Смоленское княжество
Обращаясь по очереди ко всем русским князьям, автор "Слова о полку
Игореве" очень сдержанно и несколько загадочно выражает свой призыв к
смоленским князьям, двум братьям Ростиславичам:
Ты, буй Рюриче и Давыде!
Не ваю ли вой злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
Рыкают акы тури, ранены саблями калеными, на поле
незнаеме?
Вступита, господина, в злат стремень
За обиду сего времени, за землю Рускую,
За раны Игоревы, буего Святославлича!
Рюрик в это время был, как мы знаем, соправителем и потенциальным
соперником киевского князя. Певец умолчал и о том и о другом, он просто
отнес Рюрика в один раздел со смоленским князем, вероломным, эгоистичным
Давидом. Не входя во все тонкости межкняжеской вражды, то прорывавшейся
безудержной яростью, как было в 1180 году, то затаенной, как в 1185 году,
автор "Слова" напоминает смоленским князьям, что и они оба когда-то тяжело
пострадали от половецких стальных сабель.
В 1177 году летом, "на русальной неделе", то есть в июне, половцы
ворвались на Русь; Рюрик и Давыд были посланы против них, но "Давыд же бяше
не притяги и бывше распре межи братьею", -- вот когда начали их копья "розно
петь". Половцы нанесли всем русским войскам страшное поражение. Святослав
Всеволодич требовал суда над Давыдом, лишения его княжества. Об этих далеких
и не очень приятных событиях и напомнил автор "Слова" князю Давыду, а заодно
и Рюрику, как бы делая его ответственным за брата.
Десятилетняя вражда Святослава и Давыда сделала строки "Слова",
посвященные смоленскому князю, слишком скупыми и вежливо-неприязненными. Из
них очень трудно выяснить, что представлял собою в то время Смоленск.
Смоленское княжество -- древняя земля кривичей -- занимало срединное
положение, было окружено со всех сторон русскими областями. Через Смоленск
проходили важные магистральные дороги в Западную Европу и Византию: путь
вверх по Днепру завершался у Смоленска; далее через систему волоков он мог
вывести и в Западную Двину (к Полоцку и в Балтику), и в Ловать, и затем в
Новгород.
Торговое значение Смоленска отражено в договоре Смоленска с Ригой и
Готландом 1229 года.
Смоленское княжество, выделявшееся время от времени в удел еще в XI
веке, обособилось от Руси при Ростиславе Мстиславиче (1127--1159), внуке
Мономаха и отце упоминавшихся выше Рюрика и Давыда.
Смоленск имел очень удобную связь с Киевом -- вниз по Днепру можно было
пустить флотилию любых размеров, и всего лишь через восемь дней она была уже
под стенами столицы. Единственным препятствием на этом пути был Любеч,
принадлежавший черниговским князьям, но и оно было устранено. В 1147 году
Ростислав, воспользовавшись отсутствием черниговских войск, сжег Любеч и,
как он сам писал брату, "Ольговичам много зла сотворил". После этого в
Любече жили только "псари да половцы", а смоленские ладьи беспрепятственно
могли плыть в Киев.
Быть может, эта важная стратегическая близость к Киеву (в сочетании с
полной безопасностью самого Смоленского княжества от половцев) и была
причиной того, что почти все смоленские князья побывали на киевском
престоле: Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Рюрик, внук Мстислав
Романович и сын Мстислава -- Роман.
От времени Ростислава до нас дошел интереснейший документ, подробно
вводящий нас в княжеское феодальное хозяйство. Это грамота Ростислава
Мстиславича епископу Мануилу, данная по случаю учреждения в Смоленске
епархии около 1137 года. Здесь перечислены статьи княжеского дохода с разных
городов Смоленского княжества, десятая часть которого (десятина)
передавалась церкви. В 36 пунктах собралось различных поборов на 4 тысячи
гривен; здесь были и виры, и продажи, и полюдье, торговые пошлины, мыт
(таможенные сборы), гостевые и др. Епископ получал, кроме того, земельные
владения с феодально зависимым населением (изгои, бортники и др.) и доходы с
церковных судов по особым видам преступлений.
В то время во всех выкристаллизовывавшихся княжествах учреждались
самостоятельные епархии и оформлялись имущественные права епископов.
Происходило это по инициативе князей, закрепившихся в определенных землях и
хотевших усилить свои позиции поддержкой церкви.
Рост церковных богатств и имений в 1130-е годы вызвал резкую критику.
Климент Смолятич, известный писатель середины XII века, ставший по воле
киевского князя митрополитом, писал, что он, Климент, не относится к тем,
"ижи прилагают дом к дому и села к селам, изгои же и сябры и борти и пожни,
ляди же и старины". Возможно, что Климент, отвечая смоленскому священнику,
имел в виду прежде всего смоленского епископа, своего политического врага,
Мануила. Самому Клименту было предъявлено любопытное обвинение в том, что
он, христианин, слишком увлекается такими языческими "философами", как
Гомер, Аристотель и Платон.
В княжение Давыда Ростиславича (1180--1197), уже известного нам по
своим бесславным делам на юге, происходили конфликты между князем и
горожанами Смоленска. У князя Давыда еще в молодости было много
неприятностей с новгородцами, которые не один раз "показывали путь" ему. В
1186 году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
промежи князем Давыдом и Смолняны. И много голов паде луцьших муж". В чем
состояли противоречия между князем и боярством, летопись не сообщает.
Смоленское княжество не было исключением -- борьба боярства с князьями
в очень резкой форме шла и в других землях.
К началу XIII века относится интереснейшее событие в Смоленске,
приоткрывающее частично завесу над внутренней социально-идеологической
жизнью русских средневековых городов: игумены и попы устроили всенародный
суд над неким попом Авраамием. Одни хотели его заточить, другие -- "к стене
ту пригвоздить и зажещи", а третьи -- утопить. Игумены и попы, "яко волы
рыкающие", хотели, "аще бо мощно, жива его пожрети".
Чем же так разъярил Авраамий смоленских церковников? Оказывается,
находясь в одном из окраинных монастырей Смоленска, Авраамий читал населению
книги и "протолковывал" их всем -- "малым и великим, рабам же и свободным и
рукодельным". В Смоленске везде говорили, что "он уже весь град к собе
обратил есть". Его обвиняли в чтении "глубинных книг", из которых одна
упомянута в его житии. Это так называемая "Златая цепь", сборник изречений и
слов, направленных иногда против "плохих пастухов" -- попов и монахов. В
таких сборниках появлялись антиклерикальные идеи, близкие учению
западноевропейских вальденсов, преследовавшихся католической церковью. В
сходных условиях на Руси возникли сходные идеи.
Открытая проповедь таких опасных для церкви идей, проповедь, обращенная
к рабам и рукодельным, вызвала ненависть духовенства. Князь спас Авраамия от
казни, но еретику-проповеднику церковь придавала такое значение, что по всем
дорогам, ведущим в Смоленск, были поставлены воины (очевидно, владычные,
епископские), преграждавшие путь сторонникам Авраамия; они действовали так
решительно, что некоторые люди, шедшие к Авраамию, "разграблены быша".
Смоленское княжество, укрытое внутри русских земель от всех внешних
врагов, долго, до начала XV века, сохраняло самостоятельность. Батый во
время похода 1237--1238 годов направился было к Смоленску, но затем обошел
его стороной. Очевидно, богатый торговый город, украшенный десятками
великолепных зданий и обнесенный крепкими стенами, представлял непреодолимую
преграду для войска, измотанного сопротивлением русских городов, и
кровожадный завоеватель не посмел показаться под его стенами.
- Б.А.Рыбаков. Рождение Руси
- Содержание содержание
- Рыбаков б.А.
- От автора
- Начало руси
- "Откуду есть пошла русьская земля?"
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- Происхождение Руси
- Образование государства руси
- Русь первоначальная (IX -- середина X века) Полюдье
- Сбыт полюдья
- Укрепление державы
- Расцвет киевской руси
- Владимир красное солнышко
- Ярослав мудрый и ярославичи
- Феодальный замок XI--XII веков
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- Восстание в Киеве в 1068 году
- Усобицы и единство (конец XI - начало XII века) Князья "Гориславичи" и киевское восстание 1113 года
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- Рождение самостоятельных княжеств
- Суверенные феодальные земли
- Источники
- Южнорусские княжества в XII -- начале XIII века Киевское княжество
- Черниговское и Северское княжества
- Галицко-Волынские земли
- Северорусские княжества в XII -- начале XIII века Полоцкое княжество
- Смоленское княжество
- Новгород Великий
- Владимиро-Суздальское княжество
- Культура руси IX - XIII веков