logo search
4_XIX_vek

Русская литература. Журналистика

Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствующим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н.М. Карамзин. Но уже во втором десятилетии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В.А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева.

Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстетического направления являются правдивое отражение объективной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано, прежде всего, с именем А.С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В.Г. Белинского, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К данному направлению относится также творчество М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и нарождающейся буржуазной цивилизации. Это направление получило название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В.Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.

Наиболее ярко критический дух этого направления проявился в произведениях Н.В. Гоголя, особенно в повести «Шинель». Богатый реалистический мир русского купечества отразил в своем творчестве драматург А.Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х гг. В 40–50-х гг. видное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочувствием рисует жизнь крепостных крестьян, раскрывает богатство души, талант, присущие простым людям. А.И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» показал, что крепостной строй губит народные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И.А. Гончаров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литературу писатели-реалисты Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.

Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». В1823–25 гг. в Петербурге А.К. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым издавался литературный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер и др. Историк Н.А. Полевой издавал литературно-критический и общественно-политический журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А.С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание перешло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847–48 гг. ведущую роль в «Современнике» играл В.Г Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В журнале печатались А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, Н.П. Огарев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. А.А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нём активно участвовали сначала М.Ю.Лермонтов, В.Ф. Одоевский, В.А. Соллогуб, А.В. Кольцов, позже И.С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д.В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В.Г. Белинский, который опубликовал в журнале большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М.П. Погодина был консервативного направления; он вёл полемику с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя.