2. Современные подходы к пониманию культуры
Культура - это сложное, многоаспектное явление.
Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.
Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.
Культура – это техника и технология, производство и потребление.
Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.
Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.
Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.
В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему.
Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:
1. Антропологический подход | Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют:
Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологии были изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами.
|
2. Философский подход | Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру. |
3. Аксиологический – ценностный подход | Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит:
Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
|
4. Деятельностный подход; системный подход
| Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека.
|
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход
| Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
|
6. Семиотический (символический) или знаковый подход
| Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы: - язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию; -мифы; - фольклорные и литературные произведения, - картины, - фильмы, - религиозные ритуалы и т.д. Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система.
|
7. Технологический подход | Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий.
|
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.