logo search
MHK-1

5. Зарождение монашества

В ІV в. получает распространение такой институт, как монашество. Отшельничество (анахоресис) - уход от мира, отречение от него с целью ведения праведной, совершенной жизни - были известны давно. Документально подтверждено существование анахоретов в Египте во ІІ веке. Известно давнее существование религиозных общин - предшественников позднеантичных монастырей. Но настоящее массовое монашеское движение начинается на рубеже ІІІ - ІV в.Монастырь представлялся подобием «града небесного» (определение святого Августина), как отрицание и противоположность «града» земного - античного полиса. Тысячи отшельников, порвавших с миром, стали иноками первых египетских монастырей в отдельных, труднодоступных местах - в пустыне и в горах. Первоначальное монашество составляла сельская и городская беднота, работавшая по найму в сельском хозяйстве или занимавшаяся ремесленным трудом.

Основателями монастырей и создателями первых уставов считаются Антоний и Пахомий (конец ІІІ - середина ІV вв.).

Монастыри были нескольких типов:

1) лавра - объединение раздельно живущих отшельников, самостоятельно обеспечивающих свое существование, но связанных определенными правилами общения, наличием общего главы и организатора.

2) общежительный монастырь

Это монастыри с совместным или келейным проживанием (келья - это небольшое помещение для проживания в одиночестве). Этот тип монастыря появляется позже лавры. Для него был характерен:

- более строгий распорядок и дисциплина,

- обязательный труд,

- общее участие в молитвах и присутствие на богослужении.

Образцовый устав общежительного монастыря разработал «отец восточной церкви» Василий Великий (330 - 379). Он расписал весь распорядок жизни монахов:

- время физического труда

- время религиозных упражнений и молитв.

Такие монастыри стали превращаться в самостоятельные хозяйства.

Монашество начинает играть более активную роль в духовной жизни общества и города. К концу ІV в. оно становится влиятельной силой.

В годы правления императора Феодосия І (378 - 395 гг.), после проведения Константинопольского собора 381 г., церковь вступает в эпоху торжества христианства. За время ее существования была проделана огромная работа:

- создан календарь христианских праздников

- сформировались каноны - правила (догматика)

- разработаны законы проведения христианской литургии - богослужения, обрядности

- в трудах «отцов церкви» развиты и детализированы нормы и принципы христианской морали и этики.

К концу ІV века подавляющее большинство населения империи - от 70 до 80 % - составляли христиане. Торжество христианства и церкви свершилось. Новая эпоха в их истории была открыта знаменитыми эдиктами (законами) 390 - 392 гг.:

- первый провозглашал христианство государственной религией

- второй запрещал отправление языческих культов и предписывал закрытие и уничтожение всех языческих храмов. Язычникам было предложено перейти в христианство.

В римской практике особенно велика была роль законов, установлений, понятий обязанностей и долга. Отсюда и тяга к четкому распорядку. Западной церкви удалось быстро отстранить наибольшую часть народа от реального влияния на избрание духовенства. Только наибольшая группа богатых граждан и духовенства была причастна к избранию епископов. Таким образом, духовенство превращалось в замкнутое привилегированное сословие, своего рода касту, тесно сплоченную вокруг церкви и зависевшую от нее. Для западного христианства стала особенно характерной иерархичность восприятия: Бог - отец - Христос - церковь Христова. В этой ситуации церковь становится единственным божественным установлением и институтом.

В ІХ в. император Карл Великий ввел обязательную церковную десятину со всего населения империи, в результате чего церковь стала крупнейшим земельным собственником, обладателем огромных доходов. Это необычайно укрепило позицию пап.

С ІХ в. традиционный обряд венчания монарха на царство дополняется обрядом помазания, который рассматривался как очищение, освобождавшее принимавшего власть от всех прежних грехов, а следовательно, и дававшее ему «чистоту» с начала его правления.

1054 г. - Великая Схизма, раскол единой церкви. Длительная борьба между Римом и Константинополем, между Востоком и Западом привела к разделению единой ортодоксальной вселенской церкви на римско-католическую и греко-православную.

1071 г. - сельджуки захватили Иерусалим - «святые места», что стало поводом для начала крестовых походов (1096 - 1270 гг.). Папство всячески стремилось упрочить позиции крестоносцев на Востоке, видя в этом одну из возможностей подчинения восточной церкви прямому верховенству папы.

1075 г. - папа Григорий VІІ обнародовал свой знаменитый «Диктат папы», провозглашавший форму правления, при которой государственная и духовная власть сосредотачивалась в руках главы церкви и духовенства, якобы исполнявших волю Бога. На этом основании Григорий потребовал от королей вассальной присяги. С Григория VІІ начинается становление «папской монархии», настоящей феодальной теократической (от греческого theos - бог, hratos - власть, «боговластие») монархии с организованной в масштабе всей Западной Европы могучей материальной базой, финансами, разветвленным бюрократическим аппаратом, высшими судейскими функциями римского трибунала, активнейшей дипломатией.

1122 г. - состоялся Вормский собор, на котором папы получают право носить императорский знак власти - тиару (тройная корона) как символ вселенской власти (папа исполняет тройную функцию - епископ Рима, пастырь Вселенской церкви, глава государства Ватикан).

При Иннокентии ІІІ (годы правления 1198 - 1216 гг.) папа выступает уже как прямой наместник самого Христа на земле. Бонифаций VІІІ (годы правления 1294 - 1303 гг.) особой буллой (распоряжение, послание, обращение папы римского, скрепленное круглой печатью) объявил папу верховным арбитром и «вселенским государем».