Статуя Зевса в Олимпии.
По одной из версий, древнегреческий город Олимпия был основан аргонавтами после возвращения из Колхиды, где они добывали золотое руно. Другая же версия утверждает, что Олимпию основал Пелоп, победив царя Эномая в состязании на колесницах. Пелоп, по преданию, стал правителем той области, которая стала называться по его имени Пелопоннесом, основал и учредил Олимпийские игры.
Почти 3000 лет назад Олимпия была важным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования.
Величайшее здание возводилось между 466-м и 456 гг. до н.э. под руководством архитектора Либона Элидского. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. Длина храма достигала 64 м, ширина – 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Храм состоял из трех частей: в центральном зале, на полу из красного гранита, окаймленного белым мрамором, стояла черная плита – пьедестал статуи Зевса Олимпийского.
Но в течение нескольких лет после окончания строительства храм «пустовал», так как не было статуи, достойной самого бога Зевса. И вот создателем статуи Зевса был выбран скульптор Фидий, который уже успел прославиться как творец двух величественных статуй богини Афины.
Как гласит легенда, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе и спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ на его слова раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул: Зевс был доволен.4
Приступив к созданию статуи, Фидий и его подручные, прежде всего, изготовили деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. В одной руке громовержец держал золотую статую Ники – богини победы, другой же опирался на широкий жезл. Когда рабочие отполировали стыки, завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.
Законченная статуя достигала в высоту 13 м и почти касалась потолка храма. Очевидцы утверждали, что храм казался тесным для статуи. «Она была столь высокой, что, хотя храм и имел немалую высоту, все казалось, что художник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу», - писал историк и географ Страбон.5
Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Боковые стенки трона были расписаны художником Паленом, родственником и помощником Фидия. Трон был богато украшен рельефами, прославлявшими громовержца, подлокотники были выполнены в виде сфинксов, на спинке трона имелись изображения трех харит и трех ор.
Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли взглянуть божеству «в лицо».
-
Колосс Родосский.
Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе – острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. Правда, мы не знаем точно, как выглядела статуя, но известно, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 метров. Она была создана скульптором Харесом, учеником прославленного Лисиппа. Харесу понадобилось 12 лет на ее возведение.
4Большая серия знаний. Чудеса света/ - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.: ил., стр. 57, примечание 2.
5Большая серия знаний. Чудеса света/ - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.: ил., стр. 58, абзац 2.
Трудно сказать точно, когда именно Харес работал над статуей, но известно, что к 281 г. до н.э. Колосс Родосский уже стоял на своем месте. Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком.
Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.
На сооружение Колосса Родосского ушло огромное количество металла; один древний автор утверждает, что потребовалось 500 талантов меди и 300 талантов железа, однако по другим версиям, Птоломей Третий на реставрацию Колосса в 225 г. отправил 3000 талантов меди, что превышает первые цифры почти в четыре раза. В любом случае, современные ученые склонны считать, что вес Колосса едва ли был меньше, чем 500 тонн.
Любопытно, что на народном собрании далеко не все высказывались в пользу создания подобной статуи – опасались, не обидится ли Гелиос, если рядом с ним, бессмертным богом, засияет рукотворное солнце.
Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до н.э. Самым уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи ее уперлись в землю.
Казалось, Родосский Колосс навсегда канул в небытие. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани острова Родос кисть правой руки бога солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.
- Глава 1. Краткое описание «Семи чудес света».
- 1.3 Храм Артемиды в Эфесе.
- Статуя Зевса в Олимпии.
- Александрийский маяк.
- 6Запись в древней рукописи, найденной при раскопках.
- Глава 2. Чудеса света, которые не вошли в «Семь чудес света».
- Хрустальный череп из Лубаантуна.
- Стоунхендж.
- 7Большая серия знаний. Чудеса света/ - м.: ооо «тд «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.: ил., стр. 29, абзац 2.
- Статуи острова Пасхи.
- Скальный город Петра.
- 8Большая серия знаний. Чудеса света/ - м.: ооо «тд «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.: ил., стр. 28, абзац 3.
- Церкви Лалибэлы: священный город в горах.
- 9Легенда про путешественника Буркхарда, изложена в рукописях.
- Сфинкс.
- 10Большая серия знаний. Мифы народов мира/ - м.: ооо «тд «Издательство Мир книги», 2005. – 128с.: ил., стр. 45, абзац 3.
- Шесть монастырей в Греции.
- Заключение.
- Список использованной литературы.