3. Литература и письменность
Древнеегипетская мифология не пользуется столь широкой популярностью, как мифология Древней Греции и Древнего Рима. Это, наверное, связано со следующими характерными чертами:
- в египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи;
- поступки богов никак психологически не мотивированы, а порой и вовсе непоследовательны;
- иногда не ясен и сюжет;
- порой один и тот же бог в разных вариантах одного и того же мифа выступает то как доброе, то как злое существо.
Даже в изображении богов нет четких правил: одного и того же бога можно увидеть то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Наконец, некоторые боги не имеют даже постоянных имен, они меняются в зависимости от времени суток (например, Ра-Хепр утром, Ра-Атум вечером).
Ученые считают, что такая алогичность (хотя сами египтяне принимали все совершенно спокойно) происходила из-за того, что в религии Египта очень долгое время не существовало понятия «религиозное инакомыслие» (ересь):
- не было строгих правил (догматов), которые считались бы обязательными для всех;
- фактически в каждом номе страны складывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и мифов, по-разному передающие одни и те же религиозные события (в результате даже мифы, существовавшие в пределах одного религиозного центра и в один исторический период, совершенно по-разному передавали одни и те же события).
Древние египтяне селились на восточном берегу Нила; западный берег был отдан «вечности» - потустороннему бытию: там строили пирамиды и гробницы. Этот обычай имел в основе свою символику: как солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, так и люди - «скот бога Ра» - проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в «Поля камыша» - загробный «рай», место успокоения и вечной жизни.
В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты тростника папируса. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краску. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым мы и сейчас обозначаем новую строку в начале абзаца.
Поскольку папирусы терялись, исчезали во время пожаров или войн, то до нас дошло больше записей, высеченных на стенах пирамид, гробниц, обелисках. Надписи эти весьма своеобразны: гимны, молитвы, обращенные к разным божествам. В религиозной литературе можно выделить 3 сочинения:
1) «Тексты пирамид»
Это первый образец заупокойных текстов. Как утверждают некоторые исследователи, часть этих текстов относится ко времени, предшествующему объединению Египта, когда существовали еще независимые государства Нижнего и Верхнего Египта. Египтяне верили, что начертанные на стенах пирамид тексты, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Унаса (ХХІІ в. до н.э.) на стенах его пирамиды, что положило начало этой традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет.
2) «Тексты саркофагов»
В Среднее царство в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах.
3) «Книга мертвых»
Способы достижения загробных благ еще более упростились в Новое царство. Магические тексты составлялись в скрипториях («домах жизни», где не только писались различные тексты, но работали и астрономы, и математики, и врачи). Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерских. «Книга мертвых» - один из интереснейших погребальных сборников Нового времени, отличительной особенностью которого были многочисленные иллюстрации. Сборник был обнаружен в Фиванских гробницах. Книга не имеет определенной формы и сюжета, по большей части это тексты, которые считались необходимыми для покойника и потому клались с ним в могилу. В книге множество магических заклинаний, правил поведения при переходе в потусторонний мир, молитв, обращений к божествам. Таким образом, «Книгу мертвых» можно рассматривать как некий свод законов, помогающий умершему перейти из одной жизни в другую.
У истоков исторической жизни Египта в ІІІ тысячелетии до н.э. появляются удивительные следы красивых письменных знаков, следы непрерывного письма. Это письмо пока еще остается тайной Египта и позволяет сделать заключение, что письменность могла быть создана еще до начала египетской истории. Но кто были эти таинственные писцы, пришли ли они в Египет из неизвестных краев и погибли там, унеся в могилу свою систему красивой письменности, или странствовали близ Египта, зарождая идею создания письменности среди людей, живущих у берегов Нила, - все это пока загадка египетского сфинкса.
Возникшая впоследствии на берегах Нила рисуночная письменность, вероятно. Имела другое происхождение. Почти одновременно с появлением письменности у шумеров на рубеже ІV - ІІІ тысячелетие до н.э. возникла и письменность египтян. Первые знаки - слова изображали краской на горшках и черепках. В период первых двух династий эти знаки - слова умножались, они стали обозначать:
- различные хозяйственные отношения;
- торжественные события;
- военные походы.
Известно, что звуковые комбинации появились довольно давно. Они были перемешаны с рисуночной письменностью. Изображение числа встречается уже в самом начале египетской истории. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.
Египетский язык с течением времени значительно изменился, кроме того, впитал в себя местные диалекты и различные профессионализмы, пришедшие из языка врачей, солдат, жрецов.
Египетский язык находился в употреблении дольше, чем все языки мира, за исключением китайского. Люди пользовались им по крайней мере с ІV тысячелетия до н.э. вплоть до ХVІІ в. н.э., т.е. почти 5000 лет. Долгое время тексты не могли прочесть (голову над письменами ломали античные историки, писатели, философы), но благодаря французскому ученому Жану Франсуа Шампольону (1790 - 1832) это стало возможным. 14 сентября 1822 г. ему удалось прочесть имена двух фараонов - Рамсес и Тутмос - на знаменитом Розеттском камне, который был обнаружен солдатом армии Наполеона в 1799 г. неподалеку от города Розетты в дельте Нила.
У египтян существовало 3 вида письма:
1) иероглифика - священное письмо, высеченное на камне. Представляло собой рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности;
2) иератика - священное письмо жреческих книг, скоропись, которая развилась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые письма;
3) эпистолографика - письмо для повседневного употребления. Оно появляется в VІІ в. до н.э., вариант еще более упрощенной скорописи, при помощи которой записывались светские литературные тексты.
В египетском языке содержало более 800 знаков. Египетский язык оказался очень развитым и гибким. Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил:
- головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение;
- выписываемые знаки образовывали квадрат;
- знаков препинания (точки, запятые) отсутствовали.
Культура Древней Греции
- 2. Религия
- 3. Литература и письменность
- § 1. Ранние периоды культуры Древней Греции
- § 2. Архаика
- 1. Архитектура
- 2. Скульптура
- 3. Лирика
- §3. Классика
- 1. Акрополь
- 2. Древнегреческий театр
- § 4. Эпоха эллинизма
- § 5. Музыка Древней Греции
- § 1. Периодизация культуры Древнего Рима. Влияния на нее
- 1. Влияния и периодизация
- 2. Общественно-политический строй в Риме
- § 2. Архитектура Древнего Рима
- 2. Пантеон
- 3. Колизей
- 4. Арка
- 5. Термы
- § 3. Театр Древнего Рима
- 3) Древнегреческий театр
- 2. Драматурги
- § 4. Музыка Древнего Рима
- §1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья
- § 2. Христианство
- 1.Исторические предпосылки возникновения христианства
- 2. Истоки христианской религии
- 3. Библия: история возникновения
- 4. Становление христианского мира
- 5. Зарождение монашества
- § 3. Философия Средневековья
- 1.Общая характеристика философии Средневековья
- 2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина