logo search
Моя курсовая доработанная

1.3 Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе считается третьим чудом света. Он был построен в 560 году до н.э. в долине, не далеко от устья реки Каистры, в семи километрах от Эфеса. Сам же город был основан за тысячу лет до этого. По легенде, его основательницами были амазонки – племя женщин-воительниц.

Это был один из крупнейших храмов классики, намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах. Платформа, на которой он стоял, достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.

Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн. Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Естественно, при такой высоте колонн поднять и поставить их было очень сложно. Но, как пишут древние авторы, «ночью явилась сама богиня и установила колонны, подобно Аполлону, который тоже помогал при строительстве своего храма в Дельфах».3 Если же не брать во внимание мифологическое объяснение, то, скорее всего огромные глыбы, из которых складывались колонны, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего их скрепляли металлическими штырями.

В центре главного зала возвышалась величественная 15-метровая статуя богини. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных 20-метровых колонн.

Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров. Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами.

2 Большая серия знаний. Чудеса света/ - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.: ил., стр. 43, абзац

3Письмена в древних рукописях, найденных в библиотеках, в Греции.

К сожалению, как и многие другие величественные сооружения древности, храм Артемиды постигла трагическая судьба. Правда, на этот раз причиной гибели послужили не война и не стихийное бедствие, а тщеславие одного-единственного человека. Двести лет спустя после строительства храма он был сожжен до тла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться.

    1. Мавзолей в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей известен как «четвертое чудо света». Он был современником второго храма Артемиды в Эфесе. Более того, в их строительстве и украшении принимали участие одни и те же мастера: Скопас, Пракситель, Апеллес. Но в отличие от храма Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, во многом сохраняя греческие традиции и приемы строительства, несет на себе отчетливую печать восточной архитектуры.

Построен Мавзолей был столь прочно, что простоял почти два тысячелетия. Но землетрясение 13 века немного повредило гробницу царя, а в 15 веке Мавзолей был окончательно разрушен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра. И только в 19 веке были раскопаны его остатки, которые сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

Плиний утверждает, что Мавзолей достигал в высоту 125 локтей, т.е. 60 м, другие авторы приводят большие или меньшие цифры, которые, тем не менее, отличаются ненамного.

В самом факте сооружения Мавзолея проявилась характерная для зодчества 4 века до н.э. тенденция к увековечиванию отдельной личности, чему примером служат также Филиппейон в Олимпии, памятник Лисикрата в Афинах.

Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю, и с моря он был виден из далека. Выше на холме, по сторонам Мавзолея, стояли храмы Афродиты и Гермеса, а чуть в стороне – колоссальное святилище Арея.

Усыпальницу галикарнасского правителя архитекторы построили в виде почти квадратного здания площадью 5000 м2 и высотой около 20 м. Собственно, «склепом» Мавзола и Артемисии был только первый этаж этого сооружения, громада которого снаружи была обложена полированными плитами белого мрамора. По верху, первого этажа шел фриз работы великого Скопаса – «Амазономахия», рельефное изображение битвы эллинов с воительницами-амазонками.

Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения; крышей же Мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой лошадей, стояли Мавзол и Артемисия. Вокруг гробницы в узких аллеях располагались статуи львов и скачущих всадников.

Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а колонны внешнего ряда – ионическими.

Принято считать, что Мавзолей в Галикарнасе ознаменовал собой «начало конца» классического искусства Эллады. Жаль, что, как и большинство древних чудес света, до нашего времени дожили лишь его развалины.