47. Попытки социально-экономической модернизации России на рубеже XX-XXI вв.
В 1985 Ген. Секретарем ЦК КПСС стал Горбачев. События десятилетия правления Горбачева могут быть интерпретированы по-разному. Наиболее распространенной считается точка зрения, на первое место выдвигающая проблемы модернизации. Под модернизацией понимается восприятие и освоение рыночных механизмов и демократических политических институтов, т.е. обращение к модели развития, характерной для Запада. 1985-1986 - 1 этап модернизации. Причины: тяжелое состояние советской экономики, господство экстенсивных методов хозяйствования, что вело к истощению природных ресурсов, неэффективности производства. Подразумевалось, что перестройка хоз. и соц. мехаизмов даст толчок ускоренному развитию и выведет к 90 г экономику на европ. уровень. Экономич.: ускоренное развитие машиностроения, но требовала больших капиталовложений. В 1985 г. дефицит бюджета - 17 млрд., в следеющем году он вырос в 3 раза. В 1985-86 - на мировом рынке падение спроса на нефть -> серьезный удар по бюджету. Непродуманная антиалкогольная кампания, которая противоречила командно-административным методам ее проведения, усилила рост дефицита. Перестройка не привела к позитивным сдвигам в снабжении насел. продовольствием. 1987г. - 2 этап модернизации. Решение экономических проблем стало подменяться политическимии новациями. Усилилась критика социалистич. системы, был выдвинут лозунг "демократизации". На "командно-административную систему" возлагалась вся вина за неуспех экономических реформ. 1987 - закон о гос. предприятии - попытка соединить рыночные отношения с социализмом. Умалялась роль центральных планирующих органов, вводился госзаказ, свободные цены на продукцию, ликвидация монополий на внешнюю торговлю -> преобладание "теневой" экономики. З-н не создал рыночных отношений, поставил половину гос. предприятий на грань банкротства. 1988- кризис. С весны 1988 - митинги, демонстрации, лозунги: соц. справед- ливость, демократический социализм, проблемы экологии. 1990 - Закон об общественных объединениях, который заложил основы многопартийной системы. В условиях политической демократизации общественное сознание и часть политических лидеров начала склоняться к принятию зап. экономич. ценностей, к утвержению, что на основе социализма невозможна модернизация. Главное, что обусловило конечную неудачу социалистической модели, была неудача экономической модернизации. Попытки вместо административно-командной системы ввести хозрасчетный социализм, основанный на самофинансировании, самоокупаемости и самоуправлении предприятий, оказались несостоятельными. Провал попыток экономической модернизации, утрата "центром" полит. и экономич. рычагов воздействия на отдельные регионы ("парад суверенитетов ") ставили советское руководство перед необходимостью реформирования СССР. В августе 1991 консервативно настроенные представители высшего руководства страны предприняли попытку приостановить политическую демократизацию и ввести чрезвычайное положение. События 19-21 августа ("августовкий путч") привели к окончательному развалу союзной системы и утрате союзным руководством реальной власти. В России ведущую роль стал играть Ельцин, в июне 1991 -первый президент. В декабре 1991 в рез-те Беловежских соглашений между лидерами России, Украины и Белорусскии происходит развал СССР. Распад СССР не был вызван объективными экономическими причинами, он нарушил многообразные хозяйственные связи, которые складывались десятилетиями, противоречил мировым тенденциям экономического развития. Геополитические последствия распада: политический национализм, конфессиональные противоречия приводили к межгосуд. Конфликтам, политической нестабильности. События августа - декабря 1991 - пролог 3 этапа модернизации. Была сделана станва на свободные рыночные отношения и частную собственность. Главный вопрос - об экономических реформах. 1991 - программа "шокотерапии", которая понималась как одномоментный переход к рыночной экономике. Цель:ликвидировать товарный дефицит, создать механизм рыночной конкуренции между предприятиями и отраслями. Шокотерапия (Гайдар) привела к росту цен в 10-12 раз, обесцениванию сберегательных вкладов населения, породила кризис сбыта и проблему неплатежей предприятий, жестокую инфляцию. Начался процесс деиндустриализации. С/х в кризисе, зарплата резко отстает от цен, бедность, безработица, падение уровня жизни - социальные последствия. 1992 - рост недоверия к правительству. Несмотря на провозглашенное правительством катастрофическое состояние российской экономики, подходы к проведению реформ остались неизменными. Лето 1992 - программа приватизации гос. собственности (ваучеры) привела к сосредоточению ресурсов в руках гос. чиновников, номенклатуры, владельцев коммерческих структур, криминала. Новые владельцы не обеспечивали вложение денег в модернизацию техники -> общий спад производства продолжается, бюджетный дефицит свыше 12 трлн. руб, продолжается рост цен на товары, безработица. Черномырдин - поддержка курса реформ при определенных коррективах. 1994-1995 - 2 этап приватизации. Суть: свободная купля-продажа акций предприятий по рыночному курсу. Большие куски гос. собственности были проданы по цене в десятки раз ниже рыночной. 1997 - массовая всероссийская акция протеста - 5 млн. чел. Требования: экономич. и политич. характера. 1997 - новый этап реформизма: деноминация рубля - повышение его покупательносй способности в тысячу раз, но 1998 не принес улучшения в социально-экономической сфере, усугубил положение. Финансовый. кризис (дефолт) разрушающе повлиял на экономику страны, привел к обнищанию миллионов граждан. Сентябрь 1998 - новое правительство во главе с Примаковым. Для большинства граждан России экономическая и социальная цена радикальных реформ оказалась неприемлемой. Неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности, национальные конфликты, противостояние центра и регионов вызвали рост националистических настроений. Необходима корректировка внутренней политики, обращению к такой модернизации, которая бы отвечала социально-культурным реалиям и историческим традициям России. Изменения в политической системе: после краха КПСС начали появляться политические партии: прокоммунистические, националистич. и т.д. Одно из важных мероприятий - выработка новый Конституции: 12 декабря 1993 - выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. Парламент России (Федер. Собрание) состоял из 2 палат: верхняя - Совет Федерации и нижняя - Гос. Дума. В соотвествии с Конституцией, РФ - президентская республика. Президент избирается на 4 года. В связи с экономическим кризисом в политич. жизни проявляется кризис власти. Участились кадровые перестановки, которые не меняли положение в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодат. и исполнит. ветвями власти. Принимаются законы, противоречащие федеральному законодательству. Смена руководства страны в конце 90 стала новым этапом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. ==============
- 1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции и принципы изучения истории.
- 2. Основные этапы исторического развития. Краткая характеристика.
- 3. Образование Киевской Руси в контексте раннего европейского средневековья.
- 4. Значение принятия христианства на руси
- 5. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.
- 6. Политическая раздробленность на Руси: причины, последствия, оценки в исторической науке.
- 7. Влияние монголо-татарского ига на судьбу России.
- 8. Социально-экономические и политические предпосылки, этапы и особенности формирования единого Российского государства.
- 9. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель
- 11. Царствование Ивана Грозного. Реформы и опричнина. Точки зрения на его правление.
- 12. История крепостнического права в России.
- 13. Европа в начале Нового времени. Становление капиталистического уклада.
- 14. "Смутное время" Московского государства: причины, этапы, последствия.
- 15. Россия при первых Романовых. Предпосылки петровских преобразований.
- 16. 18 Век в европейской и мировой истории: реформы и революции.
- 17. Становление абсолютной монархии в России.
- 18. Значение реформ Петра 1 для исторического развития государства. Особенности императорской модели государственности.
- 19. Рост внешнеполитического и военного могущества России: его характерные черты, особенности, противоречия.
- 20. "Просвещенный абсолютизм" в России: его характерные черты, особенности, противоречия.
- 21. Внешняя политика Российской империи в годы правления Екатерины 2.
- 22. 19 Век в мировой и российской истории: основные тенденции развития.
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
- 26. Николай I и его Империя.
- 27. Реформы Александра II в контексте общемирового значения. Отмена крепостного права.
- 28. Аграрная реформа 1861 г. В России. Суть. Значение. Последствия. Отмена крепостного права.
- 31. Социально-экономическая модернизация России на рубеже XIX-XX вв. Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина.
- 32. Внешняя политика Российской империи на рубеже XIX-XX вв. Причины, этапы, итоги Первой Мировой войны.
- 33. Истоки и начало революционного кризиса в России в начале XX в.
- 34. Политические партии России в начале XX в. Опыт думского парламентаризма. 1 и 2 государственные думы россии .
- 35. Общенациональный кризис в России 1916-1917 гг.: истоки, основные этапы, итоги.
- 36. Гражданская война в России: причины, основные этапы, последствия.
- 38. Нэп(Новая экономическая политика): теория и практика.
- 39. Форсированная индустриализация: итоги, цена.
- 40. Ссср и окружающий мир в 20-30-е гг. XX в.
- 44. Ссср в 50-80-е гг. XX в.: основные этапы развития.
- 45. Нтр: ссср и Запад. Основные тенденции развития мирового сообщества во второй половине XX в.
- 46. Перестройка: цели, итоги. Причины распада ссср.
- 47. Попытки социально-экономической модернизации России на рубеже XX-XXI вв.
- 48. Внешняя политика современной России в условиях глобализации. Политика россии в современном мире.