logo search
MHK-1

4. Становление христианского мира

Новая религия развивалась на первых порах как одна из иудейских сект, отличаясь от остальных бóльшим упором на благочестие и верой в приход мессии. Первые христианские общины состояли преимущественно на иудеев.

Что касается социального состава раннехристианских общин, то значительную, если не подавляющую их часть составляли выходцы из общественных низов. Говоря о первых христианских общинах, необходимо коснуться еще одного вопроса - их организации.

Христианское движение поначалу было представлено рядом отдельных, не связанных друг с другом и не обладавших четкой организацией общин. При возникновении эти общины могли использовать бытовавшие ранее формы частных религиозных сообществ: синагоги в иудейской среде, а за пределами иудейства - религиозно-профессиональные объединения типа греческих фиасов или латинских коллегий низших людей. Внутренняя жизнь первых христианских общин отличалась демократизмом и равенством. Наравне со свободными людьми в нее входили и рабы. Это равенство провозглашалось и осуществлялось первоначальным христианством прежде всего в духовном плане, как равенство всех верующих перед лицом Христа. Настоящего клира т.е. управляющей верхушки, отделенной от паствы (верующих), в то время еще не существовало. Ведущими фигурами в христианском движении на первых порах были странствующие проповедники и организаторы, обладавшие особенным даром проповеди и потому, как считалось, наделенные Божьей благодатью, харизмой. Такой тип проповедника представлял собой евангельский Иисус, а его продолжателями стали апостолы - персонажи Деяний апостольских.

Вопрос о реальном существовании Иисуса Христа и других персонажей евангельской легенды достаточно интересен. Особенно двоих - это Иоанн Креститель и Иисус Христос.

Об Иоанне Крестителе свидетельствуют прежде всего Евангелия, а из языческих писателей - Иосиф Флавий. Еще до пришествия Христа Иоанн Креститель выступал с проповедью духовного обращения:

- предсказывал скорое пришествие мессии (спасителя),

- призывал людей к покаянию,

- совершению под его началом священного омовения.

Критикуя прегрешения людей, Иоанн не щадил и сильных мира сего: он порицал за разврат местного правителя Иудеи царя Ирода. Царь Ирод в конце концов приказал схватить Иоанна и заточить в тюрьму, а позднее казнить (об этом рассказывает Евангелие от Матфея). Флавий подтверждает казнь Иоанна Иродом. Судя по всему, Иоанн был фигурой вполне реальной. В нем можно видеть одного из тех пророков, которые предрекали скорее пришествие мессии. Он придавал большое значение ритуальному омовению, отчего за ним и закрепилось прозвище Баптист, т.е. «совершающий омовения». Позднее, с развитием христианской символики, оно стало пониматься и переводиться как Креститель. Иоанн был предшественником Христа, отсюда идет и другое его прозвище - Предтеча.

Несколько сложнее обстоит дело с центральной фигурой христианской традиции - Иисусом Христом.

В Евангелии излагаются следующие события:

- подробно прослеживается родословная Христа,

- рассказывается о сверхъестественном зачатии девы Марии, обрученной с Иосифом,

- рождение Христа в Вифлееме,

- повествуется о бегстве Марии и Иосифа с младенцем Христом в Египет, поскольку царю Ироду было предсказано, что вскоре родится «царь царей», который его свергнет. Ирод приказал уничтожить всех еврейских младенцев, которые стали первыми мучениками молодого христианства, а имя Ирода стало нарицательным, обозначающим «душегуба»,

- возвращение Марии и Иосифа с Христом в Палестину, где они обосновались в городе Назарете (район Галилеи),

- принятие Христом крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан,

- начало проповеднической деятельности Христа в Галилее, а затем в Иерусалиме,

- рассказывается о том, как он возбудил своими взглядами и популярностью в народе подозрение и ненависть иудейских первосвященников,

- повествуется об аресте Христа, суде над ним (сначала иерусалимского синедриона (совет первосвященников), а затем римского наместника Понтия Пилата), признание его виновным в неверии и мятеже,

- мучительная казнь - распятие на кресте (позорная смерть, к которой приговаривали лишь рабов и особо опасных преступников),

- воскрешение Христа на 3 день,

- появление Христа перед своими учениками, которых он призвал продолжить его проповедь.

Так говорит Священное писание. Что же свидетельствуют античные авторы?

1) Иосиф Флавий, творчество которого приходится на І в., т.е. на время, совпадающее с возникновением христианского движения, дважды свидетельствует об Иисусе Христе:

- в «Иудейских древностях», рассказывая о ряде бедствий, постигших Иудею во времена императора Тиберия, когда наместником был Понтий Пилат (время его правления датируется приблизительно 27 - 37 гг.), Флавий упоминает о казни Христа;

- в «Иудейских древностях» Флавий в связи с рассказом о событиях времен Нерона.

Некоторые исследователи считают эти упоминания более поздними вставками в текст, т.е. фальсификацией, осуществленной каким-нибудь переписчиком - христианином. И действительно, при более внимательном рассмотрении в рассказе Флавия бросаются в глаза такие детали, которые странно выглядят у писателя, бывшего правоверным иудеем, и потому возбуждают сомнения в подлинности свидетельства. Например, у Флавия Христос называется «мессией», что неприемлемо для иудея. Или рассказ о воскрешении Христа на 3 день также не мог быть написан иудеем. В пользу фальсификации говорит и такой факт: в своей книге «Иудейская война» Флавий описывает историю восстаний в Палестине, но о Христе в ней нет ни слова, хотя описываемые события происходят в Галилее, т.е. именно там, где Иисус больше всего проповедовал и совершал чудеса.

2) Тацит в «Анналах» определенно говорит о Христе, рассказывая о пожаре в Риме 64 г., когда Нерон обвинил в этом христиан, последователях Христа.

3) сообщения Плиния Младшего имеют к теме Христа лишь косвенное отношение. В дошедшей до нас переписке Плиния с императором Трояном (между 111 - 117 гг.) упоминается о сильном христианском движении в Малой Азии и о преследовании Плинием христиан по подозрению в неуважительном отношении к официальным языческим культам. Однако о Христе говорится просто как о божестве, которому поклоняются христиане.

4) Светоний в «Жизнеописании двенадцати Цезарей» сообщает некоторые данные, относящиеся к истории раннего христианства: об изгнании императором Клавдием из Рима иудеев, волновавшихся по подстрекательству некоего Христа.

Таким образом, наверное, нужно признать, что однозначное решение проблемы историчности Иисуса Христа на сегодняшний день не представляется возможным, слишком мало точных данных.

Однако необходимо считаться с наличием по крайней мере двух возможностей в решении этой проблемы:

- с одной стороны, вполне обоснованно рассматривать Иисуса Христа как исторически развивавшейся образ мессии, сформировавшийся в русле древних мифологических представлений (культ богов умирающей и воскресающей природы, одним из которых мог быть древний палестинский бог Иешуа, кстати, Христос был распят 7 апреля, т.е. весной, когда расцветает все вокруг) и магических действий (ритуальное принесение в жертву за народ вождя племени), но более всего на основании ветхозаветных пророчеств о помазаннике божьем - мессии.

- с другой стороны, Иисус Христос мог быть вполне реальной личностью, проповедником, учителем, уверовавшим в свое призвание мессии.

Итак, говоря о новозаветных персонажах - основателях новой, христианской религии, можно отметить существование как бы трех поколений этих творцов:

1) протохристианство

Оно представлено именами Иоанна Крестителя, фигурой вполне исторической, непосредственно предваривший появление христианства.

2) иудео-христианство (первоначальное христианство)

Эта стадия связана прежде всего с Иисусом Христом.

3) апостольская стадия

Эта стадия приходится на тот момент, когда христианское движение пошло вширь, стало распространяться за пределы Палестины. Эта стадия связана с деятельностью тех, кто искренне считал себя учениками Иисуса Христа, им самим наставленными на путь истины, кто в христианской традиции именуется апостолами. Среди них, по преданию, размахом своей миссионерской (проповеднической) деятельности в особенности выделялись апостолы Петр и Павел. Согласно Деяниям апостолов, Петр проповедовал новую веру главным образом среди иудеев. Петра христианская традиция считает первым официальным главой - епископом христианской общины в Риме. В историчности древнейших миссионеров христианства сомневаться, скорее всего, не приходится. В особенности это касается Павла, предание не относит его к числу первых, непосредственных учеников Христа. Иудей, родом из Тарса (Малая Азия), он вначале принадлежал к числу гонителей христиан и лишь позднее сам обратился в христианство, сменив даже свое имя Савл на новое - Павел. Он обратился с новым учением к язычникам - неиудеям. Он был создателем общины христиан в Антиохии (в Сирии), члены которой первыми стали называть себя христианами.

К исходу ІІІ в. христианство захватило всю Римскую империю. По мере превращения из иудейской секты в мировую религию в христианстве происходили большие перемены:

1) изменения в национальном и социальном составе

Провозглашенный христианством своеобразный космополитический (всеобщий) принцип: «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» - широко открыл двери христианских общин для людей самого разного происхождения.

Одновременно с массой бедных и угнетенных людей в составе христианских общин все чаще появляются люди из средних и высших общественных слоев, которые начинают задавать тон общим настроениям и оказывают сильнейшее воздействие на жизнь и организацию общин.

2) появление идеи единой церкви

В апостольских посланиях появляется и идея единой христианской организации - церкви, главой которой считается Христос. Концепция такой церкви изложена в Послании Павла к эфесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава семьи, как и Христос глава церкви, и он же спаситель тела; но, как церковь, повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем…». Конечно, возникновение действительной общехристианской организации - вселенской церкви - было делом достаточно долгим. Завершилось оно лишь на рубеже ІІІ - ІV вв., ко времени правления императора Константина.

3) изменение структуры отдельной христианской общины

Одновременно изменению подверглась и организационная структура каждой отдельной христианской общины. На смену зыбкому и неопределенному руководству пророков и апостолов (нередко бродячих) приходит административная верхушка, так называемый, клир, составленный из группы должностных лиц с более или менее четкими правами и обязанностями. Это были епископы, ставшие теперь постоянными руководителями христианских общин, и их помощники - диаконы и пресвитеры (старейшины).

Вторая половина ІІІ в. - эпоха начала массового распространения христианства и глубокого кризиса язычества. В начале ІV в. христиане составляли уже более 10 % населения империи. Ничтожная еще во ІІ в. секта спустя столетие стала весомой и реальной силой. В этот период христианство не было однородным. Непрерывно умножалось число направлений и течений. Ряды христиан постоянно пополнялись людьми состоятельными и влиятельными. Увеличивался разрыв между «посвященными» и «непосвященными». Росла духовная власть глав церкви - епископов: «кто не с епископом, тот вне церкви».

В жизни и деятельности церкви значительную роль начали играть соборы - съезды духовенства, на которых решались спорные вопросы учения, церковной практики, обрядности. В проповедях все груше звучало осуждение богатства. С массовым распространением христианства проблемы единства церкви обретали особое значение. Любое разномыслие считалось как прямое предательство. Античное язычество не знало той остроты и беспощадности внутренних конфликтов, каким отличалось христианство. В начале ІV в. христианская церковь все более и более стала нуждаться в союзе с государством. Такой союз ведет свое начало от императора Константина (время правления 306 - 337 гг.), признавшего равноправие христиан с другими культами и склонившегося к особой его поддержке, за что был признан православной церковью «равноапостольным». Тогда же начинается многовековая история европейских «христианских монархий» - христианского государства, которая проходит через средневековье. Отношение Константина к христианству и церкви определялось в первую очередь политическими мотивами, политическим расчетом. Ему нужен был союз не с христианством вообще, а с теми его направлениями, которые отвечали интересам верхушки позднеантичного общества, и чью победу могла обеспечить церковь. Император в полной мере оценил ее готовность к союзу, как и потребность в поддержке, желание ради этого пойти на компромисс.

Ближайшим советником и сподвижником Константина стал епископ Евсевий, который разработал новую христианскую концепцию императорской власти. Евсевий опирался на эллинистическую идею «царя и царства». Но если последняя склонялась к обожествлению самого царя, признанию его прямым продолжением божества, то в христианской идее Евсевия не могло быть места для прямого обожествления земного правителя. Переработав эллинистическую идею, Евсевий выдвинул идею монаршей власти милостью божьей. Земной правитель из живого бога, родственника или потомка богов, превращался в его наместника, представителя и исполнителя божьей воли в земных делах. Бог правит всем - он «Пантократор» («Вседержитель»). Император вершит земные дела - он «космократор». Так формировалась христианская концепция божественного происхождения земной власти, фактически опирающаяся на давние римские традиции «священства» Римской державы. Концепция Евсевия складывалась не как концепция божественного происхождения власти каждого правителя, а священства места, которое он занимал. Евсевий обосновывал императорское единовластие: один Бог на небе, один император на земле, а отсюда и единство церкви: одна власть - одна церковь.

313 г. - христианство было признано равноправным с другими официально признаваемыми государством верованиями. Это положение было записано в документе, вошедшем в мировую историю, как Миланский эдикт. Христианская церковь получила теперь право не только на отправление культа, строительство храмов, но и на собственное имущество и доходы. Начинается превращение церкви в крупнейшего собственника империи, а духовенства - в привилегированное сословие. Константин освободил его «от всех общественных обязанностей», чтобы оно служило «божеству со всей ревностью» для пользы «общественных дел»:

1) церковь и клир не платили налоги

2) на церковь распространились те привилегии, которыми раньше обладали языческие храмы:

- неприкосновенность

- право давать покровительство, убежище, защиту

- отпускать рабов на волю

3) признание посреднической роли церкви перед государственной властью

4) право ходатайства епископа перед государственной властью по мирским делам и заботам своей паствы. Константин, запретивший изуверские культы и жертвоприношения, гладиаторские бои, казнь рабов на кресте, закрывший немало языческих храмов и конфисковавший их имущество, значительную часть передал церкви. Из государственной казны выделялись немалые средства на благотворительную деятельность церкви. Эта практика государственной помощи, участия императорской власти в церковной благотворительности стала традицией. Государство осуществляло ее «руками церкви».

Церковь отблагодарила императора, осуждая христиан, уклонившихся от государственной, военной службы, выполнения своих гражданских обязанностей и повинностей. В новых условиях еще быстрее пошел процесс ее территориальной организации, формирования вселенской церкви, упрочения власти епископов, их контроля над духовенством. Используя поддержку государства, церковь ослабляла влияние паствы на выборы духовенства. Начиная с ІV в. епископы все чаще выбирались из городской знати, аристократии, а духовенство росло за счет зажиточных горожан.

Однако далеко не всем принявшим новую веру нравилось то, что происходило с церковью, и с момента признания церкви государством стало неуклонно расти число народных религиозных течений, отходивших от официальной церкви. Эти течения пытались в рамках своих религиозных общин осуществлять раннехристианские идеалы равенства и братства.

Постепенно складывался круг народных ересей, наиболее решительно отвергаемых и гонимых церковью:

1) донатизм

Назван по имени епископа Доната. Эта ересь, вылившаяся в религиозную форму социального протеста, получила широкое распространение в Северной Африке. Донатисты выступали не только против союза церкви с государством, но и против богатства духовенства, требуя, чтобы оно было образцом «евангельской чистоты» для верующих.

2) арианство

ІV в. открыл эпоху так называемых триадологических споров - о христианском понимании троичности божества (Бог - Отец, Бог - Христос, Бог - Святой Дух), взаимосвязи и соотношении составляющих Троицы. Священником из Александрии Арием (отсюда и название ереси - арианство) было выдвинуто положение, что Христос не обладает полной божественностью: так как он сотворен богом - отцом, то он уже не «единосущ», а только «подобносущ» ему. Учение Ария, низводившее Христа до положения полубожества, получило широкое распространение и популярность среди верующих. Против Ария яростно выступали сторонники «единосущия», которые не могли допустить принижения степени божественности Христа. Развернулась ожесточенная борьба.

325 год - именно эта борьба привела к созыву первого Никейского Вселенского собора (город Никея). На нем был выработан и утвержден в качестве Символа веры догмат о том, что сын Божий является единосущным Богу - отцу, другие суждения, в том числе и арианство, воспринимались как отклонение от истинного христианского учения, ересь. Собор был созван по настоянию церковных иерархов (общее название служителей церкви), прежде всего Евсевия, но руководил им император Константин, т.к. государству было важно преодолеть церковные расхождения. Помимо вопросов веры на соборе были рассмотрены и другие, связанные с устройством церкви, определены права, полномочия и границы власти епископов. Собор в основном оформил церковную иерархию. К этому моменту исторически сложилось несколько церквей, претендовавших на особое положение в системе вселенской церкви. На востоке империи виднейшими центрами, со своими сложившимися богословскими школами, стали:

- Антиохия (Сирия)

- Александрия (Египет).

На западе такое место занимал Рим, ставшей основным центром распространения христианства. Вполне естественно, что встал вопрос «о старшинстве». Никейский собор признал первенство Рима в церкви. За ним закреплялось право арбитра в церковных спорах и, соответственно, право обращаться к нему, к его авторитету. Так фактически оформилась структура, иерархия вселенской церкви, главой которой был признан епископ римский, прямой предшественник будущих пап.