XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
остальными людьми. Только в отношении варягов и колбягов закон
предусматривает штраф за укрывательство чужого челядина. Особенно важно
отметить, что в подробном списке лиц, жизнь которых охраняется древним
обычаем кровной мести или высоким штрафом в 40 гривен, есть все слои
городского населения, указаны даже приезжие киевляне, но нет ни варягов, ни
колбягов, хотя эти чужеземцы и владели домами в Новгороде.
Самое начало "Ярославовой Правды" как бы возвращает нас к той
злополучной ночи, когда возмущенные горожане мстили варягам на "Поромони
дворе". "Русская Правда" узаконивает право на кровную месть:
"Убьеть муж мужа -- то мьстить брату (за) брата, или сынови (за) отца,
любо отцю (за) сына, или братучаду, любо сестрину сынови (племянникам.--
Б.Р.). Аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин,
любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изгой будеть, любо
Словении, то 40 гривен положити за нь".
Предполагая обороняться в Новгороде от киевских отцовских дружин,
Ярослав заигрывал с наемными отрядами варягов, и не только не унимал их, но
даже зверски наказал новгородцев, творивших самовольный суд. Письмо княжны
Предславы изменило все -- перед Ярославом открылась возможность вмешаться в
начавшиеся усобицы: менялась роль варягов и отношение к ним Ярослава. Теперь
наемники должны были сами стремиться идти в поход на Киев, где они надеялись
на богатую добычу. Но Ярослав не мог отважиться на борьбу с коварным
полувизантийцем Святополком всего лишь с одной тысячей воинов, и к тому же
наемных, которые в решительный момент могли продать себя дороже другому
князю или, достаточно награбив, уйти домой, "за море".
В этих условиях Ярославу следовало опереться на какое-то более надежное
войско. Единственной возможностью был союз с Новгородом, с его боярством и
даже простыми людьми, а для этого нужно было дать какие-то гарантии,
оградить статьями княжего закона всех новгородцев от бесчинства варяжских
дружин Эймунда или иного конунга, которого судьба занесет в Новгород. Так
появился "Устав Ярослава" -- "Древнейшая Русская Правда", восемнадцать
статей которой защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и
простых словен от бесцеремонных посягательств варягов, нанятых для участия в
усобицах.
Частная инструкция о разборе драк и столкновений в Новгороде не
ставила, разумеется, своей задачей всеобъемлющий охват всех сторон
социальной жизни города и всей Русской земли. Она по самому своему замыслу
была очень ограниченной тематически и совершенно не входила (да и не должна
была входить) во взаимоотношения господина и холопов, господина и крестьян и
т. д. Лишь случайно в связи с основной темой об уличных столкновениях
упомянут подравшийся холоп, прячущийся в хоромах своего господина.
Поэтому глубоко не правы те буржуазные историки, которые рассматривали
эту "Древнейшую Русскую Правду" 1015 года как первый свод законов, будто бы
отражавший всю полноту тогдашней жизни. Из того факта, что этот юридический
документ ничего не говорит о сельском хозяйстве, о формах феодальной
зависимости крестьян, о смердах и закупах, делался совершенно нелогичный
вывод: раз закон обо всем этом молчит, то, значит, и в реальной жизни таких
явлений не было.
"Устав Ярослава" не был первым законодательным актом. Уже в договорах с
Византией 911 и 914 годов есть ссылки на "Закон Русский", и вполне возможно,
что статьи "Русской Правды" о челядине восходят к этому не дошедшему до нас
древнему закону, где применялась та же терминология. Многое в "Русской
Правде" опиралось на обычное неписаное право. Созданный в конкретных
исторических условиях 1015 года, "Устав Ярослава" оказался вполне применим
ко всем вообще случаям уличных побоищ, столь обычных в средневековых
городах, и просуществовал несколько веков, входя в сборники других княжеских
законов XI--XII веков.
"Русская Правда" является драгоценнейшим источником по истории
феодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый
комплекс юридических документов XI--XII веков, отразивший сложность русской
социальной жизни и ее эволюцию. "Русская Правда" была объектом самого
пристального внимания историков, начиная с В. Н. Татищева (1730-е годы) и
кончая такими крупными советскими историками, как Б. Д. Греков, С. В. Юшков,
М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепнин.
Сложный комплекс законов, объединяемый названием "Русская Правда",
расчленяется благодаря усилиям ученых следующим образом:
1. "Древнейшая Правда", или "Правда Ярослава", 1015-1016 годы.
2. Дополнения к "Правде Ярослава": "Устав мостником", "Покон вирный"
(Положение о сборщиках судебных штрафов).
3. "Правда Ярославичей" ("Правда Русской земли"). Утверждена сыновьями
Ярослава Мудрого -- Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 года.
4. "Устав Владимира Мономаха", 1113 год.
5. "Пространная Русская Правда". Примерно 1120--1130-е годы. Нередко ее
датируют началом XIII века.
Отдельные разделы этих основных юридических документов могли возникать
в связи с теми или иными социальными конфликтами и включаться в уже
существующий текст. "Русская Правда" не всеобъемлющий и не застывший свод
законов, а целая серия разновременных юридических установлений, постепенно
расширявших круг вопросов, охватываемых ими. Основная тенденция этой
эволюции заключалась в том, что от княжеского домениального закона "Правда"
постепенно разрасталась как сборник норм феодального права вообще, права,
охранявшего не только владения князя, но и любого "господина".
Помимо светского законодательства, в Древней Руси существовало и
обособленное от него законодательство церковное, обязательное, во-первых,
для церковных людей (духовенство, монахи, убогие, призреваемые люди, врачи),
а во-вторых, для всего населения по преступлениям и спорным делам
нефеодального порядка: умыкание невесты, развод, ссоры в семье, колдовство,
языческие моления, еретичество и др. Это законодательство XI--XIII веков
оформлено под названием "уставов", приписанных Владимиру I и Ярославу
Мудрому. Уставы дают богатый материал по русскому семейному праву.
Появление "Древнейшей Правды" как первой главы будущего кодекса
объясняется не тем, что драки рыцарей являлись самым существенным в жизни
государства, а тем, что в тот исторический момент, в разгар острых событий
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации