский язык заслуживает особого внимания. До этого Священное Писание можно было прочитать только на греческом, еврейском, латинском, т. е. только на тех языках, на которых была сделана надпись на Кресте при Понтии Пилате{35}. Именно эти языки стали считаться священными. Заслуга Кирилла и Мефодия состоит в том, что они первыми смогли добиться разрешения перевести Священное Писание на славянский язык и осуществили этот перевод. И то и другое было совершить нелегко, но помогло определённое стечение обстоятельств. Папа Николай I (858-867) состоял в сложных, если не сказать во враждебных, отношениях с константинопольским патриархом Фотием. В то время ещё до конца не оформился, но уже наметился раскол христианской церкви на Западную — католическую и Восточную — православную. Николай I стремился к тому, чтобы рассматривать епископов восточного христианства как своих подчинённых. Фотий энергично противился этому. Он и поддерживал Кирилла и Мефодия в их православно-просветительской деятельности на славянских землях. В католической же церкви на протяжении многих столетий богослужение совершалось на латинском языке. Лишь Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.
- Русь в IX—XII веках Рюрики и первые Рюриковичи рюрик
- Святослав
- Владимир-креститель Русь накануне крещения
- Крещение Владимира
- Особенности Крещения Руси
- Значение Крещения Руси
- Ярослав Мудрый и его наследники
- Митрополит Иларион
- Владимир Мономах и Мономаховичи
- Князья Владимиро-Суздальской земли
- Новгородская земля и её правители
- Приложение предание об основании киева
- Поход олега на царьград
- Смерть олега от своего коня
- Смерь игоря
- Начало княжества святослава, сына игорева
- Князь святослав
- Похвала ярославу — просветителю руси
- Смерть ярослава и наставление сыновьям
- Поучение владимира мономаха{73} (извлечение)
- Русская правда{74} (извлечение)
- Русь в XIII веке Монголы и Русь Чингисхан
- Монголо-татарское нашествие на Русь
- Золотая Орда
- Оценки особенностей отношений Руси с монгольскими завоевателями
- Александр Невский
- Русь между восточными и западными завоевателями
- Битва на Неве
- Ледовое побоище
- Политическая деятельность Александра Невского
- Князья Галицко-Волынской земли
- Русь в XIV-XVI веках
- Князь Даниил Александрович и его братья
- Борьба за ярлык на великое княжение. Иван Калита и его наследие
- Москва — центр объединения русским сил. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской.
- Сергий Радонежский
- Биография Сергия. «Промысел Божий»
- Создание монастыря
- Идеология Сергия
- Церковь и государство
- Княжение Василия I
- Великий князь и государь Иван Васильевич. Внешняя политика
- Внутренняя политика России
- Развитие культуры
- Семейные отношения Ивана III
- Взаимоотношения правителей Руси и Литвы Создание Литовского государства
- Образование Великого княжества Литовского
- Объединение Речи Послолитой и Великого княжества Литовского
- Результат Люблинской унии 1569 года
- Последний собиратель русских земель Семейная жизнь Василия lll
- Василий III — глава государства
- Елена Глинская — правительница России
- Иван IV Внутренняя политика первого российского царя
- Внешняя политика
- Опричнина
- Образ Ивана IV в исторических документах, литературе и искусстве
- Лица Смутного времени Первый выбранный царь
- Политические истоки Смуты
- События Смуты
- Выход из Смуты
- Царь Михаил Фёдорович Романов Истоки династии Романовых
- Начало царствования Михаила Романова
- Единение патриарха и царя
- Во времена "Тишайшего" Набожный царь
- Окружение царя
- Основные события в годы царствования Алексея Михайловича
- Церковь, русская культура и её деятели