logo search
Блоки история россии

Образование Русского централизованного государства (1301-1533 гг.) (пояснительный текст к блоку)

Внешняя политика. С начала XIV в. принято говорить о внешней политике Московского княжества, а не всех русских княжеств и земель. На протяжении всего периода главным направлением этой внешней политики были отношения с Золотой Ордой, вторыми по важности – отношения с Литвой.

Первые московские князья словами и делами старались продемонстрировать свою покорность ордынским ханам. Особенно преуспел в этом Иван I Калита (1). Выбора у него не было, т.к. Москва была слаба, а Золотая Орда в это время (при хане Узбеке) достигла наибольшего могущества. Согласно некоторым сведениям, именно Узбек подарил своему самому преданному слуге шапку, впоследствии известную как «шапка Мономаха».

Между тем на западе для Москвы возникла новая опасность – Литва. Основателем Литовского государства был князь Миндовг (современник Александра Невского). Ему удалось остановить агрессию крестоносцев, но после его смерти государство распалось. Вновь его удалось сплотить князю Гедимину в первой половине XIV в. Гедимин также подчинил множество русских земель (территория современной Белоруссии) (2). Литовцы сохраняли старые порядки и, будучи язычниками, не притесняли православных. Многие русские князья охотно переходили под власть литовцев, ибо дань им была меньше ордынского «выхода». Фактически Великое княжество Литовское стало литовско-русским государством.

При князе Дмитрии Донском Москве пришлось сражаться с обоими своими врагами. Сначала литовский князь Ольгерд (сын Гедимина), подчинив Киев и Чернигов, вознамерился захватить Москву и тем самым объединить почти все русские земли под своей властью. Однако три похода Ольгерда против Москвы были отбиты (3), во многом благодаря новому белокаменному Кремлю. Затем осложнились отношения с Ордой, где в ходе междоусобицы («великой замятни») возвысился военачальник Мамай, не принадлежавший к роду Чингизидов. Усилившаяся Москва стала выказывать неповиновение Орде. В 1378 русские в битве на реке Воже разгромили крупный ордынский отряд, посланный Мамаем, а в 1380 на Куликовом поле – огромное войско самого Мамая, причем Москве впервые удалось собрать общерусскую армию (4). Литовский князь Ягайло (сын Ольгерда) был союзником ордынцев и спешил на соединение с Мамаем, но не успел и повернул назад.

Мамай вскоре погиб, но новый хан Тохтамыш (из рода Чингизидов) в 1382 совершил поход на Русь, обманом захватил Москву и добился возобновления выплаты дани (5). Однако победа на Куликовом поле ослабила зависимость Руси от Орды и превратила Москву в безусловного лидера борьбы за национальное объединение.

В 1385 была заключена уния (союз) Литвы и Польши (6), в соответствии с которой Ягайло стал польским королем, а литовцы приняли католичество. Главной причиной унии была необходимость совместной борьбы против Тевтонского ордена. С этой задачей уния справилась прекрасно: в 1410 польско-литовско-русская армия в битве при Грюнвальде наголову разбила крестоносцев, причем особую храбрость явили смоленские полки (7). Орден после этого поражения пришел в упадок. Однако после унии в Литве стал насаждаться католицизм, начинаются притеснения православных (8).

На протяжении большей части XV в. внешнеполитическое положение Москвы оставалось неизменным: зависимость от Золотой Орды и более или менее напряженные отношения с Литвой. Предпринимавшиеся время от времени попытки избавиться от власти ордынских ханов приводили к разорительным набегам татар и восстановлению выплат дани. Литовское влияние достигло максимума после смерти Василия I (1425), когда согласно его завещанию могущественный литовский князь Витовт (сын Кейстута – брата Ольгерда) был назван опекуном нового московского князя Василия II (сына Василия I, а по матери – внука Витовта) (9). Однако в 1430 Витовт умер, в Литве начались междоусобицы, и ее влияние ослабло.

При Иване III Великом Москва окончательно отказалась платить дань Орде, которая к тому же распалась на отдельные ханства. В 1480 хан Большой Орды (самого большого осколка Золотой Орды) Ахмат двинул войска на Русь, но после длительного «стояния на реке Угре» ордынцы ушли, так и не решившись принять бой (10). Большая Орда вскоре распалась, а для Руси наиболее важными стали отношения с Казанским и Крымским ханствами, тревожившими русские земли своими набегами. Также при Иване III начались русско-литовские войны, в целом успешные для России благодаря желанию православного населения приграничных земель перейти под покровительство России. Следствие этих войн – присоединение к России Северской земли, Чернигова и (уже при Василии III) Смоленска (11).

Внутренняя политика. С начала XIV в. начался территориальный рост Московского княжества – при Данииле и его сыне Юрии произошло присоединение Коломны (отобрана у Рязанского княжества), Можайска (у Смоленского княжества) и Переяславля-Залесского (12).

При Юрии Москва вступила в ожесточенную борьбу с Тверским княжеством за обладание ханским ярлыком на Великое Владимирское княжение (13). Ярлык давал почет и обладание городом Владимиром и округой. В ходе этой борьбы погибли московский князь Юрий и тверские князья Михаил и Дмитрий Михайлович. Ярлык получил тверской князь Александр Михайлович (1327). Однако вместе с ним в Тверь прибыл большой отряд ордынцев во главе с Чолханом. Фактически это была попытка восстановить баскачество. Насилия, чинимые ордынцами, привели к восстанию. Оно было жестоко подавлено ордынскими и московскими войсками, после чего Тверь временно выбыла из игры (14).

Ярлык получил московский князь Иван I Данилович, брат бездетного Юрия (великий князь в 1327-1340). С этого момента московские князья уже почти никогда не выпускали ярлык из своих рук. Собирая дань для хана, Иван сам накопил большие богатства, за что, видимо, и получил прозвище Калита (мешок для денег у пояса). Он охотно покупал села и целые небольшие княжества на севере Руси (15). Иван установил тесный союз с главой Русской православной церкви митрополитом Петром и добился того, чтобы его преемник перенес свою резиденцию в Москву (1328) (16). В Москве был построен большой дубовый Кремль, появились каменные соборы. Политику Ивана I продолжили его сыновья Симеон Гордый и Иван II Красный.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) вступил на престол в 9 лет. Ему пришлось выдержать жестокую борьбу за ярлык с вновь усилившейся Тверью и сильным Суздальско-Нижегородским княжеством (17). Победе Дмитрия способствовали позиция церкви (митрополит Алексий был фактическим правителем Москвы в малолетство князя) и очень влиятельное и сплоченное московское боярство. Победа на Куликовом поле привела к тому, что своему сыну Василию I Дмитрий Донской передал Владимирское княжение уже как свое владение, не спрашивая согласия хана.

При Василии I (1389-1425) Москва присоединила богатое Нижегородское княжество (18). Однако когда престол перешел к его сыну, 10-летнему Василию II (1425-1462), его право наследования попытались оспорить дядя Юрий Дмитриевич, удельный князь Звенигородский и Галицкий, и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Вспыхнула жестокая феодальная война (19), продолжавшаяся почти все время правления Василия II. В ходе войны Василий II ослепил Василия Косого, а Дмитрий Шемяка – самого Василия II (за что тот получил прозвище Темный). В конечном итоге победу одержал все-таки Василий II, которого поддержали московские боярство и посад, служилые татары (именно при Василии Ii татары начинают ордами переходить на службу московскому князю) и церковь. Поддержка церкви во многом объясняется тем, что Василий II решительно поддержал русское духовенство в борьбе против унии с католической церковью, на которое пошло духовенство Византии, желая спасти свое государство.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы сделал решительные успехи при Иване III Великом (1462-1505). Сначала Москва подчинила Ярославское и Ростовское княжества (20). В Новгороде боярство, напуганное усилением Москвы, пошло на сближение с Литвой. Партию противников Москвы возглавила посадница Марфа Борецкая. Однако духовенство и многие простые люди отнеслись к этому курсу отрицательно, т.к. боялись усиления католицизма. В 1471 в битве на реке Шелони профессиональным московским войском было разгромлено новгородское ополчение, а в 1478 Новгород окончательно вошел в состав Московского государства (21). В 1485 Москва подчинила старого врага – Тверь (22). Уже при Василии III (1505-1533) Москве покорились Псковская республика и Рязанское великое княжество (23). Московский государь стал именоваться «государем всея Руси».

После женитьбы Ивана III  на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог (24) и под ее влиянием в управлении Московским государством усилились авторитарные тенденции, возросло самовластие великого князя (25). Формируются первые органы управления единым государством – Боярская дума (совещание при великом князе), Дворец и Казна; издается новый общерусский свод законов – Судебник (1497) (26)

Хозяйство и общественные отношения. С начала XIV в. наблюдался подъем хозяйства после монголо-татарского разорения. Особенно ему способствовало прекращение ордынских набегов при Иване Калите (27). Росли города, развивались ремесло и торговля, свидетельство чему – строительство белокаменного Кремля (28) и возобновление чеканки монет в Москве при Дмитрии Донском (29). Во владения сильного московского князя стекались переселенцы, основывавшие слободы (т.е. поселения, временно освобожденные от податей).

Основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский провел реформу, после которой земля и имущество монастырей стали для братии «общими». По его примеру монастыри нового типа стали основываться в ранее необжитых местах, что способствовало освоению севера (30).

Две главные группы населения – феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. Последние делились на черносошных (несли повинности в пользу государства) и частновладельческих (повинности в пользу частных лиц). Среди феодалов сложилась иерархия: 1) великие князья (правители суверенных государств); 2) удельные князья (младшие члены великокняжеских семей, подчинённые великим князьям, но самостоятельные в пределах своего удела); 3) служилые князья и бояре (владельцы вотчин); 4) дворяне и другие служилые люди (31). При Иване III дворянам начинают раздаваться поместья – земельные владения за службу, которые помещики, в отличие от вотчинников, не имели права продать или вложить в монастырь. По наследству поместье переходило только в том случае, если наследник тоже нес службу (32). Поскольку помещики страдали при уходе от них крестьян, а государство было заинтересовано в дворянах как основной военной силе, Судебник Ивана III ограничил крестьянский переход неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября) и уплатой пожилого (26). Так начало формироваться крепостное право.

Культура возрождается после монгольского нашествия. Символом возрождения стал великий русский святой Сергий Радонежский (30), благословивший князя Дмитрия на Куликовскую битву. Подъему культуры также способствовал приезд мастеров из гибнущей Византии. В конце XIV – XV вв. отмечается расцвет иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, позже Дионисий) и успехи литературы («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище») (33).

После падения Византии (1453) складывается теория «Москва – Третий Рим», согласно которой Русь является прямой преемницей Византии и последним прибежищем истинного христианства, а два других «Рима» пали из-за ересей (Рим – католицизм, Константинополь – уния с католиками) (34). Под влиянием этих взглядов и брака с Софьей Палеолог заимствуются византийские символы (двуглавый орел и др.). В Москве проводятся грандиозные работы (новый краснокирпичный Кремль, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и др.), причем для строительства приглашаются передовые для того времени итальянские архитекторы Аристотель Фиорованти и др. (35).

Вместе с тем уже в XIV в. на Руси появились первые ереси (стригольники, жидовствующие и др.), которые подвергались преследованиям. В начале XVI в. шли острые споры между иосифлянами (от имени своего лидера – игумена Иосифа Волоцкого) и нестяжателями (лидер – Нил Сорский). Нестяжатели выступали за отказ от церковного землевладения и терпимое отношение к еретикам, иосифляне – за богатую церковь и искоренение ересей всеми способами. Великокняжеская власть после некоторых колебаний поддержала иосифлян, и они победили (36).