logo search
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость

хозяйства начала частично нарушаться: городские мастера все больше

переходили к работе на рынок, их продукция все в большей степени проникала в

деревню, не меняя, правда, основ хозяйства, но создавая принципиально новые

контакты города с возникающим широким деревенским рынком.

Расчленение раннефеодальных грандиозных империй на ряд фактически (а

иногда и юридически) суверенных княжеств-королевств было неизбежным этапом в

развитии феодального общества, будь то Киевская Русь в Восточной Европе или

империя Каролингов в Центральной Европе, с которой Маркс сопоставлял

Киевскую Русь.

Необходимо отказаться от понимания эпохи феодальной раздробленности как

времени регресса, движения вспять. Быть может, не слишком удачна и наша

привычная научно-учебная терминология: "Киевская Русь распалась...", "единое

могучее государство раздробилось на ряд княжеств..." Читатель сразу начинает

сожалеть о том, что прекрасное государство, воспетое былинами и летописями,

"раздробилось", "распалось"; нечто целое перестало существовать и

превратилось в обломки, в осколки, которые по самому своему

терминологическому смыслу должны быть хуже непотревоженного целого.

Если мы внимательно вглядимся в сущность явлений, происходивших в

XI--XII веках, то, несомненно, мы предпочтем другие обозначения, вроде

следующих: "Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос,

насчитывавший несколько новых зерен-княжеств". Или: "Киевская Русь была

матерью, вырастившей многих сыновей, составивших новое поколение" и т. п.

Феодальная раздробленность являлась, как это ни парадоксально на первый

взгляд, результатом не столько дифференциации, сколько исторической

интеграции.

Когда речь идет о феодальном обществе, создаваемом феодальным классом,

нас в первую очередь должна интересовать совокупность первичных ячеек

феодализма -- вотчин -- и их исторический путь. К сожалению, они

недостаточно освещены источниками, но некоторые приблизительные расчеты мы

все же можем сделать.

Сколько на Руси было вотчин? Союзов племен в IX--X веках было 15. Во

главе союза стоял "светлый князь", упоминаемый договором 911 года, союз

племен (вятичи, кривичи, древляне и др.) по условному десятичному делению

соответствовал "тьме", то есть 10 тысячам. Термин "тьма" в более поздних

источниках соответствовал княжеству ("Смоленская тьма", "Киевская тьма" и т.

п.).

Каждый союз состоял примерно из десяти "тысяч", во главе которых стояли

просто князья ("всякое княжье" договора 944 года, "князья, иже роспасли

землю" -- летопись 946 года), общее число которых у восточных славян должно

достигать 150. Добавим к этому (исходя из того же десятичного расчета) еще