945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
большю дань... И послуша их [дружинников] Игорь -- иде в Дерева в дань и
примышляше к первой дани и насиляше им и мужи его. И възем дань, поиде в
свой град. Идущю же ему въспять, размыслив, рече дружине своей: "Идете с
данию домови, а яз възвращюся [ к Древлянам] и похожю еще". И, пусти дружину
свою домови, с малъмъ же дружины възвратися, желая больша имения".
Дань, очевидно, была издавна тарифицирована, так как Игорь увеличил ее,
примыслил новые поборы к "первой дани". Когда же Игорь появился вновь,
"желая больша имения", внутри древлянского общества происходит любопытная
консолидация всех слоев: против киевского князя выступили древляне и их
местные князья во главе с "князем князей" Малом.
"Слышавше же Древляне, яко опять идеть [Игорь] и съдумавъше Древляне с
кънязьмь своим Малъм: "Аще ся въвадить вълк в овьце, то выносить вьсе стадо,
аще не убиють его. Тако и сь -- аще не убием его, то вься ны погубить!"
И посълаша к нему, глаголюще: "Почто идеши опять -- поймал еси вьсю
дань". И не послуша их Игорь. И исшьдъше из града Искоростеня противу
древляне, убиша Игоря и дружину его, бе бо их мало. И погребен бысть Игорь;
и есть могыла его у Искоростеня града в Деревех и до сего дьне".
Византийский писатель Лев Дьякон сообщает одну деталь о смерти Игоря:
"...отправившись в поход на германцев (?), он был взят ими в плен, привязан
к стволам деревьев и разорван на две части..."
Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем
праве. Послы, прибывшие в Киев сватать за древлянского князя вдову Игоря
Ольгу, заявили ей:
"Бяше бо мужь твой акы вълк, въсхыщая и грабя. А наши кънязи добры
суть, иже распасли суть Деревьску землю..."
Перед нами снова, как и в случае с вятичами, выступает союз племен с
его иерархией местных князей. Князей много; в конфликте с Киевом они
несколько идеализируются и описываются как добрые пастыри. Во главе союза
стоит князь Мал, соответствующий "свет-малику", "главе глав" у вятичей. Он
чувствует себя чуть ли не ровней киевскому князю и смело сватается к его
вдове. Археологам известен его домениальный город в древлянской земле,
носящий до сих пор его имя -- Малин.
Примечательно, что в начале Игорева полюдья никто из этих князей не
протестовал против сбора дани, не организовывал отпора Игорю, все, очевидно,
было в порядке вещей. Добрые князья убили Игоря-беззаконника тогда, когда он
стал нарушителем установившегося порядка, преступил нормы ренты. Это еще раз
убеждает нас в том, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а
хорошо налаженным важнейшим государственным делом, в процессе исполнения
которого происходила консолидация феодального класса и одновременно
устанавливалась многоступенчатая феодальная иерархия.
Местные князья разных рангов (сами жившие за счет "пасомых" ими племен)
содействовали сбору полюдья их сюзереном, великим князем Киева, а тот, в
свою очередь, не забывал своих вассалов в дипломатических представлениях
цесарям Византии. Игорь за год до смерти посылал посольство в
Константинополь от своего имени "великого кънязя Русьскаго и от вьсякая
къняжия и от вьсех людий Русьскые земля". Договор 944 года предусматривает
обычное для общества с феодальной иерархией своевольство вассалов и
аррьер-вассалов: "Аще ли же къто от кънязь или от людий русьскых...
преступит ее, еже писано на харатии сей -- будет достоин своимь оружиемь
умрети и да будет клят от бога и от Перуна!"
Полюдье существовало в каждом племенном союзе; оно знаменовало собой
отход от патриархальных племенных отношений и традиций, когда каждый член
племени знал своего племенного князя в лицо. Полюдье в рамках союза племен,
появляющееся, надо думать, одновременно с образованием самого союза, было
уже переходной формой к классовому обществу, к государственности. Власть
"князя князей" отрывалась от старинных локальных традиций и родственных
связей, становилась многоступенчатой ("князь князей", князь племени,
"старосты" родов).
Когда же несколько союзов племен вольно или невольно вошли в состав
Руси, то отрыв верховной власти от непосредственных производителей стал
полным. Государственная власть полностью абстрагировалась, и право на землю,
которое искони было связано в представлении землепашцев с трудовым и
наследственным правом своего микроскопического "мира", теперь связывалось
уже с правом верховной (отчужденной) власти, с правом военной силы.
Феодальная иерархия как система в известной мере цементировала новое
общество, образуя цепь сопряженных друг с другом звеньев: высшие ее звенья
("светлые князья") были связаны, с одной стороны, с великим князем, а с
другой -- с князьями отдельных племен. Князья племен были связаны с
боярством. Вассалитет, выраставший из микроструктуры первобытного общества,
был естественной формой для феодального государства.
Сумма источников, восходящих к началу IX века, позволяет дать сводный
обзор социально-политической стратиграфии Руси:
1. "Великий князь Русский". "Хакан-Рус" (титул, равный императорскому).
2. "Главы глав", "светлые князья" (князья союзов племен).
3. "Всякое княжье" -- князья отдельных племен.
4. "Великие бояре".
5. "Бояре", "мужи", "рыцари" (персидское "моровват").
6. Гости-купцы.
7. "Люди". Смерды.
8. Челядь. Рабы.
Громоздкий и сложный механизм полюдья мог действовать при условии
слаженности и соподчиненности всех звеньев. Нарушение соподчиненности
приводило к войнам. Летопись многократно говорит о том, что тот или иной
союз племен "заратишася", "имяше рать" с киевским князем. Государственность
Руси как целого утверждалась в тяжелом противоборстве разных сил.
Константин Багрянородный описывал государство Русь в ту пору, когда
полюдье как первичная форма получения ренты уже доживало последние годы.
Началом же системы полюдья следует считать переход от разрозненных союзов
племен к суперсоюзам-государствам, то есть рубеж VIII--IX веков. Совершенно
закономерно, что именно это время и явилось временем зарождения широких
торговых связей Руси с Востоком и Византией: полюдье было не только
прокормом князя и его дружины, но и способом обогащения теми ценностями,
которых еще не могло дать зарождавшееся русское ремесло.
Полюдье полгода кормило киевскую дружину и ее прислугу; по всей
вероятности, полюдье гарантировало продовольственные запасы и на вторую,
летнюю, половину года, когда происходил сбыт наиболее ценной части дани,
собранной черными кунами, бобрами, чернобурыми лисами, веверицами-белками. С
полюдьем связано свидетельство, неверное понимание которого иногда приводило
исследователей к мысли о незнакомстве русов с земледелием:
"Русы не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли
славян" (Ибн-Русте). "Всегда 100--200 из них (русов) ходят к славянам и
насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся" (Гардизи).
Все это прекрасно объясняется полюдьем. Экспортная часть полюдья
состояла из пушнины, воска и меда; к продуктам охоты и пчеловодства
добавлялась и челядь, рабы, охотно покупаемые на международных рынках и в
мусульманском Халифате, и в христианской Византии. Знакомство с системой
сбыта полюдья с особой убедительностью покажет государственный характер
действий Киевской Руси IX--X веков.
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации