4.4. Методические указания по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный – человек, имеющий свои твердые убеждения) осуществляется при всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной.
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения.
Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.
Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций:
- развивающую;
-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);
- ориентирующую и стимулирующую;
- воспитывающую;
- исследовательскую.
Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:
Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
Выполнение контрольных работ;
Решение задач, упражнений;
Работа с тестами и вопросами для самопроверки;
Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. Она заключается в том, что для выполнения некоторых заданий студенту необходимо отвлечься от собственных взглядов на различные психологические явления и встать на точку зрения другого человека. Такая транспозиция бывает нелегкой для некоторых личностей. Однако для того, чтобы стать хорошим психологом, эта операция необходима. Каждое задание имеет свою специфику, которую нужно учитывать при его выполнении. Именно такое внимательное отношение к выполнению предложенных заданий может обеспечить понимание им внутреннего мира другого человека.
В ряде заданий от студента требуется определенная наблюдательность. Наблюдая за поведением людей в различных ситуациях, вспоминая свой опыт взаимодействия с людьми, студент глубже проникает в суть тех психологических процессов, которые управляют такого рода взаимодействиями. Именно посредством наблюдения и сопоставления получаемых при этом данных со сведениями, полученными в рамках данного курса студент оказывается в состоянии диагностировать типы личности и уровни личностной организации.
- 030301.65 Психология, 070601.65 Дизайн, 080301.65 Коммерция
- 1.1. Цель курса
- 1.2. Задачи курса
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.4. Виды и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Религиоведение как наука. Религия как предмет исследования, её сущность, структура и функции. Происхождение и становление религии. Национальные религии. Буддизм как древнейшая мировая религия.
- Тема 2 становление христианства как мировой религии. Православие, его история, вероучение и культ. Православие в истории и в современной культуре россии.
- Тема 4. Религии в современном мире. «нетрадиционные» религии, их сущность и особенности. Свобода совести и демократия. Религия, политика и право.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы
- Фромм. Бегство от свободы.- м.,1990.
- 3.2. Темы контрольных работ
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- 3.3. Список вопросов для подготовки зачету
- 4. Методические указания студенту
- 4.1. Методические указания по изучению дисциплины
- 4.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
- 4.3. Методические указания по работе с литературой
- 4.4. Методические указания по организации самостоятельной работы
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.