1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
Все крупнейшие сдвиги и преобразования в истории человечества второй половины ХХ в., так или иначе, связаны с научно-техническим прогрессом. Наука превратилась в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
Выделяют два этапа НТР:
I этап 50-70-е гг. ХХ в. Главным направлением развития научно-технической мысли на этом этапе стали комплексная автоматизация производства, контроля и управления, создание микропроцессорной техники, открытие и использование новых источников энергии, освоение космоса, появление телевидения, развитие химии, биотехнологии, генетики.
Автоматический контроль и автоматическое регулирование стали преобладающей тенденцией промышленного развития. Машина обрела способность самостоятельно выполнять длинную цепь сложных операций. Роль человека при этом сводится к конструированию и созданию машины, а также к поддержанию ее в работоспособном состоянии. Программируемая автоматизация и применение вычислительных машин являются самыми яркими штрихами современной жизни.
К этому времени относится появление робототехники ─ науки о машинах, заменяющих человека и автоматически выполняющих задания. Практические принципы робототехники впервые сформулировал англичанин С. Кенворд в 1957 г. Роботы стали широко использоваться в США для автоматизации производства прессформ для литья, выполнения литья под давлением и работ на различных металлорежущих станках.
II этап с середины 70-х гг. ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основным содержанием этой новой фазы НТР (так называемой технотронной революции) стали массовая компьютеризация производства, развитие наукоемких и свертывание традиционных отраслей производства, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, рост сферы услуг, повышение качества жизни, а также функциональные изменения в самой науке.
Прогресс в науке и технике оказался стремителен и зачастую непредсказуем. По настоящему «семимильными шагами» развивалась отрасль электронного машиностроения: от традиционной вакуумной электроники (осветительные и приемно-усилительные лампы, кинескопы, приборы ночного видения) к твердотельной электронике (полупроводниковые диоды и транзисторы, разнообразные интегральные схемы). Революция электронных приборов позволила совершить впечатляющую революцию электронных систем, появление современных телевизоров, персональных компьютеров, микропроцессорного управления.
Таким образом, со второй половины XX века в мире стали развиваться технологии более высокого уровня, связанные с понятием аппаратных средств информатики, - электроника, вычислительная техника, телекоммуникация, радиолокация, оптоэлектроника, лазерная техника.
Последняя треть ХХ столетия ─ это настоящий бум в развитии «информационной индустрии»:
создание в 1969 г. компьютерной сети Арпанет, объединившей по телефонным каналам компьютеры Стэнфордского и Калифорнийского университетов и университеты штата Юта и ставшей прообразом современной «всемирной паутины».
изобретение в 1972 году Р. Томлинсоном электронной почты;
появление в 1975 г. первого коммерческого персонального компьютера АЛЬТАИР-8800 на основе процессора Intel-8800 (стоил всего 500$);
создание в конце 1975 г. Полом Алленом и Биллом Гейтсом интерпретатора языка Basic для компьютера Альтаир, что позволило пользователям легко писать для него свои программы;
выпуск фирмой IBM в августе 1981 г. персонального компьютера на базе процессоров Intel 8088 с операционной системой PC-DOS;
создание компанией IBM в 1983 г. персональных компьютеров PC/XT с операционной системой MS-DOS, написанной компанией Microsoft;
переход в 1983 г. сети ARPANET на использование протокола TCP/IP, а в 1990 году сеть ARPANET перестала существовать. В феврале 1993 года был выпущен первый веб-браузер Mosaic и создана служба InterNIC, давшая возможность присваивать IP адресам доменные имена.
Во многом, технологический прорыв в области информационных технологий был достигнут на волне гонки вооружений. Так, сеть Internet родилась на лозунгах звездных войн Рейгана, когда концепция противоракетной обороны на базе космических станций потребовала создание сети для обмена информацией и управления распределенной глобальной боевой системой. Создание систем национальных ПРО (к чему активно стремится США) стимулирует рождение новых технологий в области информатики, появление вычислительных машин со сверхразрешающей способностью средств обнаружения. Ведь, летящая баллистическая ракета это не просто боевой блок, а сложная цель, которая состоит из тысяч ложных целей и помех, чрезвычайно трудно распознаваемых.
В сферах гражданской жизни информационные технологии обеспечили появление роботов, в том числе с элементами искусственного интеллекта. В будущем микроминиатюризация и нанотехнологии позволят создать искусственные нейронные сети с числом соединений, превосходящим число соединений мозга.
К высоким технологиям относятся и биотехнологии, которые в частности обеспечивают возможности резкого увеличения зеленой биологической массы и сельскохозяйственной продукции. Так, в Голландии построены фитотроны - своеобразные оранжереи, в которых поддерживается особый климат, благодаря которому растения выращиваются не из семян, а из клеток, что во много раз увеличивает их продуктивность. Однако, фитотроны требуют значительных энергозатрат и перед учеными стоит задача поиска новых источников энергии и минерального сырья. Генноинженерные методы стимулируют развитие фармакологии: создание современных лекарственных средств с ярко выраженным механизмом молекулярного воздействия как на отдельные разновидности клеток, так и на целый организм.
Исследование космоса привело к созданию метеоспутников (первый был выведен на орбиту США в 1960 г.), GPS-навигации, спутниковой телефонии и спутникового ТВ5.
Научно-техническая революция, как и промышленный переворот (в XIX в.) затронула все сферы общественной жизни. Для западного сообщества НТР создала условия перехода от индустриального к постиндустриальному, или информационному обществу. С появлением микропроцессоров началась стремительная компьютеризация, развитие наукоемких производств, внедрялись энерго- и ресурсосберегающие технологии. Стремительно росло число занятых в сфере услуг и в образовании. На фоне свертывания многих традиционных отраслей уменьшалась численность занятых в сфере материального производства. Значительно возросли средства, выделяемые на развитие науки и образования.
Но все это сопровождалось большими социальными издержками: ростом безработицы и стоимости жизни, появлением большого числа людей, выбитых из привычной жизненной колеи.
Информатика и информационные технологии превратились в самостоятельное технологическое направление. Постоянно растущий рынок нематериального продукта заставил говорить о появлении "новой экономики". Пришедшая на смену «кейнсианской модели» монетаристская политика включала в себя свертывание ряда социальных программ, снижение налогов на корпорации (это позволило активизировать приток инвестиций в производство), распродажу госсобственности и рост косвенных налогов. Взамен было обещано национальное возрождение и моральное обновление.
Технотронная революция (как и НТР) явление планетарное. Революция в информационной технологии происходит в глобальном масштабе, создается новое международное разделение труда. ТНК и интеграция экономик в ряде регионов мира создают условия для глобального распространения новой технологии, новых систем управления.
Признаками новой постиндустриальной цивилизации являются
принципиальная структурная перестройка хозяйственной системы (преобладание сферы услуг)
высокий уровень и качество жизни большей части населения за счет высокой эффективности экономики
общественное согласие и толерантность на основе широкой демократизации политических процессов.
Однако формирование нового облика мира столкнулось с серьезными глобальными социально-экономическими проблемами – проблемой вооружения и разоружения, сырьевой и энергетической, экологической, демографической и другими проблемами. Игнорирование их уже сейчас грозит человечеству гибелью, а решение требует серьезного изменения "философии жизни" и объединения усилий и средств.
Социально-политические и экономические науки в биполярном мире.
На развитие социально-политической и экономической мысли во второй половине ХХ столетия повлияли следующие факторы:
противостояние систем капитализма и социализма, которое, в конечном счете, вылилось в ожесточенную идеологическую и пропагандистскую войну, в изнурительную "гонку вооружений";
развертывание с 50-х гг. научно-технической революции, а с середины 70-х –технотронной революции;
крушение колониальной системы развитых капиталистических стран, которое завершилось в 60-е годы ХХ века (для большинства бывших колоний завоевание политической независимости и некоторой свободы выбора экономической системы привело не только к росту национального самосознания, но и к необходимости решать серьезнейшие экономические проблемы, которые были порождены их многовековым колониальным прошлым).
Основные направления в развитии общественных наук и экономической теории
Экономическая мысль | Теория Д. Кейнса. Основные положения: необходимо государственное вмешательство; государственное регулирование носит кратковременный характер; определяющую роль играет стимулирование совокупного спроса. (50-60-ее гг.) Монетаризм. Теория макрорегулирования экономики, одно из направлений неолиберализма. Главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики, являются деньги. Государственное регулирование сводится до минимума, ограничиваясь контролем за денежной сферой.
|
Историческая наука | Французская историографическая школа "Анналов". История, в отличие от естественнонаучных дисциплин, занята поисками смыслов. Историческая антропология. Изучение истории семьи, домохозяйства и родства. Исторический анализ сконцентрирован на социальном действии и его стратегических последствиях. Гендерная история. История полов и их взаимоотношений, проблема социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину исторического развития человечества. |
Политическая мысль | Развитие неолиберальных и неоконсервативных концепций, доктрины демократического социализма. |
Социология | Теория социального обмена (П. Блау). Людям необходимы различные виды вознаграждений, получить которые они могут только во взаимодействии с другими людьми. Вознаграждениями в процессе социального взаимодействия могут быть: социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Феноменологическая социология (А. Шюц). Проблемы взаимопонимания людей, формирование их общих восприятий и представлений о мире. Социология постмодерна (Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар и др.) выявила кризис современного западного общества, показала переход от индустриального, капиталистического общества к посткапитализму, информационному обществу. |
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература