34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
Теоретические рассуждения приводят к предположению, что Россия могла избежать революций 1917 г., но при условии, во-первых, если бы реформа 1861 г. не только юридически освободила крестьян от крепостной зависимости, но и наделила их землей, во-вторых, земская реформа 1864 г. завершилась бы созданием в России представительного законодательного органа типа Государственной думы, в-третьих, радикальная аграрная реформа, вроде столыпинской, была бы проведена на несколько десятилетий раньше и доведена до своего логического завершения. Своевременное осуществление этих преобразований зависело от поведения российских властей.
В России правящие “верхи” господствовали особенно грубо и цинично. За исключением немногих своих представителей, они препятствовали мирному разрешению назревающих проблем, а вынужденные под угрозой утраты власти идти на реформы, делали это непоследовательно и сразу же стремились вернуть утраченное. Последний российский император Николай II, согласившийся на некоторые шаги в сторону конституционной монархии в революции 1905—1907 гг., после революции стремился к восстановлению всей полноты самодержавной власти и сохранению сословных привилегий господствующих социальных слоев.
Специфика исторического процесса в России спрессовала во времени и пространстве фундаментальные проблемы общественного преобразования разных эпох. До предела обострилась аграрная проблема. Далее сохранять помещичье землевладение и безземельное крестьянство становилось просто невозможно. Одновременно надо было дать простор капиталистической индустриализации, обеспечить быстрый культурно-образовательный рост общества. Все это было невозможно осуществить без демократизации государства, национальных отношений, всей общественной жизни.
Революция 1905—1907 гг. до предела обнажила все потребности общественного преобразования и в сознании многих миллионов людей перевела их из туманной абстракции в реальный личный интерес. История резко ускорила свое движение. Усилия царских властей, опирающихся на дворянство, крупную буржуазию, прикормленную льготными госзаказами, чиновничество и офицерство, не только не могли предотвратить назревающий социальный взрыв, а, напротив, способствовали накапливанию и консолидации сил для этого взрыва.
Особую остроту и зрелость революционной ситуации в России к началу 1917 г. придала война. В условиях войны быстро формировался военно-государственный капитализм. Монополии, особенно те из них, которые были связаны с производством оружия, пользуясь слабостью царской власти, подчиняли ее своим потребностям, оттесняя прогрессивно настроенных сторонников модернизации самодержавия. Правящие круги оказывались все в большей изоляции.
Либеральная буржуазия и интеллигенция все дальше отходили от правительственной группировки и превратились в одну из сил, расшатывающих самодержавие. Лидер кадетов Милюков П. Н. своими выступлениями в Думе убеждал россиян в том, что царское правительство — это кучка темных личностей, которые государственные дела подчиняют своим низменным личным интересам и поэтому опасны для страны. Политический кризис явно проявлялся в нарастающем развале правительственной власти. За тридцать месяцев войны сменилось четыре главы правительства, шесть министров внутренних дел и четыре военных министра. Даже генералитет и офицерство не хотели поддерживать такую власть.
Неспособность царских властей управлять страдой в условиях войны усугублялась экономическим положением России. К 1917 г. страна оказалась на грани хозяйственной катастрофы. Многие предприятия останавливались из-за отсутствия сырья и топлива, железные дороги еле справлялись с военными перевозками, не хватало продуктов питания, неудержимо росли цены, нарастали нужда и бедствия народа, а вместе с ними и его политическая активность. В 1914 г. в стране было зафиксировано 70 стачек, а в 1916 г. их число превысило 1400.
Нарастающий экономический и политический кризис стимулирующее воздействовал на революционно-демократические силы. В ходе войны они объединились в антиправительственный левый блок. Ведущую роль в нем играли большевики — одна из наиболее организованных и влиятельных партий. Большевиков поддерживали левые группы в национальных социал-демократических партиях и ставшие самостоятельной партией с 1915 г. левые эсеры.
Новый, 1917 г. начался с митингов, демонстраций в крупных промышленных центрах в связи с двенадцатой годовщиной расстрела рабочих на Дворцовой площади Петербурга. К концу февраля забастовка стала всеобщей, а 27 февраля антиправительственные демонстрации в Петрограде переросли в вооруженное восстание. Петроградский Совет до июня 1917 г. фактически руководил Советами всей страны и проявил себя как реальная революционная власть. Им были организованы военные и продовольственные комиссии, создана рабочая вооруженная милиция, установлен контроль над войсками, железнодорожным транспортом, типографиями и т.д.
Одновременно в Таврическом дворце, где создавался и действовал Петроградский Совет, был создан Временный комитет членов Государственной думы, который по согласованию с исполкомом совета создал Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым, членом партии кадетов. Видную роль в правительстве играли П. Н. Милюков, ставший министром иностранных дел, А. И. Гучков, возглавивший военное и морское министерство, А. Ф. Керенский, адвокат, руководитель фракции трудовиков в думе, перешедший в марте 1917 г. к эсерам, он возглавил министерство юстиция, а в последующих составах Временного правительства был военным министром и премьером. Большинство в первом составе Временного правительства принадлежало либерально-буржуазным партиям — кадетам и октябристам, при ведущей роли кадетов.
Временное правительство стало высшим и исполнительно-распорядительным органом власти, но выполняло и законодательные функции. На местах от его имени власть осуществляли губернские и уездные комиссары. Так на месте рухнувшей монархии в России сложилось двоевластие.
Советы, опирающиеся на волю народа, избравшего их, стали реальной силой, способной полностью взять власть в свои руки. Однако они не только позволили сохраниться Временному правительству и его представителям на местах, но и добровольно уступили ему фактическую власть. Объясняется это тем, что оказавшиеся в большинстве меньшевики и эсеры в Советах ориентировались на западные образцы представительной демократии, опирающейся на все слои общества и, прежде всего, на буржуазию. Их целью после свержения царизма был созыв Таким образом, неспособность царизма к уступкам и реформам постоянно обостряла кризис власти, ускорившийся в условиях первой мировой войны. Сложившиеся к началу 1917 г. объективные и субъективные условия все более настойчиво наталкивали Россию на второй из возможных путей исторического прогресса — путь революции. В гигантской империи не нашлось сил, способных защитить самодержавие. Но и совершенная революция не оказалась в состоянии разрешить стоявшие перед страной проблемы. Наступило время принятия новых кардинальных решений.
- 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
- 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
- 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
- 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры
- 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада
- 5. Роль религии в становлении государственности и культуры
- 7. Удельный период в истории России (XII-xvIвв.)
- 8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Запада и Востока (XIII в.)
- 9. Башкортостан в IX-XV вв
- 10. Культура Древнерусского государства
- 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-xvIвв.)
- 12. Эпоха Ивана Грозного
- 13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в
- 14. Внешняя политика России в XVI-XVII в
- 16. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей
- 17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления
- 15. Присоединение Башкирии к Русскому государству
- 18. Социальная и экономическая политика Петра I
- 19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
- 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
- 21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в
- 22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский м.М., Новосильцев н.Н
- 23.Общественные движения в России в первой половине XIX в
- 24. Соц.-экон. Развитие России в первой половине XIX в. Кантонная система управления в Башкортостане
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
- 26. Реформы 60-70-х годов XIX в. И их историческое значение
- 27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)
- 28. Внешняя политика России во второй половине XIX в
- 29. Экономическая политика с.Ю. Витте и аграрная реформа п.А. Столыпина
- 30. Революция 1905-1907 гг. В России и ее особенности
- 31. Внешняя политика России в конце XIX -начале XX вв
- 32. Образование политических партий в России (конец XIX— начале XX)
- 33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
- 34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 35. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
- 36. Октябрьская революция и установление Советской власти
- 37. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
- 38.Образование автономии Башкортостана
- 39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
- 40. Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.)
- 41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
- 42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
- 43. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- 44. Итоги и уроки мировой и вов. Вклад Башкортостана в Великую Победу
- 45. Общественно-политические процессы в ссср в 1945 - 1984 гг
- 46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
- 47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг
- 48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
- 51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)
- 52. Башкортостан в конце хх-хх1 в