16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
Мир культуры творится человеком. Каков человек – такова и культура, которую он создает. Но справедливо и обратное: определенный тип культуры производит определенный тип человека. Культура приобщает человека к социуму, к его ценностям, нормам и идеалам. Культура формирует цель и смысл бытия человека и развивает его собственную сущность. В культуре формируется и раскрывается духовный мир человека (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства). Поэтому культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». Любая вещь человека имеет культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре.
Эволюция человека создала предпосылки для развития культуры. Но и эволюция культуры связана с развитием человека. Человек не рождается культурным существом. Культурные нормы, как и прочие, культурные явления, усваиваются человеком в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми. Этот процесс в общественных науках называют при помощи термина «инкультурация».
Инкультурация - это процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, а также обычаев и традиций, языка. Это процесс формирования личности. В процессе инкультурации человек усваивает культурные ценности, которые разделяются его окружением.
Термин «инкультурация» по своему смыслу близок к термину «социализация».
Социализация - процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому. Это культурное наследование.
Социализация – это приобщение человека к принятым в данной культуре и обществе системам ценностей и норм. Социализация, предполагает внутреннее согласие человека принять общепринятые нормы. Это непрерывный процесс овладения культурой и индивидуализация личности.
Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Например, «дети джунглей» не прошли процесс инкультурации и социализации, т.е. им никто не передал социокультурный опыт, их никто из людей не учил, не воспитывал, и они не усвоили язык, нормы, ценности, традиции какого-нибудь общества. Они были полностью лишены общения с другими людьми и выросли среди животных. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми.
Основные формы инкультурации - научение и воспитание. Усвоение культуры происходит путем научения. Культура создается, и культуре обучаются. Поскольку она не может быть приобретена биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.
Процесс инкультурации начинается в самом раннем детстве и прекращается только в старости, то есть охватывает всю жизнь человека.
Различают первичную и вторичную инкультурацию.
Первичная инкультурация охватывает период детства. Здесь формируется личность человека.
Вторичная инкультурация охватывает остальную часть жизни человека. Дело в том, что культура не стоит на месте, она постоянно меняется и человек приспосабливается. Вторичная инкультурация обычно наиболее явно проявляется в случае смены места жительства. Переезд в другую страну неизбежно приводит к необходимости усваивать ту особую точку зрения на мир и отношения между людьми, которая принята в другой стране. Нередко это становится причиной серьезных стрессов.
В процессе инкультурации личные нормы и ценности вступают в противоборство с общепринятыми.
Поскольку личные ценности далеко не всегда совпадают с общепринятыми, процесс инкультурации имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.