logo search
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

866 И 879 годами.

Абсолютная датировка сопоставимых событий в этих двух источниках не

совпадает (и вообще не может считаться окончательной), но относительная

датировка соблюдается. Так, в "Повести" говорится о прибытии Рюрика

первоначально не в Новгород, а в Ладогу; пишет это Ладожанин, посетивший

Ладогу за четыре года до редактирования им летописи, очевидно, с опорой на

какие-то местные предания. В Новгороде же Рюрик оказался "по дъвою же лету"

(через два года. -- Б.Р.), что и отражено записями Никоновской летописи.

Главное отличие "Повести временных лет" (2-я и 3-я редакции) от

никоновских записей заключается в различии точек зрения на события.

Сильвестр и Ладожанин излагали дело с точки зрения варягов: варяги брали

дань, их изгнали; начались усобицы -- их позвали; варяги разместились в

русских городах, а затем завоевали Киев.

Автор записей, попавших в Никоновскую летопись, смотрит на события с

точки зрения Киева и Киевской Руси как уже существующего государства. Где-то

на крайнем славяно-финском севере появляются "находники" -- варяги.

Соединенными силами северные племена заставили норманнов уйти к себе за

море, а затем после усобицы начали обдумывать свой новый государственный

порядок, предполагая поставить единого князя во главе образовавшегося союза

племен. Обсуждалось несколько вариантов: князь мог быть избран из среды

объединившихся племен ("или от нас..."), но здесь, очевидно, и содержалась

причина конфликтов, так как антиваряжский союз образовался из разных и

разноязычных племен.

Названы и варианты приглашения князя со стороны; на первом месте

Хазарский каганат, мощная кочевая держава прикаспийских степей. На втором

месте поляне, то есть Киевская Русь. На третьем месте "дунайцы" --

загадочное, но чрезвычайно интересное понятие, географически связанное с

низовьями и гирлами Дуная, вплоть до конца XIV века числившимися (в

исторических припоминаниях) русскими. И на самом последнем месте варяги, к

которым и направили посольство. Призвание шведского конунга объяснялось,

надо думать, тем, что варяги и без приглашения, но с оружием появлялись в

этих северных местах. Призвание варяга (речь шла об одном князе) было,

очевидно, обусловлено принципом откупа "мира деля".

Мы не знаем, какова была действительность, но тенденция здесь резко

расходится с той, которую проводили летописцы Мономаха, считавшие варягов

единственными претендентами на княжеское место в союзе северных племен.

Тенденцию эту можно определить как прокиевскую, так как первой страной, куда

предполагалось послать за князем, было киевское княжество полян. Дальнейший

текст убеждает в этом, так как все дополнительные записи посвящены

деятельности киевских князей Асколда и Дира.

В "Повести временных лет" Асколд и Дир представлены читателю как

варяги, бояре Рюрика, отпросившиеся у него в поход на Константинополь и

будто бы попутно овладевшие полянской землей и Киевом. А. А. Шахматовым

давно показано, что версия о варяжском происхождении Асколда и Дира неверна

и что этих киевских князей IX века следует считать потомками Кия, последними

представителями местной киевской династии.

Польский историк Ян Длугош (умер в 1480 году), хорошо знавший русские

летописи, писал об Аскодде и Дире:

"После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья

и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не

перешло к двум родным братьям Асколду и Диру".

Научный анализ искаженных редактированием летописей, произведенный

Шахматовым без привлечения текста Длугоша, и выписка сандомирского историка

из неизвестной нам русской летописи в равной мере свидетельствуют об одной

летописной традиции считать этих князей, убитых варягами, последними

звеньями династической цепи Киевичей. Аскольда византийский император

Василий I (867--886) называл "прегордым Каганом северных скифов". Имя этого

"кагана" (титул, равный императорскому) Ладожанин дает в форме "Асколдъ", а

Никоновская летопись (в своих уникальных записях) -- "Осколд" ("О князи

Рустем Осколде").

В качестве недоказуемого предположения можно высказать мысль, что имя

этого туземного князя, княжившего в Среднем Поднепровье, могло сохранить

древнюю праславянскую форму, восходящую к геродотовским сколотам, "названным

так по своему царю". В топонимике имя сколотов сохранилось до наших дней в

названии двух крайних, пограничных для сколотов рек: Оскол на самом краю

праславянской земли и Ворскла, пограничная праславянская река, отделявшая их

от номадов. В XII веке название реки писалось "Воръсколъ", что очень хорошо

этимологизируется ("воръ" -- "ограда") как "ограда сколотов". Было бы очень

интересно, если бы при дальнейшем анализе подтвердилась связь имени Осколда

с архаичными сколотами.

Личность князя Дира нам неясна. Чувствуется, что его имя искусственно

присоединено к Осколду, так как при описании их якобы совместных действий

грамматическая форма дает нам единственное, а не двойственное или

множественное число, как следовало бы при описании совместных действий двух

лиц.

Киевская Русь князя Осколда (870-е годы) обрисована как государство,

имеющее сложные внешнеполитические задачи.

Киевская Русь организует походы на Византию. Они нам хорошо известны

как по русским, так и по византийским источникам (860--1043 годов).

Важной задачей Киевской Руси была оборона широкой тысячеверстной

степной границы от различных воинственных народов: тюрко-болгар, мадьяр,

печенегов. И никоновские записи сообщают о войнах Киева с этими кочевниками.

О войне с болгарами, под которыми следует подразумевать "черных болгар"

русской летописи, названных восточными авторами внутренними болгарами, мы

ничего не знаем из русских летописей. Эти тюрко-болгары, кочевники, занимали

огромное пространство вдоль всей южной границы Руси. По словам Персидского

Анонима, это "народ храбрый, воинственный, внушающий ужас... он обладает

овцами, оружием и военным снаряжением".

Первое упоминание в никоновских записях имени Осколда связано с этим

воинственным народом: "Убьен бысть от болгар сын Осколдов". Война с

болгарами, о которой молчат русские источники, могла бы быть поставлена под

сомнение, но ее удостоверяет тот же Персидский Аноним: "Внутренняя Болгария

находится в состоянии войны со всей Русью".

Свидетельство никоновской записи 872 года подтвердилось. Историки XVI

века сообщили сведения, которые стали известны науке лишь в самом конце XIX

века.

В 875 году князь Осколд "избиша множество печенег". Печенеги в это

время уже начали движение из Приазовья на запад, вслед за ушедшими к

Карпатам мадьярами. Войны приднепровских славян с кочевниками (в данном

случае с болгарами и печенегами) были давней и важной функцией как Русского

союза племен в VI--VII веках, так и государства Руси в IX веке.

Последняя четверть IX века прибавила еще одну заботу Киевскому

государству: на крайнем севере славянского мира появились заморские

"находники" -- варяги. Никоновские записи, несмотря на их предельную

лаконичность, рисуют нам три группы интересных событий: во-первых,

новгородцы под предводительством Вадима Храброго ведут в своем городе

активную борьбу с Рюриком, не желая быть его рабами. Имя Вадима возбуждает

некоторые сомнения, но факт антиваряжских выступлений заслуживает доверия,

так как у него уже был прецедент -- изгнание варягов за море.

Вторая группа событий -- бегство новгородцев в Киев от Рюрика. Киев

дает убежище эмигрантам.

Третья группа событий наиболее интересна. Киевская Русь организует

отпор варягам на северных окраинах своих владений. Под одним годом

поставлены: посылка Рюриком своего мужа в Полоцк и ответная акция Киева --

"воеваше Асколд... Полочан и много зла сотвориша". Вероятно, с этим связана

и война Киева против кривичей, упоминаемая В. Н. Татищевым под 875 годом

("Ходи же (Осколд) и на Кривичи и тех победи").

Полочане уже входили ранее в состав Руси, и война с ними после принятия

ими Рюрикова мужа была продиктована стремлением Киева вернуть свои владения

на Западной Двине. Война с союзом кривичей была обусловлена стратегической

важностью Смоленска, стоявшего на том месте, где начинались волоки из Днепра

в Ловать. Это была война за Днепр, за то, чтобы путь "из Грек в Варяги" не

стал путем из варяг в греки.

Стратегическая задача киевских князей состояла в том, чтобы

воспрепятствовать по мере сил проникновению заморских "находников" на юг

или, по крайней мере, взять их движение под контроль Киева, давнего хозяина

Днепра. Обезопасить себя от вторжения варяжских отрядов можно было, только

поставив прочные военные заставы на важнейших путях. Первой такой заставой у

Руси был до прихода Рюрика Полоцк, перекрывавший Двину; второй мог быть

Смоленск, запиравший самое начало днепровского пути. Такой заставой было, по

всей вероятности, Гнездовское городище с огромным могильником, возникшее в