logo search
шпоры нов ист

33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)

На всех этапах российского исторического процесса накапливался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгородское вече, Боярская дума, Земский собор и другие органы центральной и местной сословно-представительной власти в определенной мере ограничивали власть князей, монархов, заставляли их прислушиваться к мнению народа. Жесткая централизация, установление самодержавной монархия сопровождались ограничением и ликвидацией представительной власти, однако система местного самоуправления продолжала существовать и несла в себе идею создания представительных организаций с возрастающими правами.

Поиск путей реформирования общественного устройства России привел общественное движение к мысли о необходимости создания общероссийского представительного органа. Но реформы второй половины XIX в. в области местного самоуправления (земская, городская реформа) не завершились созданием такого органа, хотя демократические слои населения настаивали на этом.

Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав. Многоступенчатые выборы проводились по четырём неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. По каждой курии избирались выборщики.

Выборы в 1 Государственную думу (27 апреля — 8 июля 1906 г.) прошли в марте-апреле 1906 г. Самой многочисленной в составе думы оказалась фракция кадетов, которой из 448 депутатов было предоставлено 153 места. К тому же к ним примыкали 63 депутата национальных групп. На правом фланге думы оказались октябристы. Черносотенные организации не смогли провести своих депутатов. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Депутаты-кадеты стремились использовать свое пребывание в Думе для ограничения власти царя через конституционные реформы. Но центральным вопросом стал аграрный. На рассмотрение Думы были внесены аграрные законопроекты кадетской партии и трудовиков. Оба проекта предусматривали образование земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (не в собственность, а в пользование). Между представленными проектами имелись существенные расхождения. Трудовики выступали фактически за национализацию земли, кадеты допускали сохранение крупных помещичьих имений. Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конечном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 июля 1906 г.

Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума (2 февраля — 2 июня 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. На ее левом фланге оказались 222 депутата, в том числе 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, 16 народных социалистов, на правом — монархисты и октябристы имели 54 депутата, кадеты, которые представляли своеобразный центр, получили 98 депутатских мест. Председателем II Думы, начавшей работу 20 февраля 1907 г., был избран кадет Ф. А. Головин. Кадеты избрали тактику “бережения” Думы от разгона. В этой связи они демонстрировали свою готовность сотрудничать с правительством. Как и в I Думе, во II Думе центральным был аграрный вопрос. Первыми поставили его трудовики. Был выдвинут и кадетский аграрный проект, но теперь он был правее прежнего и вызвал единодушное осуждение крестьянских депутатов.

Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительство перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена II Государственная дума. По новому избирательному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии было значительно увеличено. Отстранялись, как и прежде, от выборов женщины, студенты, военнослужащие. Лишались избирательных прав беднота и батраки, урезались права нерусских народов. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13 % взрослого населения.

Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Государственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитывала всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы — 154 депутата. Председателем думы был избран крупный московский фабрикант-октябрист А. И. Гучков. За полный срок (5 лет) деятельности Дума рассмотрела и утвердила 2117 законопроектов. Большинство из них составляли текущие законы о сметах различных ведомств.

Основные дебаты депутатов Думы вызвало обсуждение аграрного, рабочего и национального вопросов. Аграрный вопрос был связан с реформой Столыпина. Аграрную политику правительства защищали в Думе представители помещиков и крупной буржуазии, а резко критиковали трудовики. В январе 1912 г. Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, распространяющийся только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих. Национальный вопрос постоянно поднимали русские шовинисты, выдвинувшие лозунг “Россия для русских”. Часто разворачивались дебаты по еврейскому вопросу.

Выборы в IV Государственную думу (15 ноября 1912 г. — 6 (19) октября 1917 г.) проходили осенью 1912 г. в условиях революционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дискуссий — быть или не быть конституции? По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматриваться проблемы войны, внешней политики. Если социал-демократы и трудовая группа выступили с осуждением войны, то буржуазные и буржуазно-помещичьи партии заняли шовинистические и оборонческие позиции.

Наиболее важными сторонами деятельности Думы являлись обсуждение и утверждение новых законов и государственного бюджета страны. Законопроекты сначала рассматривались думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в трех чтениях. И только после утверждения проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам. Важнейшей частью повседневной деятельности Думы стало обсуждение депутатских запросов, но запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов. Оценивая опыт российского парламентаризма, необходимо отметить, что деятельность Думы была далека от совершенства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регулирующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах.