1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
Во главе государства стоял фараон. Фараон - происходит от египетского выражения «великий дом». Первоначально так называли дворец, в котором жил египетский царь. Внешним обликом и одеянием фараон отличался от всех своих подданных. Он никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Парики были: парадные и повседневные. Поверх парика надевали диадему, которую обвивала золотая кобра. Золотая голова змеи с раскрытым кaпюшоном поднималась до середины лба фараона. Еще одна замечательная принадлежность туалета фараона – накладная борода, заплетенная в косички. Ее соединяли с париком две повязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку. Основной частью одеяния фараона были набедренная повязка - почти такая же, как у всех египтян, только гофрированная. Часто к поясу подвязывали сделанный из драгоценных металлов передник в форме трапеции. Завершали убранство фараона драгоценности и украшения, которые могли весить несколько килограмм. Облик фараона должен был подчеркивать его величие. Фараоны в Древнем Египте обожествлялись.
Религия древних египтян сформировалась в эпоху Раннего царства. Она включала в себя:
культ природы
культ предков
астральный культ (поклонение светилам)
культы загробного мира.
Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов. Верховными божествами были: Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Каждая область предпочитала верить в своего бога. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, на первое место выходит бог солнца Ра или Амон-Ра. Боги в Древнем Египте изображались обычно с туловищем человека и головой какого-нибудь животного или птицы. Солнечная символика была многообразна; солнце изображали в виде крылатого шара с множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом или с головой барана. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, символизировал солнечный луч.
Осирис – царь загробного мира, бог умирающей и воскресающей природы; Исида – жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства, богиня воды и ветра, мореплавания (изображалась с головой или рогами коровы); Птах – бог истины и справедливости, покровитель ремесел и искусств; Гор – сын Исиды и Осириса, бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего (почитался в виде сокола); Тот – бог мудрости, владыка слова и счета, создатель письменности (изображался с головой сокола или павианом); Сехмет – жена Птаха – богиня войны и палящего солнца, целительница и покровительница врачей (в виде женщины с головой львицы); Маат – богиня истины и порядка; Нефертум – бог растительности (изображался в виде юноши в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера); Анубис – бог погребальных обрядов, некрополей и бальзамирования, покровитель умерших (с головой собаки или шакала); бог земли Геб изображался в виде человека с головой змеи; Нут – богиня неба – огромная корова, темное тело которой усеяно звездами; богиня Бастет – покровительница женщин и женской красоты (черная кошка или с головой кошки). Египтяне поклонялись священным животным: быку, крокодилу, кошке, навозному жуку – скарабею. Скарабей изображался в образе жука, толкающего перед собой солнечный диск, либо летящим и несущим солнце. Он считался воплощением восходящего солнца и с ним связывали надежды на жизнь и воскресение. Священных животных кормили отборной пищей, на передние лапы надевали кольца, вешали золотые серьги.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, страстное желание бессмертия. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа». Появилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец, можно ждать воскрешение усопшего. Живые должны были позаботиться о том, чтобы тело усопшего было сохранено, так как от этого зависело его благополучие в загробной жизни. Так появилось искусство бальзамирования и изготовления мумий. По представлению египтян, человек был наделен несколькими душами, среди которых «Ка» являлась двойником, «Ба» – проявлением его сущности, «Ах» – привидением, «Рен» – именем и т.д. Из них самую значительную роль играла «Ка», обозначавшееся иероглифом в виде поднятых рук, согнутых в локте, и «Ба», представлявшееся в образе птицы с человеческой головой. Посмертное существование воспринималось египтянами как продолжение земной жизни, поэтому стены погребальных камер богато расписывались сценами земной жизни фараонов. Мумию помещали в саркофаг. На случай, если мумия не сохранится, в гробницу ставили каменные или деревянные скульптуры-двойники (в них должна была вселиться душа «Ка»). Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом умершего. Поскольку бальзамирование и мумифицирование стоило дорого, то это было доступно только семье фараона и знатным людям. Фараоны тратили большие средства на пышное погребение, подготовка к которому велась еще при жизни. Сохранение в целостности их тела в гробнице должно было обеспечить им бессмертие.
Фараоны Древнего царства оставили после себя память – пирамиды - мощные каменные гробницы. Пирамиды – это своеобразный символ, сосредоточивший достижения древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Всего в Египте 80 пирамид. Первая пирамида была ступенчатая, как лестница к небу – это пирамида фараона Джосера. Ее высота 60 м. Однако, самая знаменитая и самая грандиозная – это пирамида Хеопса (Хуфу). Известно, что строили ее в течение 30-ти лет сотни тысяч людей. Первоначальная высота ее была 146,6 м. Сегодня, из-за наступления песков, высота ее 137 м. Длина стороны основания пирамиды 233 м. При строительстве пирамиды была допущена маленькая неточность: одна сторона длиннее трех других на 20 см. (ошибка всего составляет 0,0009). Пирамида сложена из 2.300000 каменных блоков массой около 2,5 тонн каждый. Общий вес пирамиды около 7 млн. тонн. Здесь же высятся пирамиды преемников Хеопса: сына по имени Хефрен (Хафра), которая всего на 3 метра ниже пирамиды отца, и пирамида внука Хеопса - фараона этой же династии, которого звали Микерин (Менкаура). До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. Пока остается также нераскрытой еще одна загадка пирамид. Отдельные каменные блоки быль столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже иголку. Пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехгранную форму. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную гармонию Вселенной. Снаружи пирамиды облицовывались прекрасно отшлифованными известняковыми плитами, но облицовка не сохранилась. Погребальные камеры и саркофаги давно разграблены. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, внутрь вел низкий коридор, причем угол наклона пола коридора был равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлениям древних египтян, направлялась душа «Ка» усопшего, которая вскоре должна была вернуться и вселиться в умершего.
В эпоху Среднего царства пирамиды строили из кирпича, так как фараоны 12, 13 династии боялись тратить большую часть государственных средств на личные потребности – пирамиды. Эти пирамиды дошли до нас в виде бесформенных холмов. К началу I тыс. до н. э. строительство пирамид было прекращено. Гробницы для фараонов стали устраивать в скалах – в Долине царей (в западной части Фив). Там найдено 60 гробниц. Однако и эти усыпальницы разграблены. Единственной, не разграбленной была найдена в 1922 году английскими археологами, гробница фараона Тутанхамона. Общий вес изделий из золота, найденных там, превышает тонну.
Искусство Египта Древнего царства монументально, спокойно и торжественно. Выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Сложились строго определенные типы статуй: стоящие – фигура выпрямлена, левая нога чуть выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящие – руки симметрично лежат на коленях, взгляд устремлен вдаль. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем и в Новом царствах и в более поздние периоды. Египетская скульптура служила в основном религиозным целям. Создавались статуи фараонов, военачальников, жрецов. По статуям можно представить, как выглядели и во что одевались древние египтяне. Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизэ. Сфинксов воздвигали перед заупокойными храмами. Это каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность, силу египетского правителя. Сфинкс из Гизэ высечен из целой скалы. Его длина 57 м, высота 20 м. Голова его имеет портретное сходство с фараоном Хафрой (Хефреном ). Все сфинксы считались воплощением бога солнца – Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок (клафт) с уреем посредине лба (урей – это изображение приподнятой кобры – символ царской власти). Большой сфинкс из Гизэ остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.
Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть продолжением жизни. Египетское искусство отличалось удивительным постоянством, сюжетные композиции переходили из столетия в столетие. Выработались изобразительные каноны, которые затем свято оберегались на протяжении веков.
Живопись. В живописи древних египтян утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги всегда изображались в профиль, а тело в фас. В живописи тела мужчин окрашивались в красно-коричневый или кирпичный цвет, женщин – в желто-розовый. Волосы у всех были черные, одежды белые.
В древнем Египте было развито строительство храмов. Некоторые храмы вытесывались в скалах.
Наука в Древнем Египте служила практическим и культовым целям. Главными ее хранителями являлись жрецы. Была развита астрономия и математика. Определяли площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария.
Был создан солнечный календарь, который состоял из 12 месяцев по 30 дней. Для его корректировки в конце года добавлялось пять дней, не принадлежавших ни к одному месяцу. Египетский календарь лег в основу юлианского календаря (Юлианский календарь был введен в 47 г. до н. э. Юлием Цезарем. В нем уже предусмотрен високосный год).
Письменность. Сложилась развитая система иероглифической письменности (700 иероглифов), что повлекло за собой взлет литературы. На базе египетских иероглифов возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы (современный Ливан), который, в свою очередь, лег в основу латинской азбуки.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.