5. Зарождение монашества
В ІV в. получает распространение такой институт, как монашество. Отшельничество (анахоресис) - уход от мира, отречение от него с целью ведения праведной, совершенной жизни - были известны давно. Документально подтверждено существование анахоретов в Египте во ІІ веке. Известно давнее существование религиозных общин - предшественников позднеантичных монастырей. Но настоящее массовое монашеское движение начинается на рубеже ІІІ - ІV в.Монастырь представлялся подобием «града небесного» (определение святого Августина), как отрицание и противоположность «града» земного - античного полиса. Тысячи отшельников, порвавших с миром, стали иноками первых египетских монастырей в отдельных, труднодоступных местах - в пустыне и в горах. Первоначальное монашество составляла сельская и городская беднота, работавшая по найму в сельском хозяйстве или занимавшаяся ремесленным трудом.
Основателями монастырей и создателями первых уставов считаются Антоний и Пахомий (конец ІІІ - середина ІV вв.).
Монастыри были нескольких типов:
1) лавра - объединение раздельно живущих отшельников, самостоятельно обеспечивающих свое существование, но связанных определенными правилами общения, наличием общего главы и организатора.
2) общежительный монастырь
Это монастыри с совместным или келейным проживанием (келья - это небольшое помещение для проживания в одиночестве). Этот тип монастыря появляется позже лавры. Для него был характерен:
- более строгий распорядок и дисциплина,
- обязательный труд,
- общее участие в молитвах и присутствие на богослужении.
Образцовый устав общежительного монастыря разработал «отец восточной церкви» Василий Великий (330 - 379). Он расписал весь распорядок жизни монахов:
- время физического труда
- время религиозных упражнений и молитв.
Такие монастыри стали превращаться в самостоятельные хозяйства.
Монашество начинает играть более активную роль в духовной жизни общества и города. К концу ІV в. оно становится влиятельной силой.
В годы правления императора Феодосия І (378 - 395 гг.), после проведения Константинопольского собора 381 г., церковь вступает в эпоху торжества христианства. За время ее существования была проделана огромная работа:
- создан календарь христианских праздников
- сформировались каноны - правила (догматика)
- разработаны законы проведения христианской литургии - богослужения, обрядности
- в трудах «отцов церкви» развиты и детализированы нормы и принципы христианской морали и этики.
К концу ІV века подавляющее большинство населения империи - от 70 до 80 % - составляли христиане. Торжество христианства и церкви свершилось. Новая эпоха в их истории была открыта знаменитыми эдиктами (законами) 390 - 392 гг.:
- первый провозглашал христианство государственной религией
- второй запрещал отправление языческих культов и предписывал закрытие и уничтожение всех языческих храмов. Язычникам было предложено перейти в христианство.
В римской практике особенно велика была роль законов, установлений, понятий обязанностей и долга. Отсюда и тяга к четкому распорядку. Западной церкви удалось быстро отстранить наибольшую часть народа от реального влияния на избрание духовенства. Только наибольшая группа богатых граждан и духовенства была причастна к избранию епископов. Таким образом, духовенство превращалось в замкнутое привилегированное сословие, своего рода касту, тесно сплоченную вокруг церкви и зависевшую от нее. Для западного христианства стала особенно характерной иерархичность восприятия: Бог - отец - Христос - церковь Христова. В этой ситуации церковь становится единственным божественным установлением и институтом.
В ІХ в. император Карл Великий ввел обязательную церковную десятину со всего населения империи, в результате чего церковь стала крупнейшим земельным собственником, обладателем огромных доходов. Это необычайно укрепило позицию пап.
С ІХ в. традиционный обряд венчания монарха на царство дополняется обрядом помазания, который рассматривался как очищение, освобождавшее принимавшего власть от всех прежних грехов, а следовательно, и дававшее ему «чистоту» с начала его правления.
1054 г. - Великая Схизма, раскол единой церкви. Длительная борьба между Римом и Константинополем, между Востоком и Западом привела к разделению единой ортодоксальной вселенской церкви на римско-католическую и греко-православную.
1071 г. - сельджуки захватили Иерусалим - «святые места», что стало поводом для начала крестовых походов (1096 - 1270 гг.). Папство всячески стремилось упрочить позиции крестоносцев на Востоке, видя в этом одну из возможностей подчинения восточной церкви прямому верховенству папы.
1075 г. - папа Григорий VІІ обнародовал свой знаменитый «Диктат папы», провозглашавший форму правления, при которой государственная и духовная власть сосредотачивалась в руках главы церкви и духовенства, якобы исполнявших волю Бога. На этом основании Григорий потребовал от королей вассальной присяги. С Григория VІІ начинается становление «папской монархии», настоящей феодальной теократической (от греческого theos - бог, hratos - власть, «боговластие») монархии с организованной в масштабе всей Западной Европы могучей материальной базой, финансами, разветвленным бюрократическим аппаратом, высшими судейскими функциями римского трибунала, активнейшей дипломатией.
1122 г. - состоялся Вормский собор, на котором папы получают право носить императорский знак власти - тиару (тройная корона) как символ вселенской власти (папа исполняет тройную функцию - епископ Рима, пастырь Вселенской церкви, глава государства Ватикан).
При Иннокентии ІІІ (годы правления 1198 - 1216 гг.) папа выступает уже как прямой наместник самого Христа на земле. Бонифаций VІІІ (годы правления 1294 - 1303 гг.) особой буллой (распоряжение, послание, обращение папы римского, скрепленное круглой печатью) объявил папу верховным арбитром и «вселенским государем».
- 2. Религия
- 3. Литература и письменность
- § 1. Ранние периоды культуры Древней Греции
- § 2. Архаика
- 1. Архитектура
- 2. Скульптура
- 3. Лирика
- §3. Классика
- 1. Акрополь
- 2. Древнегреческий театр
- § 4. Эпоха эллинизма
- § 5. Музыка Древней Греции
- § 1. Периодизация культуры Древнего Рима. Влияния на нее
- 1. Влияния и периодизация
- 2. Общественно-политический строй в Риме
- § 2. Архитектура Древнего Рима
- 2. Пантеон
- 3. Колизей
- 4. Арка
- 5. Термы
- § 3. Театр Древнего Рима
- 3) Древнегреческий театр
- 2. Драматурги
- § 4. Музыка Древнего Рима
- §1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья
- § 2. Христианство
- 1.Исторические предпосылки возникновения христианства
- 2. Истоки христианской религии
- 3. Библия: история возникновения
- 4. Становление христианского мира
- 5. Зарождение монашества
- § 3. Философия Средневековья
- 1.Общая характеристика философии Средневековья
- 2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина