logo search
Archiv_delo

1.2. Правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации

В настоящее время в России деятельность, связанная с пополнением, хранением и использованием документов Архивного фонда РФ, имеющихся в государственных и ведомственных архивах, регулируется целым рядом законодательных и нормативных актов. Среди них можно указать несколько наиболее важных, а именно: федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об информатизации, информации и защите информации»; закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене»; закон Российской Федерации «О государственной тайне» (ст.13, 14, 15), «Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской федерации», зарегистрированные Министерством юстиции России 16 декабря 1998 г.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим деятельность государственных и ведомственных архивов, является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», вступивший в силу 27 октября 2004 г. Данный документ состоит из 32 статей, объединенных в 9 глав:

В четырех статьях, содержащихся в главе 1, очерчивается предмет регулирования настоящего закона, оговаривается состав законодательства об архивном деле в Российской Федерации (далее – РФ), даются основные понятия, касающиеся организации архивного дела в России, определяется круг полномочий федеральных, региональных органов государственного управления РФ, муниципальных образований в области архивного дела.

В статье 1 определяется предмет регулирования настоящего закона. При этом указывается, что он призван регулировать отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства.

В статье 3 даны основные понятия, определяющие порядок организации и функционирования архивного дела в РФ. Среди них:

Архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Архивное дело в РФ — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов.

Архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

Архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

Архивный фонд РФ — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами;

Временное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение.

Государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Документ Архивного фонда РФ — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

Документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Особо ценный документ — документ Архивного фонда РФ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования.

Пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Постоянное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ без определения срока (бессрочное).

Уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и автографичности.

Экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ.

В статье 4 закона разграничивается круг полномочий федерального центра, субъектов федерации, муниципальных образований по вопросам организации архивного дела.

К полномочиям РФ относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) федеральных государственных архивов, музеев и библиотек;

б) федеральных органов государственной власти РФ;

в) государственных внебюджетных фондов;

г) академий наук РФ, имеющих государственный статус;

д) федеральных государственных предприятий и учреждений;

4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальных образований;

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы РФ.

К полномочиям субъектов РФ относятся:

1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) государственных архивов, музеев, библиотек субъекта РФ;

б) органов государственной власти субъекта РФ;

в) государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта РФ;

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственность РФ, иных субъектов РФ и муниципальных образований.

К полномочиям муниципального образования относятся:

1) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

б) муниципальных унитарных предприятий и учреждений;

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность РФ, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

В статьях главы 2 Федерального закона определяется состав Архивного фонда РФ. Указывается, что в состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. При этом отнесение документов к составу Архивного фонда РФ производится на основании экспертизы их ценности, осуществляемой центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

В статьях 7,8,9 главы 2 определяется круг архивных документов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

К федеральной собственности относятся архивные документы:

1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций (федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ);

3) бывших неприятельских государств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ;

4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

К собственности субъекта РФ относятся архивные документы:

1) хранящиеся в государственных архивах субъекта РФ, музеях и библиотеках субъекта РФ (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций субъекта РФ.

К муниципальной собственности относятся архивные документы:

1) органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

2) хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением документов, отданных на хранение без передачи их в собственность).

К частной собственности относятся архивные документы:

1) организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными;

2) созданные гражданами или законно приобретенные ими.

При этом в статье 10 настоящего закона, в частности, отмечается, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

В отношении документов, находящихся в частной собственности, в законе оговорены права и обязанности собственников в отношении архивных документов, находящихся у них на правах частной собственности.

Следует обратить внимание на то, что в случае, если собственник особо ценных и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, то такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника.

В случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны за 30 дней до дня их проведения, проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела права требовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

В статьях главы 3 определяется порядок создания и управления архивным делом в РФ. Указывается, что в России создана система органов управления архивным делом. Она включает в себя:

  1. Государственное управление архивным делом в РФ, которое осуществляют федеральные органы государственной власти.

  2. Государственное управление архивным делом в субъектах РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.

  3. Управление архивным делом в муниципальных образованиях, осуществляемое органами местного самоуправления.

В статьях главы 4 определяется порядок хранения и учета архивных документов.

Хранение. В соответствии с законом документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

1) постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;

2) временно - в государственных органах, организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

1) постоянно - в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;

2) временно - в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или самостоятельно или могут быть переданы на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук.

Учет. Все документы Архивного фонда РФ, независимо от места их хранения, подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда РФ определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В статьях главы 5 очерчивается круг источников комплектования архивов архивными документами, устанавливается порядок передачи документов Архивного фонда РФ на постоянное хранение, определяются сроки временного хранения документов.

В законе отмечается, что в качестве источников комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами могут выступить государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ, другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы.

Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы:

1) для документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ - 15 лет;

2) для документов органов государственной власти, иных государственных органов и организаций субъектов РФ - 10 лет;

3) для документов органов местного самоуправления - 5 лет;

4) для отдельных видов архивных документов:

а) записей актов гражданского состояния - 100 лет;

б) документов по личному составу, записей нотариальных действий, документов о приватизации жилищного фонда - 75 лет;

в) проектной документации по капитальному строительству - 20 лет;

г) технологической и конструкторской документации - 20 лет;

д) патентов на изобретение, промышленный образец - 20 лет;

е) научной документации - 15 лет;

ж) кино- и фотодокументов - 5 лет;

з) видео- и фонодокументов - 3 года.

В статьях главы 6 устанавливается порядок доступа к архивным документам и их использование. В соответствии с законом пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств, подлинников или копий документов.

Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, законодательством РФ, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Ограничивается доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также к подлинникам особо ценных документов.

Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций.

В статьях главы 7 определены меры ответственности за нарушение законодательства об архивном деле в РФ. В соответствии с законодательством должностные лица и граждане могут нести гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в РФ.