logo search
Древние славяне

Чины гражданской службы по Табели о рангах

Класс

Чин

Титулование

I

Канцлер

высокопревосходительство

II

Действительный тайный советник

высокопревосходительство

III

Тайный советник

превосходительство

IV

Действительный статский советник

превосходительство

V

Статский советник

высокородие

VI

Коллежский советник

высокоблагородие

VII

Надворный советник

высокоблагородие

VIII

Коллежский асессор

высокоблагородие

IX

Титулярный советник

благородие

X

Коллежский секретарь

благородие

XI

Корабельный секретарь

благородие

XII

Губернский секретарь

благородие

XIII

Провинциальный секретарь

благородие

XIV

Коллежский регистратор

благородие

Основы организации чиновничества Российской империи закладываются Петром I, учредившимТабель о рангах. В соответствии с ней, в империи насчитывалось XIV классов гражданской службы. В начале XIX века число чинов госслужбы сокращается с 14 до 12; пожалования в чины XIII и XIV класса сначала прекращаются, затем сами эти чины отменяются.

Принцип старшинства распространяется также на жён и дочерей чиновников («все замужние жены поступают в рангах по чинам мужей их»).

Кроме классных служащих, в империи также были и низшие госслужащие (писари, курьеры и т. д.), не принимавшие решений, и не имевшие никаких чинов по Табели о рангах.

Согласно «Уставу о службе по определению от правительства» устанавливались следующие способы награждения чиновников:

Высочайшее Его Императорского Величества благоволение (Рескрипт, иногда с пожалованием титула);

Чины;

Ордена;

Назначение аренд и пожалование земель; (с 1807 практика раздачи государственных крестьян прекращается, и раздаются только земли);

Подарки от высочайшего Его Императорского Величества имени; (особо ценным считался миниатюрный портрет императора для ношения на груди);

Единовременные денежные выдачи.

Особым был высший, I класса, чин канцлера. Он задумывался для единственного лица, высшего в иерархии госслужбы; всего за историю империи этот чин получали 11 человек. Чин II класса давал право именоваться «вице-канцлером».

На начало XX века должность министра обычно соответствовала чину II класса, «товарища министра» (заместителя) — III, директора департамента, губернатора и градоначальника — IV, вице-директора департамента и вице-губернатора — V, начальника отделения — VI, столоначальника — VII.

Основным способом повышения в чине была выслуга лет (на 1856: в XIV—IX классах — по 3 года в каждом, в VIII—VI классах — по 4 года). Повышение в чине, в отличие от офицерских званий в армии, никак не зависело от наличия вакантных должностей соответствующего класса. Так, на 1884 г. на 237 должностей III класса имелось 530 чиновников того же класса, а на 685 должностей IV класса — 2266 чиновников. На 1874 год 2 800 чиновников служили сверх штата, ожидая вакансий, и не получая никакого жалованья.

По утверждению Половцова А. А.«чины умножают число тунеядцев, которые числом годов жизни приобретают чины, а потом являются полными претензий и на получение мест, и на казённые деньги в форме содержаний, и особливо пенсий»[23].

Другим способом было получение определённого ордена (см. Ордена Российской империи), между которыми устанавливалась определённая иерархия. Определённый орден мог жаловаться только лицу определённого чина и, в свою очередь, открывал путь к следующему чину: орден Андрея Первозванного означал III класс, ордена Станислава 1 -й степени и Владимира 3-й степени — не ниже VI класса и т. д. Во второй половине XIX века при снижении количества пожалований чинов количество пожалований орденами увеличивалось.

Как пишут современники,

Всех военных и гражданских чинов существует у нас по 11, не считая высших чинов I класса и фельдмаршала, а орденских степеней имеется 15, не считая знаков за военное отличие … открыто обширное поле получения 26 повышений и почестей, для достижения которых … не хватило бы обычной человеческой жизни, ибо, если положить кругом не более чем два года на выслугу каждой награды чином, не считая первого при поступлении на службу, и орденом ниже генеральских степеней, а для получения всех генеральских награждений … считать по 4 года, то требуется прослужить 74 года, для чего нужно дожить, по крайней мере, до 94-летнего возраста. Кроме того, имеются высшие и чрезвычайные награды: чин I класса, звание государственного канцлера, портрет государя императора для ношения на груди, графское и княжеское достоинства.[24]

В большинстве случаев госслужащий начинал свою карьеру канцелярским служителем без классного чина. Затем, через период от одного (потомственные дворяне с образованием не ниже среднего) до двенадцати лет (сыновья неклассных канцелярских служителей) он получал низший чин XIV класса, и далее двигался уже по выслуге лет. Для личных дворян и сыновей купцов 1 и 2 гильдии срок выслуги низшего чина XIV класса составлял вместо одного года четыре, также льготы при поступлении на службу имели сыновья православных и армяно-григорианских священнослужителей, обер- и штаб-офицеров, почётных граждан[25]. В теории для продвижения от XIV до V класса требовалось 24 года, далее все назначения уже делались лично императором.

При приёме в госслужащие существовали определённые требования по образованию (за исключением детей дворян). Были установлены квоты для приёма в госслужащие католиков, а иудеи принимались только при наличии высшего образования.[26] К госслужбе не допускались иностранцы (за исключением служащих «по учебной части», «по горному делу» и т. д.) и лица податных сословий, имеющие образование ниже среднего. Получение образование открывало для таких лиц поступление на госслужбу: среднее образование — сразу в XIV класс, университетский диплом первой степени — X класс, второй степени — XII класс, степень магистра — в IX класс, доктора наук — в VIII.

На 1902 в России имелось 161 тыс. классных госслужащих. Из них, по оценке, к первым трём классам принадлежали 1,5 % (87 % из них с высшим образованием), 49 % к V—VIII классам, и 49,5 % к IX—XII. На 1903 чинов высших 4 классов насчитывалось 3765 человек, каждый третий из них имел поместье. Чиновник высшего класса получал жалованье в тридцать раз больше чиновника самого низшего класса. На рубеже XIX и XX веков городовой получал от 150 до 200 рублей в год, в то же время министр внутренних дел — 24 000. Отставные чиновники имели право на пенсию: при выслуге 25 лет в половину оклада, 35 лет — в размере оклада.

Год

Численность классных чинов, тыс.

Чиновников на душу населения

1800

20

1/2250

1856

82,3

1/929

1874

98,8

нет данных

1902

161

1/335

В целом, общее количество административных служащих в Российской империи по отношению к численности населения составляло на начало XX века лишь 1/3 от соответствующего показателя во Франции, и 1/2 — Германии. Множество мелких административных функций, вплоть до сбора податей и призыва рекрутов, возлагались на местное крестьянское самоуправление, которое вообще никак не финансировалось из казны. На уровне крестьянских волостей не существовало абсолютно никаких постоянных представителей центрального правительства.

Империя стремится интегрировать в свою структуру также чины выборного самоуправления и купечество. С этой целью классные чины присваиваются губернским (IV и V классы) и уездным (V и VI классы) предводителям дворянства, а почётные звания коммерции- и мануфактур-советников были приравнены к VIII классу.

Система чинов по гражданской службе дополняется почётными званиями: «статс-секретарь», «сенатор» (III класс), «почётный опекун», «член Государственного совета» (II класс).

Внешним выражением принадлежности к госслужбе являлись обязательные мундиры (покупаемые чиновниками за свой счёт), обозначавшие ведомство, должность, род службы, для губернских служащих — также губернию. Кроме того, кавалеры высших орденов также имели особые, орденские одеяния. Члены Сената и Госсовета также располагали своими мундирами.

В 1782 Екатерина II в честь 20-летия своего царствования приказывает установить для губернских чиновников и помещиков мундиры, вид которых различался для разных губерний. Указом от 9 апреля 1784 было дополнительно указано пользоваться при пошиве мундиров сукном отечественного производства.

Появление первых ведомственных мундиров относится к 1794, в дальнейшем они распространяются на массу учреждений. Помимо мундиров Коллегии иностранных дел, и других правительственных учреждений, устанавливаются мундиры Академии художеств, Московского университета и Горного училища. В XIX веке появляются мундиры отдельных министерств (государственных имуществ, внутренних дел, путей сообщения, юстиции, финансов и др.), ведомств в составе министерств (Корпус лесничих, межевое ведомство, горное ведомство, телеграфное ведомство и др.), и прочих учреждений (Комиссия составления законов, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, государственные банки).

В 1824 право ношения губернских мундиров предоставлено купцам I гильдии, причём устанавливаются различия купеческих мундиров от обычных. В 1834 мундиры делятся на «разряды», право на ношение мундиров даётся служащим различных выборных органов самоуправления.

Получение новой высокой должности было для чиновника важным событием, в честь которого традиционно заказывался, если позволяли средства, портрет в новом мундире, со всеми возможными наградами.

Освобождение дворян от обязательной службы приводит к массовому уклонению их от госслужбы, и уменьшению количества дворян в чиновничестве. К началу XX века доля дворян в чиновничестве составляет уже не более 20-40 %. Вплоть до 1906 года дворяне имеют преимущества по госслужбе.

Однако, дворяне сохраняют доминирование в среде высшего чиновничества. На вторую половину XIX века дворянами являлись 100 % министров, 98,2 % членов Госсовета, 95,4 % сенаторов, 100 % губернаторов, 88,2 % вице-губернаторов, 66,6 % прокуроров.[27] Кроме того, на середину XIX века среди высшего чиновничества 4 или 5 первых классов преобладают наиболее богатые дворяне, имеющие более 1 тыс. крестьян. Такие помещики составляли лишь 1,4 % дворянства, однако при этом занимали 94,4 % мест в Комитете министров, 92,7 % мест в Госсовете и 72,7 % в Сенате.

На 19011903 года состав первых IV классов чиновников остаётся практически поголовно дворянским (95 % министров и членов Госсовета, 87 % сенаторов), однако они уже утрачивают связь с землёй: 70 % чинов первых IV классов на 1901 год либо не имели земли совсем, либо владели землёй менее 100 десятин.

Общая численность российской бюрократии на начало XX века оценивается, вместе с неклассными чинами, в 500 тыс. чел.

Распространённое среди российского чиновничества раболепие перед начальством было неоднократно высмеяно многими классиками русской литературы: Антоном Чеховым («Толстый и тонкий», «Хамелеон»), Салтыковым-Щедриным («История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), Гоголем («Нос», «Шинель»).

Система права

Вплоть до начала 1917 года Россия считалась самодержавной монархией (хотя с 1905 года власть монарха была в той или иной степени ограничена косвенно избираемой населениемГосударственной Думой).

Источниками права Российской империи были:

Указы и манифесты императора и утверждённые ими документы (уложения, положения, уставы и т. п.)

Утверждённые императором мнения Государственного совета и журналы Комитета министров

С 1906 г. — законы, одобренные Государственной Думой и Государственным Советом.

С 1832 г. все вышеуказанные законодательные акты включались в Свод законов Российской империи. Его первым разделом были Основные государственные законы Российской империи, которые были принципиально изменены в 1906 г.

Также источником права были правовые обычаи (преимущественно в сфере крестьянского хозяйства).

Помимо этого на национальных окраинах империи действовал ряд местных законов:

В Царстве Польском действовали гражданский и торговый кодексы Наполеона, принятые в Герцогстве Варшавском в 1808 и 1809 годах.

В Великом княжестве Финляндском действовало Общее Уложение Шведского Королевства, утверждённое в 1763 г.

В западных губерниях (бывших землях Речи Посполитой) до 1840 г. (в Могилевской и Витебской губерниях — до 1831 г.) действовали Литовский СтатутВислицкий статут 1374 г, статуты Вартские, Владислава Ягеллы (1423), Пиотрковские и Корчинские, принятые при Казимире IV (1447 и 1465), Нешавские и Опокские (1454), дополненные при Иоанне Альберте (1496), статуты Сигизмунда (1507—1543), сеймовые конституциимазовецкие изъятия (сборник 1576 года), прусская корректура (собрание норм, распространявшихся на Западную Пруссию, отошедшую к Польше по Торнскому договору 1466 г., утверждённая на сейме 1598 года), магдебургское право.

В Эстонии и Латвии действовало остзейское гражданское право, включавшее германское право (императорские постановления, Саксонское зерцало и Libri feudorum), шведское земское и городовое уложения и различные нормы феодального и городского права. В 1865 г. вступил в силу Остзейский свод.

В Бессарабии действовали Соборная грамота Александра Маврокордато, утверждённая в 1785 г., Шестикнижие Арменопула (сборник, автором которого был Константин Арменопул (1320—1382), византийский юрист, бывший судьей в Фессалониках) и «Краткое собрание законов» Андронаки Донича, изданное в 1814 г. (краткое изложение начал римского права с основными изменениями, внесёнными из местных молдавских обычаев)[28].

Экономика