13. Возникновение и становление постмодернизма.
Культура постмодернизма – это культура постиндустриального информационного общества. Американский ученый Д. Белл в 1965 г. впервые выдвинул постиндустриальную гипотезу. В его интерпретации речь идет о таком обществе, где значение и место сферы услуг выше, нежели индустрия. Д. Белл считал, что индустриальная эпоха длилась 200 лет и в середине ХХ века сменилась постиндустриальной эпохой.
Появилось понятие «информационное общество». Информация стала более важной составляющей общественной системы, чем земля, труд, капитал. Произошла компьютерная революция. Культура информационного общества - это экранная культура, пришедшая на смену письменной.
Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в кoнцe 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. В 80-е годы постмодернизм стал международным явлением, однако более всего он применим к Западной Европе, поскольку именно здесь в наиболее четком виде имели место предшествующие ему три эпохи: Античность, Средневековье и Новое время (17, 18 и 19 вв.) – эпоха капиталистического индустриального общества) и новейшее время (20 век). На других континентах эпоха Нового времени часто оказывается в размытом виде, а в истории США отсутствуют Античность и Средневековье.
Основное содержание Нового и новейшего времени – это преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку.
В XVII веке происходит первая научная революция и зарождается научно-технический прогресс. В середине XVII века Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы.
В XVIII веке философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Они разработали концепцию нового общества с общечеловеческими принципами, ценностями и идеалами: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Мечтали о «светлом будущем», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности. Основными средствами построения нового общества и достижения светлого будущего объявлялись просвещение и воспитание. Просветители верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач. Высшая форма разума - наука - даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам, а человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеет самим собой, поставит все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.
XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей. В XIX веке капиталистическое общество было далеким от идеалов просветителей. Прежнее деление на сословия уступило место не менее жесткому делению на классы с противоположными интересами. Поэтому в середине XIX века появился марксизм, предложивший революционный путь реализации просветительских идеалов. В период нового времени (17-19 в.) сложилась колониальная система. В XIX веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия.
В ХХ веке человечество пыталось приблизиться к светлому будущему, однако прошло через многие испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Появилось искусство модернизма и авангарда.
Постмодернизм появился во второй половине ХХ века, и утвердился в последние десятилетия ХХ века. Феномен постмодернизма объясняют два события ХХ века:
1. Первое важное событие – социально-экономический кризис 30-40-х годов «Великая депрессия». Кризис изменил характер капитализма и капиталистического производства. Производство переставало бьггь производством ради производства. Его непосредственной целью становились не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее. Создавались вполне приемлемые для человека условия существования, которые распространялись на две трети общества. Более того, в Швеции предпринималась попытка построить общество «трех третей», то есть общество, в котором все имеют достойные условия существования, что составляет главную особенность так называемого «шведского социализма».
2. Второе важное событие - экологический кризис, явно обозначившийся в 60-е годы. Этот кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, равносильной поражению. Будущее оказалось слишком пугающим.
На переход к постмодернизму повлияла также и НТР. Научно-техническая революция привела, к своего рода, сжатию исторического пространства и времени.
В самом общем виде постмодернизм означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. Появилась культура постмодернизма.
Культура постмодернизма это:
Примитивность массовых вкусов, узкий спектр духовных потребностей, ориентация на зрелища.
Подвергаются критике ценности добра, красоты, справедливости, содружества, веры в человека.
Вседозволенность.
Игра. Игровое действо во всех сферах социальной и личной жизни приобрели невиданный размах и распространение.
Духовный кризис. Падение нравов.
Мистицизм.
На протяжении жизни одного поколения существенно изменился культурный облик эпохи.
Пост-культура по определению «другая». Неслучайно в современном мире говорят о «другой литературе», «другом театре», «другой живописи», «другой науке», «другой политике» и т. д.
Жизнь общества и каждого человека стала «другой». У этой «инаковости» нет точного определения, к ней не подходят позитивные или негативные оценки, ибо она не является продолжением того, что было в прошлом. У нее нет отчетливых границ, есть лишь пунктирные очертания.
«Мир потерял свой стержень» - утверждают философы. Вместо жесткой организации - хаос и беспорядок, непредсказуемость и текучесть. Внутри этого хаоса возникает энергия, стимулирующая творческий процесс. Явления культуры возникают самопроизвольно и рассеиваются в пространстве. Они существуют наподобие кочевников, пути, движения которых могут меняться под влиянием случайностей.
Как раньше философы объясняли картину мира и культурогенез? Через «Мировое Древо». Оно считалось на протяжении тысячелетнего развития культуры фундаментальным культурным символом.
«Мировое Древо»:
крона символизировала множественность культурных сообществ;
ствол - единство ценностей мировой культуры;
корни - культурное наследие прошлого, истоки человеческого Бытия. Развитие было представлено как «ветвление» многочисленных и разнообразных этнических и социальных структур, отличающихся между собой самобытными чертами, но имеющих сходство в базовых ценностях.
«Мировое Древо» отражало непрерывность развития мироздания, постепенное возвышение и совершенствование человека в культуре.
Главным элементом всей европейской классики являлась идея «Корня», глубины истории культуры. Поиск корней - любимое занятие в науке, искусстве, морали, генеалогии. Стержень поддерживает корень и крону.
Постмодернизм отвергает символ классического мышления в виде «Мирового Древа». Вместо этого предлагается новый образ «Травы» или «Ризомы». Этот символ требует пояснения. Согласно новой терминологии, введенной французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гваттари, трава ведет самое «мудрое существование». Для нее нет особых условий, она существует везде, прорастает на огромных необработанных пространствах, заполняет пустоты, пробивается сквозь асфальт и скалы, ее появление непредсказуемо. Она способна доставлять радость и наслаждение своим присутствием, не требуя культивации, ухода и подкормки, экономических затрат и финансовой поддержки. Она растет между всеми иными растениями, деревьями и кустарниками, на камнях и под заборами, не мешая другим. «Трава» не вытеснила «Древо». Они могут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, трава может произрастать на дереве, забираться в дупло, обвивать ствол.
«Ризома» более жизнеспособна, имеет множество возможностей для выживания на севере и юге, востоке и западе, в пустынях и скалах, берегах морей и рек, тундре и горных вершинах. Явления культуры, подобные «Ризоме», возникают самопроизвольно, живут на короткой дистанции, не связаны с длительной памятью. «Ризома» существует «здесь и сейчас», не претендуя на признание потомков и вечные ценности.
Пост-культура пребывает в состоянии хаоса, нестабильности и неопределенности, в ней постепенно формируется порядок нового мира, но его ценности пока не определены.
В каждой конкретной области постмодернизм проявляет себя по-разному.
Рассмотрим, к примеру, искусство. Искусство постмодернизма противостоит модернизму и авангардизму. Отвергается авангардистская страсть к экспериментированию, погоня за новизной, устремленность в будущее. Появился эклектизм (смешение стилей и манер, сочетание разнородных элементов, форм, отсутствие единства, целостности).
Появилась эстетика кича (кич – это низкопробное, массовое искусство). Если это архитектура, то безобразная - без всяких претензий на величие, «декорированные сараи». Раньше была эстетика гармонии, успокоения и безопасности. В центре искусства, находилось произведение, понимаемое как вечный и нетленный памятник. А в постмодернизме главным становится не само произведение, а то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Эстетическое значение произведения совпадает с историей его успеха, каков был эффект, был ли «шок» у зрителя. Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью». Эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от средств массовой коммуникации, которые устанавливают вкусы.
Искусство постмодернизма не претендует бьггь «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку. Для постмодернизма не существует никаких правил. Происходит смешение стилей и жанров. В его произведениях часто модернизм сочетается с кичем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.
В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходнyю эпоху. Он разрушил многих отжившие стороны и элементы предшествующей эпохи. Положительного ничего не внес. Некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.