60.Особенности социального устройства казахского общества в XV-началеXviiIвв
Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия: Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами. Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи. Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию. Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк. Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды. Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание. Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав. Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей. Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов; Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах – «ушур» ( одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар». Среди шаруа также различались: консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала; егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.
- 30.Последствия монгольского завоевания для народов Казахстана
- 32.Казахстан в период образования,усиления и распада Золотой Орды XIII-xVвв
- 33.Ак Орда-первое государство на этнической территории Казахстана
- 34.Восточный Дешт-и-Кыпчак в составе государства кочевых узбеков
- 36.Западный Казахстан в составе Ногайской Орды
- 37.Образование Казахского Ханства в середине xVв
- 38.Письменные источники о Казахском Ханстве середина XV-первая третьXviiIвв
- 40.Возвышение Казахского Ханства при Касыме первая четверть xVв
- 42.Казахское Ханство при Хакназаре
- 43.Казахское Ханство при Тауекел хане
- 45.Казахское Ханство при Тауке хане 1680-1718гг
- 46.Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и рашиди»
- 47.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана.Этноним «Казах»
- 49.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и междунаролное положение Казахского ханства в xviIв
- 50.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить?
- 51.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине xvIв можете отметить?
- 52.Общественно-политический строй казахов в XVI-xviiIвв
- 53.Социальная структура казахского общества XVI-xviiIвв
- 54.Хозяйство и быт казахов а XV-xviiIвв
- 55.Казахско-джунгарские отношения.Нашествие джунгар 1723г
- 56.Освободительная борьба народа против джунгар. Битва при Буланты и Анракай.Их значение.
- 57.Этапы казахско-джунгарских войн.Освободительная борьба казахов против джунгар XVII-середина xviiIвв
- 58.Представители письменной литературы XV-xviiIвв(м.Х.Дулати,Жалаири,Абулгази)
- 59.Акыны и жырау XV-xviiIвв. Их творчество
- 60.Особенности социального устройства казахского общества в XV-началеXviiIвв
- 60.Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.
- 61.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. Вы можете отметить?
- 62.Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 68.Дайте характеристику третьего этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи 20-50-ые гг. XIX в.
- 69.Завершающий этап вхождения Казахстана в состав Российской империи (50-60-ые гг. XIX в.)
- 70. Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.
- 72.Восстание казахов Младшего Жуза под предводительством Сырыма Датова 1784-1797 гг.
- 73.Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74.Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.)
- 76.Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем Жузах 20-ые гг. XIX в.
- 77.Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова 1837-1847 гг.
- 79.Процесс завоевания Российской империей Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80.Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81.Завершение административно-судебной реформы, положения об управлении краем 1886 и 1891 гг.
- 82.Восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау против введения “Временных положений” 1867-1868 гг.
- 83.Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX - начале XX вв.
- 85.Исследование Казахстана российскими учеными в хіх веке (в.В. Вельяминов-Зернов, а. Левшин, в.В. Бартольд)
- 86.Особенности культуры Казахстана хіх века. Школа “Зар-Заман”. Акыны – мыслители: Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы.
- 87.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: ч.Валиханова, и.Алтынсарина, а.Кунанбаева и др.
- 88.Социально-экономическое развитие Казахстана в начале хх века.
- 89.Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. На Казахстан.
- 96)Октябрьский переворот 1917 г. И его влияние на общественно-политическую жизнь в Казахстане не. Установление Советской власти: пути и особенности
- 100) Политика «военного коммунизма» (1918 — 1921 гг.)
- 103.Голод 1921–1922 гг. В Казахстане
- 102.Земельно-водная реформа 1921 г.
- 104 Новая экономическая политика (нэп) в Казахстане, ее особенности
- 107.Общественно-политическая жизнь в 30-х гг. Хх в. Утверждение сталинизма. Достижения социалистического строя. Теория и. Сталина об обострении классовой борьбы
- 108.Конфискация крупных байских хозяйств; политические и экономические последствия
- 111Восстание 1929–1931 гг. В Казахстане. Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства
- 116.Культура Казахстана в 20–30-е гг. XX в. Противоречия и проблемы
- 118.Наука Казахстана
- 119. Развитие литературы и искусства в 20-30-е гг. XX века. Противоречия и проблемы
- 120.Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
- 143Конституция Республики Казахстан 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент.
- Государства-наблюдатели
- 147Межнациональные отношения в Республике Казахстан. Форумы и Ассамблей народов Казахстана.