logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Михаил Михайлович бахтин

1895 – 1975

БАХТИН Михаил Михайлович — русский филолог и культуролог, один из наиболее выдающихся мыслителей XX в. Бахтин закончил Петроградский университет в 1918 г. по историко-филологическому факультету. С 1918 по 1924 г. преподавал в городах Невеле и Витебске. Здесь была написана одна из главных работ Бахтина «К философии поступка», пронизанная идеями нравственной философии и диалогичности — идеями, прошедшими через все творчество Бахтина. В 1924 г. Бахтин вернулся в Ленинград, в 1930 г. был выслан в город Кустанай. После административной ссылки он преподавал в Мордовии, руководил кафедрой в Саранском педагогическом институте. Более тридцати лет основные труды Бахтина не печатались. Лишь начиная с издания в 1963 г. книги о Достоевском, они стали входить в научный оборот.

Бахтин раскрыл онтологическую всеобщность гуманитарного мышления, определил свой собственный культурно-антропологический метод, идеалом которого является постижение диалогических смыслов. Направление, созданное Бахтиным, — эстетико-герменевтический подход к явлениям культуры. Понять явление значит для Бахтина увидеть его как незамкнутое, открытое, незавершенное, как двуголосое и многоголосое единство целого, каждый элемент которого жив и значим не сам по себе, а своею причастностью тому, что делает его живым и значимым. Бахтина интересуют иерархические миры культуры. Его объекты — готовый опыт художественной символики, незавершенные эстетические репрезентации человечности, онтология творческого дерзания, говорящее и выразительное бытие.

В концепции Бахтина особое место занимают оригинальные понятия диалогичность и монологичность, полифония, карнавальность, хронотоп, «большое» и «малое» время и ряд других. Особое место принадлежит диалогу. Он предполагает наличие в культуре ценностно-смыслового ядра, вокруг которого располагается множество соприкасающихся с ним тональностей.

Понимание каждой культуры как субъекта, как одного из участников диалога по «последним вопросам человеческого бытия», — такого участника, который в общении с иными образами культуры обнаруживает и впервые формирует свои новые смыслы, формы, — такое понимание сводит воедино все определения диалога как всеобщей сути гуманитарного мышления.

Авторитет Бахтина чрезвычайно высок среди гуманитариев XX в. Его идеи широко комментируются, используются, развиваются в отечественной и мировой науке.

Сочинения

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

5. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Г. Бочаров, В. В. Кожинов. М., 1986.

Литература

1. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.

2. Бахтин и философская культура XX века. СПб., 1991.

3. Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. СПб., 1995.

4. Бахтинские сборники. М., 1997.

5. Невельский сборник: Статьи и воспоминания: К 100-летию М. М. Бахтина. СПб., 1996.

6. Бахтин под маской: Статьи. М., 1996.

7.. Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1992- 1994.