logo search
Учебник В

4. Древнее царство

Более чем 500 лет длилась эпоха Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.), когда Египет стал крупным централизованным государством, ведущим успешные войны с соседями, когда снаряжались торговые экспедиции и формировались идеалы и основные ценности египетской цивилизации. Новые явления определялись в первую очередь прочным объединением страны, сплочением ее в единое целое. Это способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Каких-либо качественных изменений в сельском хозяйстве не произошло, разве что появилось новое орудие грабли и стали заниматься пчеловодством. По-прежнему египтяне были заняты в садоводстве, виноградарстве, огородничестве. Впервые начали выращивать лук, чеснок, салат, огурцы. В царских поместьях и при храмах были большие скотоводческие и птицеводческие хозяйства. Главным богатством Египта оставалось зерно ячмень и пшеница-двузернянка (эммер). Значительного развития достигли и ремесла. Каменные орудия труда все чаще и чаще вытеснялись медными, которые применялись в обработке дерева. Тем более, что население в изделиях из дерева нуждалось ежедневно и повсеместно. Это мебель и предметы домашнего обихода, двери, столбы и перекрытия в знаниях, грузовые суда и барки.

В экономике эпохи Древнего царства огромную роль играли хозяйства вельмож. Владение вельможи состояло из главной усадьбы и многочисленных владений, разбросанных по всей стране, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. За хозяйство вельможи нес ответственность домоправитель. Подчас их было несколько. Ему подчинялся многочисленный штат писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей ведомостей. В хозяйстве вельможи велся очень строгий учет и контроль. Вельможа, получая ежегодные отчеты, мог следить и контролировать результаты работы земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, ювелиров и гончаров, каменотесов и ткачей, плотников и столяров, судостроителей и художников. Во время посева и сбора урожая в поле работали рабочие отряды, которые состояли только из мужчин. По мере надобности их использовали на других работах.

В хозяйстве вельмож имелись и ремесленные мастерские палаты мастеров, но уже существовало довольно дробное разделение труда и различная специализация. Отдельные ремесла имели свои особые мастерские, в которых работали только мужчины. Уделом женщин был труд в отдельных ткацких мастерских домах ткачих. Царские и храмовые хозяйства по существу были очень похожи на хозяйства вельмож. Всех их объединяла одна отличительная особенность многочисленное и повсеместное управление работниками и ведение строжайшего учета труда и его результатов. Уже начал формироваться рабовладельческий уклад. Среди рабов, которых можно было покупать и продавать, были чужеземцы и соплеменники египтяне.

Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, которого древние греки называли фараоном (от египетского титула царя пер-о Большой дом, Великий дом). Он обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в Египте и за его пределами проводились от имени царя. Он почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богу. Царь был окружен божественными почестями, но его называли не просто богом, а большим богом, отмечая, таким образом, его могущество. Египетская цивилизация эпохи Древнего царства дает уникальный пример формирования своеобразной древневосточной деспотии.

Ее отличительными чертами являются централизация управления, использование чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии, обоготворение царя и его деяний. Деспотия, основанная на неограниченной власти царя, укреплялась и обосновывалась целой системой религиозных верований, в основе которых лежит учение о божественности царя. При жизни фараону поклонялись как земному богу, а после смерти его хоронили как небесного бога, наместника и наследника великих богов. Обоготворение царской власти осуществлялось организованно с помощью обрядов, праздников и торжественных церемоний. Материальной основой царского самовластия были огромные земельные, людские, продовольственные и военные ресурсы, находившиеся в личном распоряжении царя.

В эпоху Древнего царства государство приобрело черты централизованной деспотии, опирающейся на сильный бюрократический аппарат. После фараона первым лицом в государстве былверховный сановник. Одновременно он же являлся и главным судьей, а также занимал ряд государственных должностей, осуществляя от имени фараона общее руководство хозяйственной деятельностью страны. Этот высокий пост обычно занимал сын царя, что способствовало усилению деспотии. Еще одним крупнейшим сановником в государстве был начальник войска, возглавлявший Дом оружия (военное ведомство). Эту должность занимали представители высшей знати, иногда даже царевичи. Отмечалось полное подчинение номархов центральной власти, которая осуществляла жесткий контроль над всеми действиями местной администрации. Высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с фараоном. Важнейшие должности в государстве были заняты выходцами из царского дома. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного и разветвленного бюрократического аппарата. Однако, полицейские функции египетская власть предпочла передать иноземцам маджаям, выходцам из Северной Нубии.

Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные усыпальницы фараонов пирамиды. Эти немые свидетели неограниченной власти египетских правителей должны были прославить имена фараонов. Жилые постройки древних египтян до нашего времени не сохранились, а грандиозные царские усыпальницы оказались неподвластными времени. Египетская пословица гласит: Все на свете боится времени, а время боится пирамид. Пирамиды строились как гробницы фараонов, но, возможно, как считают некоторые ученые, возводились и с какой-то иной целью. Время Древнего царства оставило нам ступенчатую пирамиду фараона Джосера (у нынешн. Саккары к югу от Каира). Руководил строительством, которое длилось 29 лет, зодчий Имхотеп. От часто и успешно воевавшего фараона Снефру осталось две большие пирамиды: одна в Медуме, где и находится мумия царя, другая в Дахшуре (к югу от Саккары).

Египет часто образно называют Страной пирамид. В этой стране на западном берегу Нила неподалеку от города Гиза находилась Долина царей место, где хоронили фараонов. Здесь находится пирамида Хеопса, единственное сохранившееся из семи чудес света. За ней следуют пирамиды Хефрена, Микерина. Рядом с пирамидами, как бы охраняя их покой, возвышается высеченный в скале 20-метровый Большой сфинкс фантастическое существо с телом льва и головой человека. Пирамиды окружены большим количеством гробниц, принадлежащих царским родственникам, вельможам и крупным чиновникам. Этот город мертвых, своеобразный символ древневосточной деспотии, ибо и после смерти своего владыки египетская знать желала покоиться рядом с ним у подножия его пирамиды.

В середине III тыс. до н.э. все больше укрепляется власть знати. Это золотой период в жизни столичных египетских вельмож. Среди высших должностных лиц государства появляются люди, не связанные с царем родственными отношениями. С 2400 г. до н.э. все большее влияние стала приобретать местная, а не столичная знать. Гробницы номархов становились все более роскошными, а строительство пирамид значительно уменьшилось. Номархи сосредоточили в своих руках управление отдельной областью, постепенно освобождаясь от опеки царской власти. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областей номов, завершая эпоху Древнего царства.