logo search
Учебник В

8. Египетская цивилизация в мировой истории

Какие же отличительные черты характеризуют египетскую цивилизацию, составляют ее уникальный и неповторимый облик? Какими достижениями обогатила она человечество?

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность властифараонов и социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян. На очень узкой полоске населенной земли вдоль огромной реки создавалась египетская цивилизация. Никаких естественных границ между номами не существовало, но зато существовали резкие естественные границы, отделявшие Египет от окружавших его народов. Здесь гораздо раньше, чем в ином другом месте возникло единое для всей долины государство, территориальное государство. Здесь чрезвычайно рано сформировался мощный бюрократический аппарат и постоянная армия, которые придавали египетской цивилизации совершенно особый облик. Это было одно из самых высокоцентрализованных государств, когда-либо известных, бюрократическая деспотия в полном смысле этого слова. Только в Египте произошел переход практически из первобытности прямо в централизованное государство. Все основы общинной организации были разрушены характерной практикой применения по всей стране рабочих отрядов, трудовых команд. Это породило особую идеологию и особый менталитет египтян. Египетская цивилизация создала совершенно особую идеологию власти: здесь царь был богом и при том самым главным богом. Принято было считать, что основная масса трудящегося населения принадлежит государству, является царскими людьми.

Вся хозяйственная жизнь находилась под неусыпным наблюдением и контролем государственной власти. Все земледельческое население, сформированное в рабочие отряды, с надзирателями во главе, трудилось на полях, , в садах и виноградниках, на пастбищах и в ремесленных мастерских. Велся строгий учет, существовали огромные государственные кладовые, откуда довольствие получали царь и члены его семьи, обширный придворный штат, чиновничий аппарат (центральный и местный). Жрецы, а также занятые в хозяйстве ремесленники, строители, земледельцы, привлеченные постоянно или временно на царские(т.е. государственные) работы. Часть собранного богатства использовалась властью и для внешнего обмена, который также был монополизирован. Этот принцип управления производством и распределением из государственного центра сохранился в Египте до римского времени. В определенном смысле Египет это большаяобщность людей во главе с царем.

Население тех регионов, где формировалась египетская цивилизация, никогда не превышало 5 млн. человек. Творцами цивилизации были все слои египетского общества, которое можно представить в виде своеобразной пирамиды: фараон, верхушка администрации, верховное жречество, родовая и военная аристократия, служилые люди, торговцы, воины, ремесленники, земледельцы. Люди строили цивилизацию, а она формировала личность. Египтянин особый тип человека древнего мира. Государство для него неотъемлемая и существенная часть жизни. Он жил и умирал с надеждой, что именно государство дарует ему счастливую жизнь и обеспечит блаженное бессмертие после ухода из жизни. Выбор профессии египтянином был также предопределен государством. По достижению полнолетия (12-14 лет) египтян переписывали и на специальных смотрах распределяли по ремеслам и профессиям. Те, кто был назначен в ремесленники, отправлялись в свои мастерские, будущие воины в лагеря новобранцев, оставленные в земледелии расписывались по средним и крупным хозяйствам. Шансов изменить свою судьбу практически не было (кроме ухода в армию).

Казалось бы, при столь регламентированном и жестко организованном образе жизни египтян их духовный мир мог остаться скудным и ограниченным. Но парадокс состоит в том, что достижения материальной культуры, стабильность и достаточно высокий (по меркам бронзового века) уровень жизни создали предпосылки, а государство востребовало развитие образования, основ научных знаний, искусства. На протяжении всей истории египетской цивилизации шел направляемый царским двором процесс колонизации умов, насаждения единообразной религиозной культуры поверх местных традиций.

Религиозное сознание египтян достигло более сложных форм, чем в первобытную эпоху, хотя систематизация религиозных представлений так и не была завершена. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Священным животным бога Амона был баран. Жук-скарабей считался воплощением восходящего солнца Хепри, с которым связывали надежды на жизнь и воскресение. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. Царем богов в Египте считали бога солнца по имени Ра. Его изображали с головой сокола или быка.

Общеегипетский характер приобрел культ Амона, защитника и покровителя простых людей, завоевателя и грозного владыки. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением бога Гора (сына Ра) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского бога Осириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религией. Поклонялись не только множеству богов, но и верили в загробную жизнь. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса, где на специальных весах взвесят сердце человека и определят, чего в нем больше добра или зла. Только доброго человека не кравшего, не лгавшего, не говорившего дурного о царе, не пренебрегавшего богами пропустят в царство мертвых. Следовательно, земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых, где все как на земле, только гораздо лучше. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершая бальзамирование, когда тело умершего, особым образом высушивали, обматывали бинтами, т.е. готовили мумию. Ее помещали в гроб-саркофаг, на котором изображали богов и писали заклинания, а затем саркофаг опускали в гробницу.

По своей психологии египтяне были, скорее, оптимистами. Их отличало чрезвычайно положительное отношение к миру и к жизни, превращающее саму жизнь в некий аспект религии. Уникальная особенность египетской религии ее ярко выраженная оптимистичность, представление о справедливом устройстве мира и человеческого общества. Ее отражала простая вертикаль: боги фараонподданные. У египтян отсутствовал страх перед загробной жизнью. То есть, страх, конечно же, был, но смерть воспринималась как некой опасный порог, преодолеть который, как правило, удавалось всем, после чего умерший оказывался в ином мире, открывающем перед ним новые возможности, одновременно и опасные и обольстительные. Это наложило сильнейший отпечаток на психологию египтян, способствуя развитию индивидуализма.

Еще одна отличительная черта религии египетской цивилизации довольно высокая абстрактность представления о божестве. Для египтян бог есть одновременно воздух, вода (нильское половодье), свет (солнце и луна), а также личность, к которой можно обратиться с просьбой и которая возмещает каждому его праведные или нечестивые поступки.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Египетская цивилизация создала оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры. Это и древнеегипетская письменность, и первый в мире материал для письма папирус, и сохранившиеся до наших дней мифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах фараонов и вельмож. Египтяне пользовались тремя видами письма, чаще всего - иероглифическим, священным, который употребляли для монументальных, резанных на камне надписей. На папирусе писали скорописным иератическим письмом, т.н. жреческим, поскольку им пользовались в основном жрецы. Литературные произведения и научные книги также написаны этим письмом. На заключительном этапе развития цивилизации возникло демотическое письмо, которое использовалось как особый беглый почерк египетской бюрократии.

Образование как компонент цивилизационной структуры выходит на первый план уже в ранних цивилизациях, являясь важнейшим показателем ее динамики и тенденций развития. Египетскаяцивилизация достаточно высоко ценила грамотность и грамотных людей. Одним иероглифом обозначались понятия письмена, Бог, господин. Не смотря на сложность письма (более 700 знаков-иерглифов), овладеть которыми было очень трудно, грамотными были не только жрецы, знать и квалифицированные ремесленники. Если египтянин осваивал грамоту, то становился грамотнымписцом, чиновником, который уже не бедствовал и пользовался настоящим уважением. Египтяне говорили: Нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, ибо он сам себе начальник.

Египетская цивилизация накопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. В школах, создаваемых при храмах, учили не только грамоте. Жрецы были не только представителями культа, но и учеными. Они сотни лет вели наблюдения неба и сделали немало открытий в астрономии. Не имея даже простейших инструментов, они знали законы движения Солнца, Луны, планет, звезд, могли предсказывать солнечные и лунные затмения, составлять довольно точные календари.

Существовало своеобразное высшее учебное заведение Дом жизни, в развитие которого вносили вклад все номы. Особо востребованным стало развитие математики и медицины. Математические знания использовались в строительстве, земледелии, при начислении налогов, составлении карт и чертежей. Были приняты особые знаки для числе (вплоть до миллиона). Египетские математики открыли числе пи, умели вычислять площадь прямоугольника, круга, объем пирамиды и шара, умели решать уравнение с одним неизвестным. Египетские врачи лечили многие болезни, имели представление о законах кровообращения, делали хирургические операции с обезболиванием, внедряли новые лекарства растительного и животного происхождения например, женьшень, камфару, печень.

Повседневную жизнь египтян, их систему ценностей и эстетических ориентаций отражает древнеегипетское искусство. Пирамиды стали символами египетской цивилизации, а возникновение городов (ок. III тыс. до н.э.) явилось рубежом варварства и цивилизации. Облик египетского города отражает не столько эстетику жизни египтян, сколько растущее имущественное расслоение общества. Четко выделялись кварталы бедных и богатых, но последние также были лишены каких-либо украшений. Однако, такие города как Мемфис или Фивы стали крупными культурными центрами, породив не только богатую материальную, но и универсальную духовную культуру египетского цивилизованного общества. До нашего времени сохранились известные фиванские храмы в Луксоре и Карнаке, олицетворяющие мощь, силу и мудрость египетской цивилизации. Египтяне первыми создали каменную монументальную архитектуру. В Гизе сохранилось единственное из семи чудес света, дошедшее до нас, - пирамида Хеопса, и лишь немного уступающие ей в величии пирамиды Хефрена и Микерина (III тыс. до н.э.).

В Египте мы обнаруживаем древнейшие образцы монументальной скульптуры. Таковы, например, статуя египетского фараона Рамзеса II, исполненная величия и вместе с тем скованности. Таковы полные жизни скульптурные изображения Нефертити жены Аменхотепа IV (Эхнатона). На зрителей и поныне смотрят с гигантских рельефов египетские боги, цари, воины, люди из простого народа. Величественный сфинкс лев с человеческой головой охраняет пирамиды египетских фараонов. Имена многих творцов этих удивительных произведений искусства высечены в камне на памятниках ими созданных. Само назначение памятников как бы поднимало их творцов в глазах египтян.

Однако, они очень любили не только четкую и величавую простоту монументальных творений, но и изощренную игру слов. Слова для египтянина имели особое значение, ибо считалось, что существует тесная взаимосвязь между словом и предметом. С появлением слогового письма стало возможно записывать тексты мифов, сказаний, сказок, гимнов богам. И эти тексты были записаны. Они дошли до нас и составили важную часть художественной культуры первых цивилизаций. Таковы приключенческие повести Рассказ Синухета, Повесть о потерпевшем кораблекрушение. Особенно популярным был жанр поучений, которые использовались также в качестве упражнений и переписывались из века в век в египетских школах. Поучения это своеобразная передача накопленного целыми поколениями египтян опыта и информации для будущих потомков. И совсем не анахронизмом звучат даже сегодня слова, например, из Поучения Ахтоя: Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим.

Уникальность египетской цивилизации определяется не только тем, что она была одной из первых, созданных человеком. Менталитет египтян формировался особым укладом их повседневной жизни, их удивительно оптимистической религией, величавой монументальностью мощного централизованного государства. Египетская цивилизация была устремлена в будущее. Египтяне творили историю, специально не заботясь о том, что надо оставить запись о ней в анналах. У них не было своих историков, да и нужны ли они людям, настроенным на вечность?