37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
Высшая школа.
2 августа 1918 г. Декретом СНК провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимается в вузы без экзаменов. Не требовалось предоставления документов о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Декрет открыл дорогу всем желающим учиться. Прием в Московский университет в 1918 г. более чем в 5 раз превысил прием 1913 года. Многие студенты не имели среднего образования, и начался большой отсев из вузов, в основном рабоче-крестьянской молодежи. Тогда правительство прибегло к чрезвычайным мерам. Такой мерой стали рабочие факультеты (как подготовительные курсы), которые создавались, начиная с 1919 г. К середине 20-х годов выпускники рабфаков составляли около половины принятых в вузы студентов.
В вузах были отменены все научные степени и звания. Обновили вузовские кадры. Автономия высшей школы была ликвидирована. Вся полнота власти в вузе сосредотачивалась в руках правления, назначаемого Наркомпросом. Председатель правления – ректор – нес единоличную ответственность за всю работу. Юридические и историко-филологические факультеты упразднялись, и преподавание всех гуманитарных предметов переносилось на единые факультеты общественных наук. Вводилось обязательное изучение «Исторического материализма», «Истории пролетарской революции», а позднее были введены «Основы ленинизма». Все вузы были обязаны иметь в своем составе рабочие факультеты.
По количественным показателям – числу вузов и количеству студентов – советская высшая школа обогнала дореволюционную. Но качество подготовки специалистов падало. Ухудшился уровень преподавания. Оскудела материальная база вузов. По сравнению с дореволюционным уровнем сильно сократились расходы на подготовку одного специалиста.
Система советского образования за короткие сроки не могла обеспечить потребности новой власти в кадрах. Командный состав Красной Армии, руководящие кадры государственного аппарата и др. формировались, в основном, из рабоче-крестьянской среды. Большинство выдвиженцев не имели достаточного опыта и знаний для руководящей работы и нуждались в специальном обучении. Уже в годы гражданской войны для этой цели создавались советско-партийные школы, краткосрочные политические курсы, военные школы, армейские курсы.
Были созданы новые обществоведческие учреждения марксистского характера: Коммунистическая академия (с 1924 г.), Институт К.Маркса и Ф.Энгельса, Институт В.И.Ленина, Истпарт, Академия коммунистического воспитания и т.п.
Для полготовки национальных партийно-советских кадров были созданы Коммунистические университеты трудящихся Востока (КУТВ) и национальных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
Наука.
Научный потенциал страны был подорван. Тяжелым было материальное положение научной интеллигенции.
Новой чертой организации науки была ее плановость. Большинство научных учреждений составляли годовые планы, а затем и пятилетние планы работы. Главным направлением в первое революционное десятилетие считалось комплексное исследование производительных сил страны. До революции промышленность Петрограда и военный флот Балтики снабжались углем из Европы. От заграничного сырья зависели многие отрасли промышленности. Даже брусчатка для мостовых доставлялась шведскими фирмами. Мировая война и революция разрушили традиционные хозяйственные связи. Планы восстановления народного хозяйства можно было строить, только опираясь на точные оценки собственных ресурсов.
Еще в годы гражданской войны были проведены первые экспедиции по изучению месторождений полезных ископаемых. После войны экспедиционная деятельность академии наук приобрела большой размах. Была исследована Курская магнитная аномалия, залежи апатитов на Кольском полуострове, богатства Кара-Богаз-Гола – залива Каспийского моря.
Стали восстанавливаться международные научные контакты. Возобновилось членство Российской Академии наук в международных организациях. Советские ученые принимали участие в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И.Вавилова и А.А.Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 г. в США. Проводились совместные научные исследования. В.В.Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.