logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Иван Александрович ильин

1883 – 1954

ИЛЬИН Иван Александрович — русский философ, правовед, публицист, теоретик и историк религии и культуры. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1906г. после окончания учебы был оставлен при университете для подготовки к званию профессора. К 1909 г. получил звание приват-доцента и после двухлетней зарубежной научной командировки в Германию в течение десяти лет преподавал в Московском университете. За исследование «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» ему были одновременно присуждены две ученые степени — магистр и доктор государственного права.

После революции 1917 года Ильин, оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против советского строя, что и послужило причиной его неоднократных арестов. В 1922 г. философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России. С 1923 по 1934 г. Ильин был профессором Русского научного института в Берлине. Активно участвовал в политической жизни русской эмиграции, несколько лет издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи». Берлинский период его жизни был весьма плодотворен в творческом отношении. Им были опубликованы: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1925); «О сопротивлении злу силою» (1923); «Путь духовного обновления» (1935); «Основы художества. О совершенном искусстве» (1937); «Основы христианской культуры» (1938) и множество статей. В 1934 г., после прихода в Германии к власти нацистов, Ильин был уволен из Русского научного института. В 1938 г. философ обосновывается в пригороде Цюриха, где продолжает свои философские искания вплоть до кончины в 1954 г. Ильин оставил большое творческое наследие. Одна из областей его исследований — эстетика, философия культуры и литературная критика, а также россиеведение и история русской культуры. Им были написаны работы по эстетике, множество работ, посвященных России и русскому народу и множество лекций о деятелях русской культуры.-Ключом к познанию русской православной души, ее религиозной установки и прафеноменов служат следующие слова Ильина: «Эти установки суть: сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть равно как воля к совершенству во всем; вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и Святых; иконы. Кто образно представит себе один из этих прафеноменов православия, т. е. по-настоящему проникнется им, и прочувствует, увидит его, тот получит ключ к русской религии, душе и истории».

Сочинения

1. Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 – 1954 гг.: В 2 т. Париж, 1956.

2. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993 1995 (изд. продолжается).

3. Ильин И. А. Для русских. Избранное. Смоленск, 1995.

4. Ильин И. А. О России. М., 1995.

Литература

1. Лисица Ю. Т. Философские взгляды И. А. Ильина // Вопросы философии. 1990. №6.

2. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2.

3. Полторацкий Н. П. И. А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989.

4. Тихомиров Ю. А. Государственно-правовые идеи И. А. Ильина // Вопросы философии. 1991. № 8.

5. Гаврюшин Н. К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. №4.

6. Лисица Ю. Т. И. А. Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993.