Скульптурная пластика Мохеджо-Даро и Хараппы (32 – 27 вв. До н. Э.)
Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 4-2 тыс. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку. Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.
Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми, повидимому, Древняя Индия была связана торговыми отношениями. Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайно напоминают шумерийского мифологического героя Гильгамеша, борющегося со зверями. С другой стороны, в них уже наметились многие иконографические черты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии. Так, на одной из печатей изображено трехликое божество, голова которого увенчана круто загнутыми кверху рогами. Вокруг него изображены олень, носорог, буйвол, слон и другие животные, считавшиеся священными, Это многоликое божество является прообразом брахманского Шивы в одном из его обликов покровителя зверей. Предполагается, что найденные в раскопках женские фигуры представляли богиню плодородия, образ которой впоследствии был связан с брахманскими «якшини» — духами плодородия.
Изображения животных на печатях выполнены очень тонко и с большой наблюдательностью: горный козел, круто повернувший голову с длинными рогами, тяжело ступающий слон, величественно стоящий священный бык и др. В отличие от животных изображения людей на печатях условны.
Характерны для древней художественной культуры и две статуэтки, изображающие: одна — по всей видимости, жреца (найдена в Мохенджо-Даро) и другая - танцовщицу (найдена в Хараппе). Статуэтка жреца, предназначенная, вероятно, для культовых целей, сделана из белого стеатита и выполнена с большой долей условности (илл. 356). Одежда, закрывающая все тело, украшена трилистниками, представлявшими собой, возможно, магические знаки. Лицо с очень крупными губами, условно изображенной короткой бородой, уходящим назад лбом и продолговатыми глазами, выложенными кусочками раковин, по типу напоминает относящиеся к этому же периоду шумерийские скульптуры. Фигура танцовщицы из Хараппы, сделанная из серого шифера, мужской торс из красного камня и отдельные скульптурные головы, найденные в Мохенджо-Даро, отличаются большой пластичностью и мягкостью моделировки, передачей свободного и ритмичного движения. Указанные черты связывают искусство этого времени с индийской скульптурой последующих периодов.
Тезисно:
+ статуэтки из камня, меди и терракоты; фигурки на печатках-амулетах;
+ отсутствие крупных статуй и рельефов
+ различие в трактовке образов человека; выявление общественного положения
B Moхендxo-Дарo и Xаpaппе нaйдeнo мнoжествo теppaкoтoвыx скyльптyp живoтныx и людей, пpеимyщественнo женских фигypoк. Пpедпoлaгaют, чтo чaще всегo пoследние изoбpaжают бoгиню-мaть, бoгиню плoдopoдия - нaибoлее дpевний и устoйчивый кyльт кoтopoй сyществoвaл не тoлькo в Индии. В круглой скульптуре фигурка богини плодородия нередко бывает исполнена до крайности схематично и примитивно.
- Восток и Запад как геокультурная проблема.
- Скульптурная пластика Мохеджо-Даро и Хараппы (32 – 27 вв. До н. Э.)
- Ступа в Санчи (1 в. До н. Э.), чайтья в Карли, стамбхи – шедевры раннебуддийского искусства.
- Образ Будды в скульптурах Гандхары, Матхуры, Амаравати и др. В конце периода древности.
- Иконография антропоморфного изображения Будды
- Иконография индуизма (Брахма, Шива, Вишну)
- Архитектурные комплексы в Эллуре (7 – 8 вв.), в Мамадапурами (7 в.) – выдающиеся достижения брахмано-индуистского зодчества 7 – 8 веков.
- Росписи Аджанты.
- Храмовые комплексы Каджурахо (950 - 1050), Ориссе (1000) – классический тип индийского храма.
- Шедевры индо-мусульманского искусства. Резиденция Акбара Фатихур-Сикри и мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650).
- Мотивы и образы индийской миниатюры (могольская и раджпутская школы).
- Образ Шивы Натараджи в шедеврах бронзовой пластики индуизма.