1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
разносторонне изучена Л. В. Алексеевым, составившим и карты Смоленской
земли.
Целый ряд феодальных дел и отношений отражен в берестяных грамотах
Новгорода Великого.
Очень важным источником берестяные грамоты оказываются при
сопоставлении с летописями, актовым материалом и позднейшими писцовыми
книгами.
Для эпохи существования суверенных княжеств XII--XIII веков,
выкристаллизовавшихся из Киевской Руси, по-прежнему важнейшим историческим
источником являются летописи. В многочисленных трудах историков и
литературоведов разносторонне рассмотрены как общерусские летописи, так и
летописание разных княжеств.
В обширной и поневоле разноречивой литературе о русском средневековом
летописании помогают ориентироваться два труда, посвященных библиографии и
историографии летописания: это работы В. И. Буганова и Р. П. Дмитриевой.
Если X век оставил нам только летопись Киева, то XI век, когда
государственное летописание в столице непрерывно продолжалось, добавил
летопись Новгорода, нередко дававшую иную, местную оценку событиям и
деятелям. В будущей боярской республике (с 1136 года) явно просматривается
интерес к жизни города, отрицательно оцениваются некоторые киевские князья.
Возможно, что инициатором первой летописи "Господина Великого Новгорода" был
новгородский посадник Остромир.
В XII столетии летописание перестает быть привилегией только этих двух
городов и появляется почти в каждом крупном феодальном центре. Летописи
продолжали вести и в Киеве, и в Новгороде.
Историческими источниками являются и разного жанра литературные
произведения XII -- начала XIII века, из которых особо следует отметить
"Слово о полку Игореве" и два произведения (принадлежащие разным авторам),
связанные с именем Даниила Заточника.
"Слово о полку Игореве" написано в Киеве в 1185 году человеком, который
по своему положению в обществе, политическим взглядам и династическим
симпатиям и даже по языку был близок к Петру Бориславичу, летописцу второй
половины XII века.
Автор "Слова" был не только поэтом, но и глубоким историком,
заглядывавшим на восемь веков в глубь от своей эпохи. Этой поэме подражали
не только современники (летописная Повесть о походе 1185 года), но и
писатели начала XIII века, ее цитировали псковичи в начале XIV века, а после
Куликовской битвы в подражание "Слову" в Москве была написана поэма о победе
над Мамаем "Задонщина". Затем рукописи "Слова", существовавшие в разных
концах Руси, затерялись, и только в 1792 году в Ярославле был обнаружен
сборник, содержавший и "Слово о полку Игореве". Только два десятка лет
драгоценная рукопись была доступна изучению -- в наполеоновский пожар 1812
года она сгорела в Москве на Разгуляе.
К счастью, с нее успели снять копию и, кроме того, опубликовать
типографски в 1800 году.
Несмотря на то что подлинник рукописи изучали крупнейшие знатоки (Н. М.
Карамзин, чешский ученый И. Добровский и многие другие), вскоре после утраты
рукописи появились сомнения в подлинности самого "Слова". Слишком уж высокий
уровень культуры демонстрировала эта поэма. Ее называли кустом роз на ржаном
поле. Но с тех пор нам стал значительно лучше известен общий уровень русской
культуры, в который гармонично вписывалось "Слово". Сомнения в подлинности
возродились в XX веке: во время немецкой оккупации Франции в Париже
появилась книга, автор которой, А. Мазон, пытался доказать, что "Слово" --
подделка XVIII века. Однако тщательный анализ языка поэмы и имеющихся в ней
половецких слов, произведенный лингвистами-русистами и тюркологами, показал,
что русский язык "Слова о полку Игореве" -- подлинный язык XII века. Что же
касается половецких включений, то этот вымерший тюркский язык стал известен
ученым (благодаря находке в библиотеке поэта Петрарки
латинско-половецко-персидского словаря) только в середине XIX века, уже
после гибели рукописи "Слова".
"Слово о полку Игореве" написано в связи с разгромом войск северского
князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году и стремительным походом
Кончака на Киев. Среди князей обнаружились распри и "непособие" великому
князю. Поэма целиком обращена против княжеских раздоров и "неодиначества".
Автор поэмы -- вдохновенный патриот, который выступал не против
существовавших тогда суверенных княжеств, а против разброда перед лицом
общерусской опасности.
Очень важны для науки два литературных произведения -- "Слово Даниила
Заточника" и "Моление Даниила Заточника", иногда ошибочно приписываемые
одному лицу.
Источники по истории русских княжеств XII--XIII веков многочисленны и
разнообразны. Изучение их и извлечение из них данных о хозяйстве, социальной
структуре, политическом строе и общественной мысли еще далеко не закончено.
Для уяснения современного состояния источниковедения следует обратиться к
уже рекомендованному выше изданию "Советское источниковедение Киевской
Руси".
Общему историко-географическому обзору русских княжеств посвящена
солидная работа А. Н. Насонова "Русская земля и образование территории
древнерусского государства" (М., 1951), снабженная рядом подробных карт.
Монографии, посвященные истории отдельных княжеств в "удельный период",
начали появляться еще в XIX веке (труды П. В. Голубовского, Д. И. Багалея,
М. С. и А. С. Грушевских, Д. И. Иловайского, Корсакова, Костомарова и др.),
но они в значительной мере устарели.
Появился ряд монографий и в советское время.
В 1975 году группа авторов осуществила в одном издании обзор целого
ряда русских земель X--XIII веков и их соседей.
Все разделы снабжены картами, поясняющими границы княжеств,
местонахождение городов, отдельные события.
К сожалению, в эту книгу не может вместиться история всех полутора
десятков русских земель, на которые распалась Киевская Русь в XII веке.
Здесь рассмотрены лишь важнейшие княжества, игравшие роль в общерусских
делах (подразделенные на два региона-- южный, наиболее древний, и северный).
За пределами рассказа остались княжества Переяславское, Турово-Пинское,
Смоленское, Рязанское.
ЮЖНОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII -- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА
Киевское княжество
Для автора "Слова о полку Игореве" Киевское княжество было первым среди
всех русских княжеств. Он трезво смотрит на современный ему мир и не считает
уже Киев столицей Руси. Великий князь киевский не приказывает другим
князьям, а просит их вступить "в злат стремень... за землю Русскую", а
иногда как бы спрашивает: "не думаешь ли ты прилететь сюда издалека, чтобы
охранять отчий золотой трон?", как обратился он ко Всеволоду Большое Гнездо.
Автор "Слова" с большим уважением относится к суверенным государям,
князьям других земель, и совершенно не предлагает перекраивать политическую
карту Руси. Когда он говорит о единстве, то имеет в виду лишь то, что было
вполне реально тогда: военный союз против "поганых", единую систему обороны,
единый замысел далекого рейда в степь. Но на гегемонию Киева автор "Слова"
не притязает, так как давно уже Киев превратился из столицы Руси в столицу
одного из княжеств и находился почти в равных условиях с такими городами,
как Галич, Чернигов, Владимир на Клязьме, Новгород, Смоленск. Отличала Киев
от этих городов лишь его историческая слава и положение церковного центра
всех русских земель.
До середины XII века Киевское княжество занимало значительные
пространства на Правобережье Днепра: почти весь бассейн Припяти и бассейны
Тетерева, Ирпеня и Роси. Только позднее Пинск и Туров обособились от Киева,
а земли западнее Горыни и Случи отошли к Волынской земле.
Особенностью Киевского княжества было большое количество старых
боярских вотчин с укрепленными замками, сосредоточенных в старой земле полян
на юг от Киева. Для защиты этих вотчин от половцев еще в XI веке по реке
Роси (в "Поросье") были поселены значительные массы кочевников, изгнанных
половцами из степей: торков, печенегов и берендеев, объединенных в XII веке
общим именем -- Черные Клобуки. Они как бы предвосхищали будущую пограничную
дворянскую конницу и несли пограничную службу на огромном степном
пространстве между Днепром, Стугной и Росью. По берегам Роси возникли
города, заселенные черноклобуцкой знатью (Юрьев, Торческ, Корсунь, Дверен и
др.). Защищая Русь от половцев, торки и берендеи постепенно воспринимали
русский язык, русскую культуру и даже русский былинный эпос.
Столицей полуавтономного Поросья был то Канев, то Торческ, огромный
город с двумя крепостями на северном берегу Роси.
Черные Клобуки играли важную роль в политической жизни Руси XII века и
нередко влияли на выбор того или иного князя. Бывали случаи, когда Черные
Клобуки гордо заявляли одному из претендентов на киевский престол: "В нас ти
есть, княже, и добро и зло", то есть что достижение великокняжеского
престола зависит от них, постоянно готовых к бою пограничных конников,
расположенных в двух днях пути от столицы.
За полвека, что отделяет "Слово о полку Игореве" от времени Мономаха,
Киевское княжество прожило сложную жизнь.
В 1132 году, после смерти Мстислава Великого, от Киева одно за другим
стали отпадать русские княжества: то из Суздаля прискачет Юрий Долгорукий,
чтобы захватить Переяславское княжество, то соседний черниговский Всеволод
Ольгович вместе со своими друзьями половцами "поидоша воюючи села и
городы... и люди секуще даже и до Киева придоша...".
Новгород окончательно освободился от власти Киева. Ростово-Суздальская
земля действовала уже самостоятельно. Смоленск по своей воле принимал
князей. В Галиче, Полоцке, Турове сидели свои особые князья. Кругозор
киевского летописца сузился до киево-черниговских конфликтов, в которых,
правда, принимали участие и византийский царевич, и венгерские войска, и
берендеи, и половцы.
После смерти незадачливого Ярополка в 1139 году на киевский стол сел
еще более незадачливый Вячеслав, но продержался всего лишь восемь дней --
его выгнал Всеволод Ольгович, сын Олега "Гориславича".
Киевская летопись изображает Всеволода и его братьев хитрыми, жадными и
криводушными людьми. Великий князь непрерывно вел интриги, ссорил родичей,
жаловал опасным соперникам далекие уделы в медвежьих углах, чтобы удалить их
от Киева.
Попытка вернуть Новгород не увенчалась успехом, так как новгородцы
выгнали Святослава Ольговича "про его злобу", "про его насилье".
Игорь и Святослав Ольговичи, братья Всеволода, были недовольны им, и
все шесть лет княжения прошли во взаимной борьбе, нарушениях присяги,
заговорах и примирениях. Из крупных событий можно отметить упорную борьбу
Киева с Галичем в 1144--1146 годах.
Всеволод не пользовался симпатиями киевского боярства; это отразилось и
в летописи, и в той характеристике, которую взял из неизвестных нам
источников В. Н. Татищев: "Сей великий князь муж был ростом велик и вельми
толст, власов мало на главе имел, брада широкая, очи немалые, нос долгий.
Мудр (хитер. -- Б. Р.) был в советах и судах, для того, кого хотел, того мог
оправдать или обвинить. Много наложниц имел и более в веселиях, нежели в
расправах упражнялся. Чрез сие киевлянам тягость от него была великая. И как
умер, то едва кто по нем, кроме баб любимых, заплакал, а более были рады. Но
при том более... тягости от Игоря (его брата. -- Б. Р.), ведая его нрав
свирепый и гордый, опасались".
Главный герой "Слова о полку Игореве" -- Святослав Киевский -- был
сыном этого Всеволода. Всеволод умер в 1146 году. Дальнейшие события ясно
показали, что главной силой в княжестве Киевском, как и в Новгороде, и в
других землях в это время, являлось боярство.
Преемник Всеволода, его брат Игорь, тот самый князь свирепого нрава,
которого так опасались киевляне, вынужден был присягнуть им на вече "на всей
их воле". Но не успел еще новый князь отъехать с вечевого собрания к себе на
обед, как "кияне" бросились громить дворы ненавистных тиунов и мечников, что
напоминало события 1113 года.
Руководители киевского боярства, Улеб тысяцкий и Иван Воитишич, тайно
послали посольство к князю Изяславу Мстиславичу, внуку Мономаха, в
Переяславль с приглашением княжить в Киеве, и, когда тот с войсками подошел
к стенам города, бояре повергли свой стяг и, как было условлено, сдались
ему. Игоря постригли в монахи и сослали в Переяславль. Началась новая стадия
борьбы Мономашичей и Ольговичей.
Умный киевский историк конца XII века игумен Моисей, располагавший
целой библиотекой летописей различных княжеств, составил описание этих
бурных лет (1146--1154 годы) из отрывков личных хроник враждовавших князей.
Получилась очень интересная картина: одно и то же событие описано с разных
точек зрения, один и тот же поступок одним летописцем описывался как
внушенное богом доброе дело, а другим -- как козни "вселукавого дьявола".
Летописец Святослава Ольговича тщательно вел все хозяйственные дела
своего князя и при каждой победе его врагов педантично перечислял, сколько
коней и кобыл угнали враги, сколько погорело стогов сена, какая утварь была
взята в церкви и сколько корчаг вина и меда стояло в княжеском погребе.
Особенно интересен летописец великого князя Изяслава Мстиславича
(1146--1154 годы). Это человек, хорошо знавший военное дело, участвовавший в
походах и военных советах, выполнявший дипломатические поручения своего
князя. По всей вероятности, это боярин, киевский тысяцкий Петр Бориславич,
много раз упоминаемый в летописях. Он ведет как бы политический отчет своего
князя и старается выставить его в наиболее выгодном свете, показать хорошим
полководцем, распорядительным правителем, заботливым сюзереном. Возвеличивая
своего князя, он умело чернит всех его врагов, проявляя незаурядный
литературный талант.
Для документирования своей летописи-отчета, предназначенного, очевидно,
для влиятельных княжеско-боярских кругов, Петр Бориславич широко использовал
подлинную переписку своего князя с другими князьями, киевлянами, венгерским
королем и своими вассалами. Он использовал также протоколы княжеских съездов
и дневники походов. Только в одном случае он расходится с князем и начинает
осуждать его -- когда Изяслав поступает против воли киевского боярства.
Княжение Изяслава было заполнено борьбой с Ольговичами, с Юрием
Долгоруким, которому дважды удавалось ненадолго овладеть Киевом.
В процессе этой борьбы был убит в Киеве по приговору веча пленник
Изяслава князь Игорь Ольгович (1147 год).
В 1157 году умер в Киеве Юрий Долгорукий. Предполагают, что суздальский
князь, нелюбимый в Киеве, был отравлен.
Во время этих усобиц середины XII века неоднократно упоминаются будущие
герои "Слова о полку Игореве" -- Святослав Всеволодич и его двоюродный брат
Игорь Святославич. Пока еще это третьестепенные молодые князья, ходившие в
бой в авангардных отрядах, получавшие небольшие города в удел и "целовавшие
крест на всей воле" старших князей. Несколько позднее они закрепляются в
крупных городах: с 1164 года Святослав в Чернигове, а Игорь в
Новгороде-Северском. В 1180 году, уже незадолго до событий, описанных в
"Слове", Святослав стал великим князем киевским.
В связи с тем что Киев часто являлся яблоком раздора между князьями,
киевское боярство заключало с князьями "ряд" и ввело любопытную систему
дуумвирата, продержавшуюся всю вторую половину XII века.
Дуумвирами-соправителями были Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав
Владимирович, Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич. Смысл этой
оригинальной меры был в том, что одновременно приглашались представители
двух враждующих княжеских ветвей и тем самым отчасти устранялись усобицы и
устанавливалось относительное равновесие. Один из князей, считавшийся
старшим, жил в Киеве, а другой -- в Вышгороде или Белгороде (он распоряжался
землей). В походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели
согласованно.
Внешняя политика Киевского княжества иногда определялась интересами
того или иного князя, но, кроме того, было два постоянных направления
борьбы, требовавших повседневной готовности. Первое и главнейшее -- это,
разумеется, Половецкая степь, где во второй половине XII века создавались
феодальные ханства, объединявшие отдельные племена. Обычно Киев
координировал свои оборонительные действия с Переяславлем (находившимся во
владении ростово-суздальских князей), и тем самым создавалась более или
менее единая линия Рось -- Суда. В связи с этим значение штаба такой общей
обороны перешло от Белгорода к Каневу. Южные пограничные заставы Киевской
земли, расположенные в X веке на Стугне и на Суде, теперь продвинулись вниз
по Днепру до Орели и Снепорода-Самары.
Вторым направлением борьбы было Владимиро-Суздальское княжество. Со
времен Юрия Долгорукого северо-восточные князья, освобожденные своим
географическим положением от необходимости вести постоянную войну с
половцами, устремляли военные силы на подчинение Киева, используя для этой
цели пограничное Переяславское княжество. Высокомерный тон владимирских
летописцев иногда вводил в заблуждение историков, и они считали порою, что
Киев в это время совершенно заглох. Особое значение придавалось походу
Андрея Боголюбского, сына Долгорукого, на Киев в 1169 году.
Киевский летописец, бывший свидетелем трехдневного грабежа города
победителями, так красочно описал это событие, что создал представление о
какой-то катастрофе. На самом деле Киев продолжал жить полнокровной жизнью
столицы богатого княжества и после 1169 года. Здесь строились церкви,
писалась общерусская летопись, создавалось "Слово о полку Игореве",
несовместимое с понятием об упадке.
Киевского князя Святослава Всеволодича (1180--1194) "Слово"
характеризует как талантливого полководца. Его кузены, Игорь и Всеволод
Святославичи, своей торопливостью пробудили то зло, с которым незадолго
перед этим удалось справиться Святославу, их феодальному сюзерену:
Святославь грозный великый Киевьскый грозою Бяшеть притрепал своими
сильными полки и харалужными мечи;
Наступи на землю Половецкую;
Притопта холмы и яругы;
Взмути рекы и озеры;
Иссуши потоки и болота.
А поганого Кобяка из луку моря
От железных великих полков Половецких,
Яко вихрь, выторже:
И пвдеся Кобяк в граде Киеве,
В гриднице Святославли.
Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава
Поют славу Святославлю,
Кають князя Игоря...
Поэт имел здесь в виду победоносный поход объединенных русских сил на
хана Кобяка в 1183 году.
Соправителем Святослава был, как сказано, Рюрик Ростиславич, княживший
в "Русской земле" с 1180 по 1202 год, а потом ставший на некоторое время
великим князем киевским.
"Слово о полку Игореве" целиком на стороне Святослава Всеволодича и о
Рюрике говорит очень мало. Летопись же, наоборот, находилась в сфере влияния
Рюрика. Поэтому деятельность дуумвиров освещена источниками пристрастно. Мы
знаем о конфликтах и разногласиях между ними, но знаем и то, что Киев в
конце XII века переживал эпоху расцвета и пытался даже играть роль
общерусского культурного центра. Об этом говорит киевский летописный свод
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации