Динамика приема документов в Российской Федерации
за период с1992 по 2002 г.
Годы | Управленческая документация | Документы по личному составу | Научно-техническая документация | Кино-/ видео документы | Фото-документы | Фоно-документы |
млн ед. хранения | тыс. ед. хранения | тыс. ед. хранения | тыс. ед. хранения | тыс. ед. хранения | тыс. ед. хранения | |
1991 | 1,3 | - | 15,4 | 2,0 / - | 67,7 | 1,5 |
1992 | 2,3 | 215,4 | 82,9 | 8,5 / - | 75,1 | 5,1 |
1993 | 2,1 | 572,2 | 64,7 | 6,1 / - | 65,2 | 4,7 |
1994 | 2,0 | 427,3 | 211,3 | 5,6 / - | 69,4 | 3,1 |
1995 | 1,7 | 582,6 | 117,4 | 7,9 / - | 71,7 | 2,2 |
1996 | 1,6 | 413,1 | 92,8 | 7,4 / - | 90,9 | 2,9 |
1997 | 1,5 | 499,1 | 76,9 | 5,7 / - | 63,7 | 1,3 |
1998 | 1,5 | 686,3 | 75,4 | 2,4 / 0,5 | 77,2 | 1,1 |
1999 | 1,6 | 826,2 | 75,6 | 1,5 / 0,4 | 56,8 | 3,4 |
2000 | 1,4 | 1368,5 | 75,4 | 1,1 / 0,7 | 75,3 | 1,7 |
2001 | 1,5 | 1624,3 | 81,6 | 1,3 / 0,6 | 56,2 | 1,8 |
2002 | 1,5 | 2287,5 | 92,8 | 1,2 / 1,3 | 89,7 | 7,4 |
Итого | 20,0 | 9502,5 | 1062,2 | 50,7 / 3,5 | 858,9 | 36,2 |
За период с 1991 по 2002 г. в архивы поступило 20,0 млн дел, что значительно опережало возможности отечественных архивов по размещению архивных документов, поскольку вместо требуемых 50,0 тыс. м2 площадей за указанное десятилетие на федеральном уровне было введено в эксплуатацию около 6,3 тыс. м2, а в субъектах Федерации получено еще 81,4 тыс. м2 (как правило, неприспособленных под архивохранилища помещений ликвидированных производственных и научных организаций, требующих ремонта и переоснащения).
Одна из серьезнейших проблем, с которой столкнулись отечественные архивы в 1990-е гг. – необходимость сохранения и использования документов, касающихся социальной защиты граждан России (их личные дела, финансовые документы, фиксирующие заработную плату, имеющиеся у граждан льготы и т.д.). Никогда подобные категории документов не являлись сферой внимания государственной архивной службы. Такие документы хранились в ведомствах, в объединенных ведомственных архивах. Развитие капитализма в России в течение 1990-х гг. отрицательным образом сказалось на сохранности личных дел работников отечественных предприятий, организаций, учреждений. Многие документы были утрачены в результате плохого хранения, а иногда и намеренно уничтожались по приказам новых владельцев предприятий. Вместе с тем за истекшее десятилетие (с 1991 по 2002 г.) Государственная дума Российской Федерации приняла множество законов, согласно которым граждане России получили право на социальную защиту, реализовать которое невозможно без документов, дающих представление о трудовой истории людей.
За десять лет в системе архивной службы России было создано 282 архива документов по личному составу (32 государственных и 250—в районном и городском звене), которые приняли на долговременное хранение свыше 9,5 млн дел, в основном от ликвидированных за это время организаций.
Кризис 1990-х гг. фактически не затронул такую сферу деятельности архивов, как использование документов. Статистика числа пользователей архивов, количества подготовленных информационных материалов, выдачи архивных справок социально-правового, имущественного, генеалогического характера, создания публичного научно-справочного аппарата, подготовки документальных публикаций подтверждает рост внимания отечественных и зарубежных исследователей к архивным документам, содержащимся в отечественных архивах.
Архивы России сыграли важную роль в социальной защите ее граждан, в реабилитации жертв политических репрессий, в формировании демократического облика страны среди ее граждан и на международной арене. В течение 1990-х – начала 2000-го г. вышло свыше тысячи названий публикаций сборников документов и справочников по архивам.
В начале 2000-го г. несколько замедлился процесс открытия российских архивов, особенно архивов бывшей КПСС. Причина этого состоит в отсутствии эффективной системы рассекречивания архивных документов. В результате, например, до сих пор оставался недоступным такой важный для изучения общественно-политических процессов в СССР вид документов, как обзоры писем трудящихся, составлявшиеся в партийных органах.
В результате проведенной реорганизации Правительства РФ Федеральная архивная служба РФ получила новое название – «Федеральное архивное агентство РФ» – и вошла в состав Министерства культуры РФ. Таким образом, хотя и формально, еще раз было подчеркнуто то важное место, которое занимают архивы в культурной жизни страны, в формировании ее культурного облика.
Данный краткий обзор современного состояния архивного дела в России показывает, что в течение кризисных для страны 1990-х гг. отечественные архивы, архивная служба, архивное дело в целом не только сумели выжить, но и осуществили новый качественный шаг в своем развитии.
- Федеральное агентство по образованию
- Архивное дело
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические и правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Теоретико-методологические основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Архивное дело: подходы к интерпретации
- Связь теории и практики архивного дела с другими науками и научными дисциплинами
- 1.2. Правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Глава 8 посвящена вопросам международного сотрудничества в области архивного дела.
- Глава 2. Государственная архивная служба Российской Федерации
- 2.1. Организация государственной архивной службы Российской Федерации
- 2.2. Государственные архивы Томской области
- 2.1.1. Государственный архив Томской области (гато)
- 2.1.2. Центр документации новейшей истории Томской области (цдни то)
- Глава 3. История становления архивного дела
- 3.1. История становления архивного дела в зарубежных странах
- 3.2. История становления архивного дела в России
- 3.2.1. История становления архивного дела в России с древнейших времен до 1917 г.
- 3.2.2. История становления архивного дела в советский период (1917 – 1991 гг.)
- 3.3. Современное состояние архивного дела в России
- Статистические сведения об архивных учреждениях Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2003 г.)1
- Динамика приема документов в Российской Федерации
- Глава 4. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации
- 4.1. Состав Архивного фонда Российской Федерации
- 4.2. Понятие о классификации документов Архивного фонда Российской Федерации. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации в целом и ее основные признаки
- 4.3. Классификация документов в пределах архивов
- 4.3.1. Понятие «архивный фонд»
- 4.3.2. Образование объединенных архивных фондов
- 4.3.3.Образование архивных коллекций
- 4.4. Классификация документов в пределах архивных фондов
- 4.4.1. Основы классификации документов архивного фонда
- 4.4.2. Схемы классификации документов в пределах архивного фонда
- 4.4.3. Особенности классификации документов личных фондов, объединенных архивных фондов и архивных коллекций
- 4.5. Организация и методика работы по классификации документов в архивах
- 4.5.1. Фондирование документов
- 4.5.2. Составление схем классификации и размещения документов
- Глава 5. Экспертиза ценности документов
- Понятие об экспертизе ценности документов и ее задачи
- Принципы экспертизы и критерии ценности документов
- 5.3. Источники пополнения состава Архивного фонда Российской Федерации
- Глава 6. Учет архивных документов
- Понятие об учете документов, цель и основные принципы учета документов в государственных архивах Российской Федерации
- Порядок учета документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации
- Порядок учета документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации
- Глава 1. Теоретико-методологические и правовые основы
- Правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации………………………………………………………………….
- Глава 2. Государственная архивная служба Российской Федерации………………………………………………………………..
- Глава 3. История становления архивного дела …………………….
- Глава 4. Классификация документов Архивного фонда
- Глава 5. Экспертиза ценности документов………………………………
- Глава 6. Учет архивных документов…………………………………….
- Архивное дело