Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
Образованию антиколониальных политических организаций в Индии предшествовала своеобразная «революция идей», Очагами распространения новых веяний становились религиозно-реформаторские центры в наиболее развитых провинциях Индостана.
Первые идеологи национального движения
Наибольшую известность в качестве распространителей идей национального обновления в Индии и за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами Вивекананда.
Важнейшим положением моральной проповеди Парамахаса был не уход от мира, а моральное обновление через разумное самоограничение жизненных потребностей, участие в общественной жизни. В своих «беседах» он осуждал власть англичан над Индией, критиковал деятельность слуг чужеземцев индийцев, пособников англичан, тех, кто подражал колонизаторам и предавал национальные традиции.
Вивекананда пошел дальше своего учителя, очистившись от неприятия западных культурных и идейных заимствований. В нем органически сочеталось европейская образованность и глубокое знание древнеиндийской религиозной традиции. Вивекананду отличала поистине подвижническая деятельность по разъяснению идей национального обновления индийского общества. Роль Вивекананды в развитии идеологии индийского освободительного движения не раз подчеркивали
его признанные лидеры. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда был одним из основателей современного национального движения в Индии.
Развитие буржуазно-демократического, политического движения современного типа в Индии во многом было обусловлено социальной политикой британского колониального правительства в этой стране на протяжении XIX в. Видный британский колониальный чиновник Маколей призывал соотечественников через приобщение определенной части индийского традиционного общества к морально-политическим ценностям западной культуры, через англизированное образование, нормы быта, политическую идеологию сформировать «прослойку, состоящую из людей, способных быть посредниками между нами и миллионами индийцев, которыми мы управляем, прослойку, состоящую из людей с индийской кровью и темным цветом кожи, но с британскими вкусами, убеждениями, моральными нормами и методом мышления». Такая политика вскоре дает заметные результаты. С середины XIX в. формируется англизированное сословие интеллигенции и чиновничества. Однако британская корона не получила в полной мере того, что хотела. В новой социальной среде под влиянием британского либерализма и прагматизма, идейного заимствования других западных систем политической философии начинает развиваться идеология и политическая организация индийского национально-освободительного движения.
В 70—80-е годы XIX в. в Индии начинается движение по возрождению древних индийских этических и духовных ценностей на основе синтеза культур Востока и Запада. Формируются центры этой идеологии в Бенгалии, Махараштре, на Северо-Западе Индостана. Появляются и страстные проповедники нового понимания культурного взаимодействия разных народов. Это Рамакришна Парамахаса, Даянанда Сарасвати и бенгальский брахман Свами Вивекананда, который вынес новые идеи за пределы своей родины во время длительного лекционного турне по США и Западной Европе во второй половине 1890-х годов. Проблема социально-политического положения Британской Индии, ее национального освобождения становится одной из международных проблем того времени. Идеи индийских религиозных возрожденцев, пропагандистская и культурно-просветительская деятельность таких общественных организаций, как «Брахмо Самадж» (Общество Брахмы) и «Арья Самадж» (Общество ариев), способствовали формированию первого поколения индийских политиков и общественных деятелей.
Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига
В 80-е годы XIX в. социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках. «Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, — заявил глава британской администрации, — выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».
По доброму согласию индийской и британской сторон в декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии ее председатель Б.Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал следующую мысль: «Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут свое направление во временах незабвенного правления лорда Рипона». В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального
законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству кон-грессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.
Основатели Конгресса — Г.К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи — были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Берком, Маколеем, Глад-стоном, а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени. От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.
Несмотря на определенные политические успехи Национального конгресса в конце XIX — начале XX в., стала
очевидной недостаточность одного только политического диалога партии с британской политической системой для дальнейшего продвижения по пути конституционных реформ Индии. В такой ситуации в конгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание. На политической арене Индии появляется группировка радикалов, которых современники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться на массовое движение индийского народа. Активизировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной религиозно-этической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинству древние методы «ненасильственной борьбы» против власти. Выдвигались лозунги «сварадж» (самоуправление), «свадеши» (собственное производство) и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских. «Крайние» добивались утверждения своих основополагающих принципов в программе и политике ИНК. В период подъема антиколониального движения в Индии в 1904—1908 гг. такие методы применялись конгрессистами-радикалами. Однако умеренное руководство партии не решилось пойти на развертывание массового движения в масштабах всей страны. Бойкот британских товаров осуществлялся только на территории Бенгалии. В дальнейшем идейно-политический конфликт между двумя фракциями достиг фазы острого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессии против патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Были вынуждены эмигрировать Л. Рай и Б.Ч. Пал. У руля ИНК остались либералы, сторонники исключительно парламентско-поли-тических методов политической борьбы.
Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политических интересах индусско-мусульманские противоречия. В 1906—1907 гг. была образована легальная партия
индийских мусульман — Мусульманская лига. Но в начале XX в. она не имела серьезных расхождений по вопросу парламентских реформ и будущего политического статуса Индии с Национальным конгрессом.
После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции.
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. 3
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. 50
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. 76
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. 92
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. 111
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. 145
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. 166
- Предисловие
- Глава 1. Индия в XVI—XIX вв. Индия в XVI в. Политическая история
- Аграрный строй Могольской империи XVI—XVIII вв.
- Город, ремесло, торговля
- Антимогольские движения и распад империи
- Начало европейского проникновения в Индию
- Индия в XVIII в.
- Общественная мысль и наука Индии XVI—XVIII вв.
- Литература и искусство
- Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX в. Экономические факторы колонизации
- Последствия культурной политики англичан в Индии. Рам Мохан Рой
- Сопротивление народов Индии британскому колониальному гнету. Индийское народное восстание 1857—1859 гг.
- Аграрная политика англичан вИндииво второй половине XIX в.
- 14 Развитие буржуазных отношений в Индии. Новые методы колониальной эксплуатации. Экспорт в Индию английского капитала
- Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
- Глава 2. Афганистан в XVI—XIX вв. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.
- Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате. Завоевание Афганистана Надир-шахом
- Образование державы « Дуррани ». Общественный строй
- Ослабление Дурранийской державы
- Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
- Первая англо-афганская война (1838-1842)
- «Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
- Вторая англо-афганская война (1878—1880) и восшествие на престол Абдуррахмана
- Внутренняя и внешняя политика Абдуррахмана
- Борьба Абдуррахмана с англичанами за "полосу независимых племен"
- Читральский конфликт и завоевание Кафристана. Афганистан накануне XX в.
- Глава 3. Средняя Азия в XVI—XIX вв. Средняя Азия в XVI—XVIII вв.
- Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
- Средняя Азия в конце XVIII — первой половине XIX в.
- Средняя Азия в составе Российской империи
- Джадиды и подъем национальных движений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.
- Глава 4. Иран в XVI—XIX вв. Государство Сефевидов в XVI в.
- Иран в эпоху правления Аббаса I и его преемников
- Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
- Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
- Иран во второй половине XVIII в. И утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
- Англо-французское соперничество в Иране. Русско-иранские войны. Проблема Герата
- Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама
- Превращение Ирана в полуколонию
- Глава 5. Кавказ в XVI—XIX вв. Кавказ, его история и специфика
- Северный Кавказ. Положение в XVI—XVIII вв.
- Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIX вв.
- Азербайджан в XVI—XVII вв.
- Азербайджан в XVIII—XIX вв.
- Армения в XVI—XVIII вв.
- Национальное возрождение Армении
- Грузия в XVI—XVII вв. Феодальная раздробленность
- Движение за воссоединение с Россией в XVIII—XIX вв. Грузия в составе Российской империи
- Глава 6. Османская империя в XVI—XIX вв. Турция в XVI в. Становление империи
- Общественный строй
- Государственно-административная система. Армия.Упадок Османской империи
- Турция и Россия в начале XVIII в. «Генеральные Капитуляции» 1740 г.
- Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»
- Реформы Селима III
- Вторжение французских войск в Египет. Свержение Селима III. Греческое восстание и его последствия
- Возникновение «Египетского кризиса». Ункяр-искелесийский договор
- Реформы Махмуда II (1826—1839). Усиление экспансии иностранного капитала
- Второй этап «египетского кризиса». Начало танзимата. Лондонская конвенция 1840 г.
- Крымская война (1853—1856) и ее последствия для Турции. Второй период Танзимата
- Возникновение просветительскогои конституционного движения.«Новые османы»
- Переворот «новых османов» и «Конституция Мидхата»
- Русско-турецкая война (1877—1878) и разгон парламента Сан-Стефанский и Берлинский мирный трактаты 1878 г. Империя накануне XX в.
- Глава 7. Арабские страны Азии в XVI—XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) в XVI—XIX вв. Сирийские провинции Османской империи до начала эпохи реформ (XVI — начало XIX в.)
- Общественно-политическая борьба провинциях «Османской Сирии» XVIII — начале XIX в.
- Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
- Османская Сирия в период египетской оккупации и в период Танзимата (30—70-е годы XIX в.)
- Проникновение западных идей и первые ростки сирийского патриотизма. Российскоеприсутствие в Сирии и Палестине xiХв.
- Сирийские провинции Османской империи в период правления Абдул-Хамида II (1876—1908)