2. Культура эпохи Нового царства.
Новое царство было временем высшего государственного и культурного расцвета Египта. Вся экономика и культура эпохи Нового царства теснейшим образом связана с завоевательной политикой фараонов XVIII-XIX династий. Египетское государство вело войны в Азии и Северной Африке. Из Палестины и Сирии вывозили медь; из Эфиопии – золото; из Нубии и Ливана – строевой лес. В этот период в Египте была наемная (профессиональная), хорошо оснащенная армия и сильный флот.
Египетская культура активно взаимодействовала с культурой соседних народов
Архитектура. В храмовых постройках появился особо величественный стиль. Город Фивы становится одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов и храмы. В течение нескольких веков строились знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (в восточной части Фив), а в Западной части Фив располагались усыпальницы фараонов – Долина царей. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в 2 км прямая аллея сфинксов. Колонный зал Карнакского храма был настоящим «лесом»: мощные колоны (лотосообразные, пальмообразные имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5 м.) Общее число колон – 134. Нижние части стен были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. Стены и колоны покрыты иероглифами. Карнакский храм – это каменный архив Египта.
Амарнская эпоха (XV век до н.э. 18 династия фараонов).
В истории эпохи Нового царства был кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической, религиозной жизни Египта, а также в египетском искусстве.
В XV веке до н.э. в Египте правила 18-я династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV. При нем была проведена религиозная реформа. Он пытался утвердить культ одного Бога, т.к. египетское многобожие не способствовало централизации страны. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Бога солнца Амона-Ра стали называть богом Атоном. Он стал богом-творцом и изображался в виде солнечного диска с отходящими от него лучами, заканчивающимися ладонями. Культ Атона был простым. Богослужения совершались под открытым небом.
Аменхотеп IV изменил свое имя и стал называться Эхнатон и основал новую столицу – г. Ахетатон (Горизонт Атона). Сейчас на этом месте находится деревня Телль-Эль-Амарна, поэтому период правления Эхнатона называют амарнским. При нем были сломаны традиционные правила в изобразительном искусстве. В искусстве появились светские мотивы, жизнелюбие. Появились многоцветные росписи, изображения простых людей. Создавались скульптурные портреты. Всемирно известным стал портрет супруги фараона Эхнатона – царицы Нифертити в высоком головном уборе. После смерти фараона Эхнатона был восстановлен культ Амона-Ра. В одном из папирусов 19-й династии Эхнатон был назван мятежным, а имя его предано проклятию. Однако амарнский стиль встречался в скульптуре и живописи еще фараона Рамсеса II (14-13 вв. до н.э.).
Одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта был Рамсес II. Он правил 66 лет. Память о нем пережила века. При нем был построен храм Рамессеум и в нем статуя самого Рамсеса II 17 м. высотой и весом 110 тон. Она разрушена. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Ниду.По обе стороны узкого входа возвышались 4 сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 метров были прорублены многочисленные помещения (колонный зал, святилище). Храм Абу-Симбел – это чудо архитектуры иодновременно оптическое чудо, четкий инженерный расчет строителей храма. В зале была одна дверь – в святилище – низкое, темное помещение. Дважды в год 19 октября (в день рождения Рамсеса II) и 21 февраля (в день его восшествия на трон) здесь совершалась торжественная церемония. Рамсес II показывался народу. Солнечный луч прорезал полутьму зала и высвечивал фараона – сына бога солнца Ра. В 1967 году при строительстве Асуанской плотины в Египте, храм попал под затопление.
После смерти Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры. Некоторое возрождение искусства наблюдалось при царях 26-й (Саисской) династии в 7 веке до н.э. и называется Саисский Ренессанс (возрождение).
Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие элементы египетской культуры сохранились до наших дней. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван А.Македонским.
Сокровища египетской мысли оказались притягательными для видных греческих ученых-философов, государственных деятелей. В Египте побывали древнегреческие мудрецы такие, как Солон, Фалес, Пифагор и др.
Египетское искусство и архитектура стали образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ египетской богини-матери Исиды, получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, живопись, львы, сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.