Идеология Сергия
Особый нравственный климат создавался там, где находился Сергий: «Он был первым тем, что был всем слуга», — отмечали историки русской церкви. Он умел делать многое: рубить лес, строить дома, пахать землю, сеять рожь, печь хлеб, шить одежду... Главными подвигами Сергия церковь считает воздержание, смирение и нестяжательство. Он был равнодушен к «внешним удобствам» — к одежде, пище, жилищным условиям. Он долго не соглашался принять сан пресвитера{106} и игумена, о чём упрашивала его братия.
Сергий не любил «празднословящих» — в самом широком смысле слова. Он, например, ire одобрял даже хождения иноков друг к другу из кельи в келью по вечерам. Он считал, что в это время лучше заниматься молитвою или рукоделием каждому в своей келье. Не всем монахам нравились правила общежительства в монастыре, да и не всем было по силам повторить духовный подвиг Сергия. Некоторые удалялись из его обители. Скрытое недовольство он почувствовал в поведении своего брата Стефана, который к тому времени всё же вернулся к Сергию. И когда это явно проявилось, Сергий покинул обитель и удалился в Киржач, где также положил начало строительству нового монастыря. Старцы Троице-Сергиева монастыря умоляли его вернуться. Он не соглашался. И лишь с помощью митрополита Алексия им удалось вернуть своего игумена.
Сергий был убеждённым общинником, и это было одной из главных черт его идеологии. В его обители всё было общим, не разрешалось что-либо называть «своим». По уставу Сергия монахи не имели права единолично владеть каким-либо имуществом, питаться отдельно от монашеской общины, даже если они являлись представителями богатого и знатного рода. Монахи должны были отказаться от любых внешних различий, связанных с социальным происхождением. Сергий считал, что избыток чего-либо влечёт за собою «нерадение и порок». Но «избыток» в монастыре появился, так как он и его братия были великими тружениками. Накормить нищих, подать просящим, дать приют бездомным стали традицией их обители.
Русский философ Г. П. Федотов писал: «Главою и учителем нового пустынножительного иночества был, бесспорно, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или "собеседниками", то есть испытавшими его духовное влияние».
В этой связи невозможно не упомянуть таких великих его последователей, как Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Но, развивая учение Сергия уже столетие спустя после его кончины, они пришли, как это ни странно, к разным выводам по поводу практической деятельности монастырей, которые к тому времени являлись крупными землевладельцами. Многие богатые люди либо дарили при жизни, либо оставляли в наследство «на помин души» свои земельные угодья в известные обители или на создание новых.
Иосиф Волоцкий считал, что укрепление и расширение монастырского землевладения является основой для роста благотворительной деятельности. Чем богаче монастырь, тем больше у него возможность помогать бедным. И они действительно занимались активной благотворительной деятельностью.
Нил Сорский, поминая один из тезисов Сергия Радонежского, что избыток чего-либо влечёт за собою «нерадение и порок», безоговорочно выступал против монастырского землевладения. Монастырские земли можно отдать и в государственную собственность. А у Церкви есть дела и более важные, например, борьба с еретиками различных мастей, которые вдруг стали проявлять свою активность. И вообще, духовность является главным богатством монаха, и в этом отношении он должен служить примером для всего населения Руси. Сторонников Нила Сорского называли «нестяжателями».
- Русь в IX—XII веках Рюрики и первые Рюриковичи рюрик
- Святослав
- Владимир-креститель Русь накануне крещения
- Крещение Владимира
- Особенности Крещения Руси
- Значение Крещения Руси
- Ярослав Мудрый и его наследники
- Митрополит Иларион
- Владимир Мономах и Мономаховичи
- Князья Владимиро-Суздальской земли
- Новгородская земля и её правители
- Приложение предание об основании киева
- Поход олега на царьград
- Смерть олега от своего коня
- Смерь игоря
- Начало княжества святослава, сына игорева
- Князь святослав
- Похвала ярославу — просветителю руси
- Смерть ярослава и наставление сыновьям
- Поучение владимира мономаха{73} (извлечение)
- Русская правда{74} (извлечение)
- Русь в XIII веке Монголы и Русь Чингисхан
- Монголо-татарское нашествие на Русь
- Золотая Орда
- Оценки особенностей отношений Руси с монгольскими завоевателями
- Александр Невский
- Русь между восточными и западными завоевателями
- Битва на Неве
- Ледовое побоище
- Политическая деятельность Александра Невского
- Князья Галицко-Волынской земли
- Русь в XIV-XVI веках
- Князь Даниил Александрович и его братья
- Борьба за ярлык на великое княжение. Иван Калита и его наследие
- Москва — центр объединения русским сил. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской.
- Сергий Радонежский
- Биография Сергия. «Промысел Божий»
- Создание монастыря
- Идеология Сергия
- Церковь и государство
- Княжение Василия I
- Великий князь и государь Иван Васильевич. Внешняя политика
- Внутренняя политика России
- Развитие культуры
- Семейные отношения Ивана III
- Взаимоотношения правителей Руси и Литвы Создание Литовского государства
- Образование Великого княжества Литовского
- Объединение Речи Послолитой и Великого княжества Литовского
- Результат Люблинской унии 1569 года
- Последний собиратель русских земель Семейная жизнь Василия lll
- Василий III — глава государства
- Елена Глинская — правительница России
- Иван IV Внутренняя политика первого российского царя
- Внешняя политика
- Опричнина
- Образ Ивана IV в исторических документах, литературе и искусстве
- Лица Смутного времени Первый выбранный царь
- Политические истоки Смуты
- События Смуты
- Выход из Смуты
- Царь Михаил Фёдорович Романов Истоки династии Романовых
- Начало царствования Михаила Романова
- Единение патриарха и царя
- Во времена "Тишайшего" Набожный царь
- Окружение царя
- Основные события в годы царствования Алексея Михайловича
- Церковь, русская культура и её деятели