Лабиринты современной культуры1
Современность во всех ее проявлениях всегда представляет наибольшие трудности для научного изучения, так что нередко возможности такого изучения вообще отвергаются. Но особенно сложным следует признать изучение современного состояния общества, человека, культуры в конце XX века, потому что оно оказывается многоликим, калейдоскопичным, противоречивым до такой степени, что вызывает у пытающихся разобраться в происходящем прямо противоположные суждения; это сказалось с предельной отчетливостью в литературе о Постмодернизме.
Системное рассмотрение современной культуры выявляет, в соответствии с критерием необходимости и достаточности, следующие ее признаки:
а) система внешних отношений культуры имеет синхроническое и диахроническое измерения: это отношения современной культуры к основным компонентам ее среды — к природе, к обществу, к человеку, и ее отношение к культурному прошлому человечества, высший уровень которого именуется классикой',
б) система отношений, складывающихся внутри современной культуры, имеет те же два измерения: ее синхронический «разрез» предполагает рассмотрение на одном уровне отношений «Запад – Восток», а на другом — взаимоотношений элитарной культуры и массовой; диахронический анализ предполагает исследование отношения Постмодернизма к Модернизму, из которого он непосредственно вырастает, и прогноз дальнейшего движения культуры от явно переходного постмодернистского ее состояния.
Общая картина Постмодернизма уже за несколько десятилетий его краткой истории казалась несравненно более сложной, чем предшествовавшее ей состояние культуры — своего рода лабиринтом, в котором легко заблудиться (что и происходит с многими его исследователями и на Западе, и в России). Эта высокая степень сложности объясняется тем, что во второй половине XX века с полной определенностью выявилась исчерпанность тех сил, которые породили западную индустриальную цивилизацию и обслуживавший ее общественный строй: отсюда — понятия «конец истории», наступление «посткапитализма», «постиндустриального общества», новой «информационной цивилизации»... Это означает, что сейчас общество начинает осознавать свое радикальное отличие от того, каким оно было совсем недавно, до Второй мировой войны, до Хиросимы и Чернобыля, до компьютерной революции и сексуальной революции, до краха фашизма и сталинизма, до объединенной Европы и объединяющегося в рамках ООН и ЮНЕСКО человечества, и свою прямую преемственную связь с этим недавним прошлым, которое часто вообще еще не воспринимается как безвозвратно прошедший этап исторического развития; отсюда — длительная и бесплодная дискуссия о том, является Постмодернизм продолжением Модернизма или же его отрицанием? Тем менее продуктивным оказывается обсуждение вопроса о перспективах дальнейшего развития культуры, а нередко отрицается вообще возможность его постановки, поскольку будущее признается недоступным научному анализу. Между тем, очевидно, что подобно всякому переходному состоянию и нынешнее состояние культуры содержит не только пережитки прошлого, но и ростки будущего, которые нужно уметь распознать в настоящем (разумеется, если только самоубийство человечества не лишит его вообще какого-либо будущего).
Постмодернизм — используя это условное понятие за неимением лучшего для обозначения очерченного выше переходного состояния, характеризующего в наши дни культуру всего человечества, инвариантно к его вариациям в разных регионах и странах, — противопоставляет себя Модернизму во всех выделенных выше отношениях. Действительно:
— типичной для Модернизма конфронтации культуры и природы теперь противопоставляется требование если не «благоговейного» — по Тейяру де Шардену — отношения к природе, то уважительно-бережного с ней обращения, согласно идеологии «зеленых»; такая переориентация происходит и с взглядом на отношения культуры и натуры в самом человеке — типичное для Модернизма. фрейдистское толкование репрессивности культуры по отношению к природным качествам человека начинает опровергаться более сложной интерпретацией этих отношений, включающих и конфликты, и союзы;
— конфликту культуры и общества, столь же характерному для социального эскейпизма и анархического бунта модернистов, теперь противопоставляется все более решительная и уверенная постановка социальных проблем в искусстве, средствах массовой коммуникации, философии;
— модернистской «дегуманизации» культуры (т. е. ее «обесчеловечиванию»), как определил это X. Ортега-и-Гассет, сейчас противопоставляется стремление к ее регуманизации (возвращению к человечности), особенно ярко выраженное в возврате искусства от языка чистых абстракций и сюрреалистических фантасмагорий к изображению человека и переживаемой им жизненной реальности;
— модернистскому разрыву с традициями классического мышления противопоставляются разнообразные скрещения новаторского и традиционного — ив искусствах, и в методологии научного мышления, и в возвращении философии к классическим основам мировоззренческого системосозидания;
— самоизоляция Запада от Востока и Востока от Запада, по знаменитой формуле Р. Киплинга, противостояние белого расизма и идеологии «негритюда», а в науке о культуре — теория «локальных цивилизаций», начинают вытесняться активными встречными поисками диалога в отношениях между разными региональными типами культуры и теоретическим осмыслением этих отношений как диалогических, по формуле «Я/ Ты», а не «Я/он (оно)»;
— резкое расхождение элитарной и массовой культур начинает преодолеваться самыми разнообразными способами «возвышения» массовой культуры и популяризации достижений элитарной;
тот же процесс затрагивает отношения поколений (в поисках путей разрешения проблемы «отцов и детей») и отношения полов (в движении феминизма);
— этот же по сути его процесс развивается и в структуре мышления современного человека, утрачивающего односторонность, монологический ригоризм и догматизм, фанатическую самоуверенность в только «мне» принадлежащей истине и все более широко и последовательно признающего оптимальной формой всех человеческих взаимоотношений диалог; это приводит философскую мысль к фактическому отождествлению культуры и диалога и к противопоставлению культуры силе и насилию как Некультурным (биологическим) и внекультурным способам разрешения политических, экономических, конфессиональных противоречий;
— разрыв знаний и ценностей, науки и нравственности, пользы и красоты, доведенный Модернизмом до крайних форм, начинает осознаваться ныне как грозная опасность культуре, человечеству, самому существованию жизни на нашей планете, что стимулирует и теоретические, и практические поиски путей преодоления этих разрывов все теми же диалогическими средствами — ничего другого человечество не придумало за всю свою историю.
Разнохарактерный и разноречивый поиск решения всех этих проблем, при вполне естественном сохранении в общем пространстве современной культуры старых, чисто-модернистских форм мышления, поведения и деятельности, рождает ощущение хаоса, подлинного «лабиринта» — и у тех, кто созерцает этот процесс, и у тех, кто в нем участвует; между тем синергетика — новая область знания, родившаяся в последней трети нашего века, параллельно с формированием Постмодернизма — развивающая принципы системного исследования, предоставляет культурологии возможность найти в этом хаосе ростки новой, более сложной гармонии, ибо синергетика и выявляет закономерности развития порядка из хаоса (так и называлась одна из работ И. Пригожина). Задача ученого, как, впрочем, и каждого ответственного практика, — распознать тот аттрактор, который и является притягательной силой будущего, определяя направление движения из переходного и неизбежно хаотического состояния системы к новой гармонии.
Исследуя реальную ситуацию, сложившуюся в XX веке в истории культуры, можно выявить данный аттрактор. Человечество испытало в этом столетии продуктивность двух крайних форм развития цивилизации — буржуазно-демократической, приведшей не только к появлению и развитию личности, но и к крайне опасной для общества и культуры абсолютизации ее ценности и ее прав, и феодально-социалистической («феодальный социализм», по определению К. Маркса), в разных ее вариантах — сталинском, маоистском, гитлеровском и т. п. — абсолютизировавшей ценность и права государства как представителя всего общества. Оказалось, что в обоих случаях нормальное функционирование и эффективное развитие общества, культуры и каждой личности было нарушено, поскольку во всякой сложной системе оно зависит от сбалансированного соотношения сил этой системы как целого и каждого ее компонента; нарушение этого баланса и резкое превалирование интересов целого или части, системы или элементов, ведет либо к окостенению системы и ее омертвлению, либо к ее саморазрушению под влиянием эгоизма каждого элемента и утраты их взаимопонимания (феномен «некоммуникабельности», по определению западных социологов, поразивший эту культуру и точно запечатленный в театре абсурда).
Таким образом, строго научное рассмотрение процесса развития современной социокультурной системы освещает «дорогу к храму» — направление нашей практической и теоретической деятельности, которое единственное может спасти эту систему от обеих грозящих ей опасностей — обожествления Государства и обожествления Личности. По сути дела, высшая ценность культуры и состоит в ее способности организовать продуктивный диалог личности и представляемого государственной — а в наше время и надгосударственной — властью Общества.
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.