logo search
шпоры нов ист

27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны В России и после реформы продолжалась борьба двух (“американского” и “прусского”) путей развития сельского хозяйства Победа “американского” пути могла произойти в стране лишь в результате революции. Предпочтение было отдано “прусскому” пути.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху — в период промышленного капитализма. К 80-м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30—40-е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале. Тогда же возникли новые отрасли промышленности — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорта, главным образом железнодорожного. Если в 1861 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. км. железных дорог, то к началу 80-х г. их сеть составляла уже 22 тыс. км.

В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на темпах строительства шоссейных дорог. Если с 1800 по 1861 гг. в России построили 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 по 1890 гг. — всего 5552 версты.Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 1860 г. в России насчитывалось 399 речных пароходов, в 1895 г. — 2539. В 70-х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.Модернизировался внутригородской транспорт. Уже в начале 60-х гг. с извозчиками Петербурга начала конкурировать“ конка”, а первый трамвай в России прошел по улицам г. Киева в 1892 г.

Бурно развивались средства связи. Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя пореформенной России являлось сочетание развитой капиталистической промышленности и отсталой деревни Для России характерны были сравнительно высокие темпы развития капитализма, более высокий, чем в западных странах, уровень концентрации промышленного производства.

Существенной чертой пореформенного развития России стало вторжение в экономику страны иностранного капитала, стремившегося занять ключевые позиции в ведущих отраслях тяжелой промышленности и в банковском деле.

Специфика капиталистического развития определила и особенности социально-классовой структуры российского общества. Одновременное существование в стране самых передовых форм промышленности и отсталых форм земледелия предопределило сосуществование здесь классов буржуазного и феодального обществ: пролетариата и буржуазии, крестьян и помещиков.

Наиболее многочисленным классом России было крестьянство, а также средние слои населения — ремесленники, кустари, мелкие торговцы. Расслоение крестьянства, образование в его среде новых слоев, свойственных буржуазному обществу, были важнейшим фактором развития капитализма в сельском хозяйстве. Из 97 млн. человек сельскохозяйственного населения 48,5 млн. составляла деревенская беднота, среднее крестьянство — 29,1 млн., зажиточное крестьянство — 19,4 млн. человек. Многообразие средних слоев, неоднородность крестьянского населения предопределили принадлежность их представителей к самым разным идейно политическим лагерям.

Новым явлением в классовой борьбе пореформенного периода был рост социальных противоречий внутри самого крестьянства. В деревне разгорались две социальные войны: одна — всей массы крестьян против помещиков и царизма, и другая — между сельской буржуазией и деревенским пролетариатом.

Колоссальные земельные владения (хотя и сокращающиеся: в 60-х гг. XIX в. — 87 млн. десяти земли, в 1877 г. — 73, в 1905 г.— 53 млн. десятин земли) определяли экономическое могущество дворянства. По переписи 1897 г. дворянское сословие насчитывало 1853184 человека (около 1,5 % населения) и по социально-экономическому положению делилось на мелкопоместных, среднепоместных и крупно-поместных. Сила дворянства заключалась также в ею особом привилегированном положении в стране, в близости к царю, в обладании рядом важных постов в государственном аппарате. К концу XIX в. экономическая основа господства этого класса была подорвана, но не сломлена.

По социально-экономическому положению и по политическим позициям к дворянам-помещикам примыкало духовенство. Церкви принадлежало более 2 млн. десятин земли. В 1912 г. в России насчитывалось 111 тыс. священников и дьяконов, почти 100 тыс. монахов и монахинь. В ведении церкви находилась целая система учебных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ, почти 43 тыс. церковно-приходских школ,

Развитие промышленности, транспорта и связи форсировало рост численности рабочего класса. За неполные 15 лет (с 1865 по 1879 гг.) в 1,5 раза выросло число индустриальных рабочих и достигло почти миллионного уровня. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. В конце XIX в. в стране насчитывалось 10—14 млн. наемных рабочих, а удельный вес рабочего класса в самодеятельном населении России равнялся примерно 32 %.

Быстрое развитие капитализма приводило к тому, что для возникновения привилегированных прослоек (типа рабочей аристократии Запада) в России не сложилось необходимых условий. Форсированное развитие системы крупно-индустриального производства ускоряло консолидацию рабочего класса в масштабах всей страны. Пролетариат поэтому раньше, чем буржуазия, начал выступать как самостоятельная политическая сила. В странах Западной Европы этот процесс начался с образования буржуазных партий.

Значительно возросли ряды российской буржуазии, которые также рекрутировались в основном из крестьянства. В 1897 г. крупная российская буржуазия насчитывала приблизительно 1,5 млн. человек. Буржуазия, как и все классы России, была неоднородной и по имущественному положению (крупная, мелкая и средняя), и по политической ориентации.

Участвуя в процессе создания общероссийской системы крупного индустриального производства, наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX в. не смогла сложиться в класс, монопольно распоряжающийся индустриальной мощью страны, и политически осознать себя таковым.