Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
<...> Положение наше ограничено влиянием всех четырех частей света, и мы — ничто, как говорит сочинитель «Философического письма», но мы — центр в человечестве европейского полушария, море, в которое стекаются все понятия. Когда оно переполнится истинами частными, тогда потопит свои берега истиной общей. Вот, кажется мне, то таинственное предназначение России, о котором беспокоится сочинитель статьи «Философическое письмо». Вот причина разнородности понятий в нашем царстве. И пусть вливаются в наш сосуд общие понятия человечества — в этом сосуде есть древний русский элемент, который предохранит нас от порчи.
Но рассмотрим подробнее некоторые положения сочинителя статьи «Философическое письмо». «Народы живут только мощными впечатлениями времен прошедших на умы их и соприкосновением с другими народами. Таким образом каждый человек чувствует свое собственное соотношение с целым человечеством», — так пишет сочинитель; и продолжает: «Мы явились в мир как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, которые нам предшествовали, не усвоили себе ни одного из поучительных уроков минувшего».
Сочинитель не потрудился развертывать той метрической книги, в которой записано и наше рождение в числе прочих законнорожденных народов, иначе он не сказал бы этого. Он, верно, не видел записи и межевого плана земли, где отмечено родовое имение славян и руссов, — отмечено на своем родном языке, а не на наречии! Если б мы не жили мощными впечатлениями времен прошедших, мы не гордились бы своим именем, мы бы не смели свергнуть с себя иго монголов, поклонились бы давно власти какого-нибудь Сикста V или Наполеона, признали бы между адом и раем - чистилище и, наконец, давно бы обратились уже в ханжей, следующих правилу «несть зла в прегрешении тайном». Кому нужна такая индульгенция, тот не найдет ее в наших постановлениях Церкви.
Сочинитель идет от народа к человеку, а мы пойдем от человека к народу: рассмотрим сперва, что наследует от отца сын, внук, правнук и т. д. Потом — что наследуют поколения.
Первое наследие есть имя, потом — звание, потом — имущество и, наконец, некоторый отблеск доброй славы предков; но эти все наследия, кроме звания, постепенно или вдруг исчезают, если наследники не хранят и не поддерживают их: богатство проживается, лучи отцовской славы бледнее и бледнее отражаются на потомках; остаются только слова «князь», «граф», «дворянин», «купец», «крестьянин», — но без поддержки первые падают...>
<...> ...Для человеческой гордости и уважения нашего к самим себе — нам нужно родословие народа; а для религии России нужно только уважение ее к собственной религии, которой святость и могущество проходит так мирно чрез века.
Наше общество действительно составляет теперь разногласие понятий; и все-таки оттого, что понятия передаются нам разно-мысленными воспитателями, оттого-то общество наше, долженствующее подавать во всем пример прочим состояниям, настроено на разный лад. И эта расстроенность не кончится до тех пор, пока не образуется у нас достаточное число наставников собственных, достойных уважения и доверия родителей.
Таким-то образом чужие понятия расстроивали нас с своими собственными. Мы отложили работу о совершенствовании всего своего, ибо в нас внушали любовь и уважение только к чужому, — и это стоит нам нравственного унижения. Родной язык не уважен; древний наш прямодушный нрав часто заменяется ухищрением; крепость тела изнеживается; новость стала душой нашей; переимчивость овладела нами... Не сами ли мы разрываем союз с впечатлениями нашего прошедшего? Зачем вершины нами отрываются от подножий? зачем они живут, как гости на родине, не только говорят, пишут, но и мыслят не по-русски?<...>
<...> Было трое сильных владык в первых веках христианского мира: Греция, Рим и Север (мир тевтонический). От добровольного соединения Греции и Севера родилась Русь: от насильственного соединения Рима с Севером родились западные царства. Греция и Рим отжили. Русь — одна наследница Греции; у Рима много было наследников.
Следует решить, в ком из них истина надежнее развивает идеи долга, закона, правды и порядках...>
<...> .. .Мы все заботимся только о том, чтоб следить, догонять Европу. Мы, точно, отстали от нее всем временем монгольского владычества, ибо велика разница быть в покорности у просвещенного народа и у варваров. Покуда Русь переносила детские болезни, невольно покорствовала истукану ханскому и была, между тем, стеной, защитившей христианский мир от магометанского, — Европа в это время училась у греков и наследников их наукам и искусствам. Всемирное вещественное преобладание падшего Рима оснащалось снова в Ватикане, мнимо преображаясь в формы духовного преобладания; но это преобладание было не преобладание слова, а преобладание меча, — только скрытого. Русь устояла во благо общее— это заслуга ее.<...>
<... > Мы принимали от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову; мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетавшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира.<...>
<...> Религия есть одно солнце, один свет для всех; но равно благодетельные лучи его не равно разливаются по земному шару, а соответственно общему закону вселенной. Согласуясь с климатом природы, у нас холоднее и климат идей, с крепостью тела у нас могут быть прочнее и силы души. И мы не обречены к замерзанию: природа дала нам средства согревать тело; от нас зависит сберечь и душу от холода зла.<...>
<... > ... Не мог удержаться еще от нескольких слов в опровержение мнений, что будто Россия не имеет ни историй, ни преданий, — не значит ли это, что она не имеет ни корня, ни основы, ни русского духа, не имеет ни прошедшего, ни даже кладбища, которое напоминало бы ей величие предков? Надо знать только историю салонов, чтоб быть до такой степени несправедливым.<...>
<...> Не ранее XII века все настоящие просвещенные царства стали образовываться из хаоса варварства. В XII веке у нас христианский мир уже процветал мирно; а в Западной Европе что тогда делалось? Овцы западного стада, возбужденные пастырем своим, думали о преобладании; но, верно, святые земли не им были назначены под паству. Бог не требует ни крови, ни гонений за веру: мечом не доказывают истины. Бог слова покоряет словом. Гроб Господень не яблоко распри; он — достояние всего человечества. <...>
<.. .> Мы в это время образовали свой ум и душу — и потому-то ни одно царство, возникшее из средних времен, не представит нам памятников XII столетия, подобных Слову Игоря, Посланию Даниила к Георгию Долгорукому и многим другим сочинениям на славянском языке, даже и IX, и X столетий. Есть ли у кого из народов Европы, кроме шотландцев, подобные нашим легенды и песни? у кого столько своей, родной, души? откуда вьются эти звонкие, непостижимые по полноте чувств, голоса хороводов? <.. .> У какого христианского народа есть Нестор? у кого из народов есть столько ума в пословицах? а пословицы не есть ли плод пышной давней народной жизни?<...>
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.