Реформация в Германии. Мартин Лютер.
В Германии недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.
Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом. Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.
Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Однако выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься от своих взглядов. Он отказался. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.
Второй этап Реформации. После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Своим другом Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, там он занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык. В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, часто при этом выражая своё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения.
На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.
Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществлятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.
Крестьянская война Томаса Мюнцера. Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны. По окончании Крестьянской войны на рейхстаге в Шпейере в 1526 году действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено. Однако через три года там же Вормсский эдикт был подтвержден, что вызвало протест шести германских князей и нескольких имперских городов. По названию этого документа — Шпейерской протестации — сторонники Реформации впредь начали именоваться протестантами.
В 1527 году Лютером были предприняты визитации в приходы, которые теперь считались евангелическими. Результат был удручающим: реформатора поразило глубокое невежество не только прихожан, но и руководителей приходов.
Аугсбургский рейхстаг и продолжение Реформации. На следующем рейхстаге в Аугсбурге противодействующие стороны сделали попытку договориться. Лютеру было запрещено участвовать в имперском собрании, в результате он направил делегатом на сейм своего друга и единомышленника Филиппа Меланхтона, который представил там документ, впоследствии названный Аугсбургским исповеданием. Сторонники католицизма выдвинули свои аргументы против текста, которые были озвучены, однако письменный текст сторонникам Реформации не был предоставлен. Но последние успели записать аргументы оппонентов со слуха. В ходе рейхстага вероисповедальные тексты были составлены и сторонниками Цвингли, получившие название Тетраполитанское исповедание.
Реформация в Германии после смерти Лютера. После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс — то с католиками, то с реформатами, что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. Не обошлось даже без казней несогласных, что, однако, вызвало всеобщее возмущение. Помимо прочего, подобные споры не способствовали сплочённости лютеран перед лицом внешнего противника, поэтому в дело вмешались правители немецких земель. В 1576 году по инициативе курфюрста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якобом Андреэ и Мартином Хемницем, был составлен документ, разосланный различным земельным церквям для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены
- Происхождение понятия “средние века”. Периодизация истории Средних веков. Место Средних веков в европейской истории и культуре.
- Начало новой Европы: “великое переселение народов”.
- Образование варварских государств на территории Западной Римской империи.
- Империя Карла Великого.
- Византия IV-XI вв.
- Феодализм.
- Средневековый город. Торговля. Ремесло. Цехи. Политическая и культурная роль городов в средневековом обществе.
- Византийская империя в XII-XV вв.: Особенности социально-экономического и политического развития.
- Утверждение христианской религии в Европе. Основные положения средневеково-христианской доктрины. Средневековые ереси.
- Крестовые походы. Исторический смысл понятия. Причины. Хронология событий 1096-1270. Последствия.
- Кризис церкви в XIV-XV вв.: “Авиньонское пленение”, соборное движение.
- Человек Средневековья.
- Столетняя война.
- Европа в позднее Средневековье: расцвет сословных монархий в Англии, Франции, Испании.
- Германия в XII-XV вв.
- «Раннее Новое время»: временные границы и содержание понятия.
- Эпоха Возрождения в европейской истории.
- Возрождение в Италии. Петрарка. Гуманизм и гуманисты.
- Великие географические открытия. Важнейшие экспедиции. Значение вго.
- Реформация в Германии. Мартин Лютер.
- Реформация как общеевропейское явление (Швейцария, Франция, Англия).
- Контрреформация и католическая реформа. Расцвет деятельности Инквизиции. “Индексы запрещенных книг”.
- Тридцатилетняя война (1618-1648) и ее последствия.
- Зарождение раннекапиталистических отношений в Европе.
- Государство раннего Нового времени. Абсолютизм.
- Укрепление абсолютизма при Ришелье. “Век Людовика XIV”.
- Франция в период религиозных войн.
- Английская революция сер. XVII в.: истоки и последствия.
- Модернизация экономики. Промышленная революция сер. XVIII-сер. XIX вв. В Европе.
- Идеология Просвещения.
- Образование сша.
- Великая французская революция конца XVIII в. И ее мировое значение.
- Наполеоновские войны и их последствия.
- Объединение Германии.
- Построение индустриальных обществ и национальных государств в XIX в.
- Рабочее и социалистическое движение в XIX в. К. Маркс и ф. Энгельс.
- Первая мировая война и ее место в истории XX в.
- Между двумя мировыми войнами. Экономический кризис 1929-1933 гг. И его преодоление.
- Вторая мировая война: причины, основные события, итоги.
- Идеология и политика гитлеровской Германии.
- Складывание и противоборство двух военно-политических блоков после Второй мировой войны.
- Научно-техническая революция и складывание в Европе и Америке второй половины XX в. Постиндустриального общества.
- Глобализация мировых экономических процессов в конце XX-начале XXI в.
- Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х гг. Кризис коммунистической идеи. Распад мировой системы социализма.
- Европейский Союз и европейская интеграция в конце XX-начале XXI в.
- Основные тенденции мировой политики в начале XXI в.