Пути, средства подвоза и их состояние
В границах фронта имелось шесть основных железнодорожных магистралей и три второстепенных, которые можно было использовать для оперативных перевозок и переброски воинских грузов. Для подвоза автотранспортом имелось семь хороших магистральных шоссе и ряд второстепенных — местного значения. Кроме шоссе, имелось большое количество профилированных грунтовых дорог.
Лучше всего была обеспечена дорогами группа армий центра и сравнительно хуже — крыльев. Быстрое продвижение наших частей на левом крыле в конце декабря и в первой половине января, разрушение противником железных и шоссейных дорог, а также мостов на грунтовых дорогах поставило тылы армии этого крыла в затруднительное положение.
Начавшееся во второй половине января дальнейшее наступление армий центра и правого крыла остро выдвинуло вопрос об организации быстрого восстановления железных дорог, шоссейных и грунтовых путей на всем фронте. Без этого невозможно было обеспечить бесперебойное снабжение войск.
Зимние условия создавали ряд дополнительных затруднений. Восстановление дорог и мостов замедлялось вследствие снежных заносов, требовавших организации снегозащиты и своевременной очистки их от снега.
Управление тыла фронта проделало большую работу по обеспечению быстрого восстановления путей подвоза. В середине декабря перед НКПС, занимавшимся восстановлением железных дорог, были поставлены конкретные задачи с указанием, какими темпами восстанавливать ту или иную железную дорогу. Одновременно шла напряженная работа по формированию дорожно-строительных и мостостроительных батальонов, а также плотничных батальонов.
Сильные холода и глубокий снежный покров замедляли восстановление дорог, особенно железных. Железнодорожный участок Тула—Узловая был открыт для движения 31 декабря, участок Узловая—Волово — только в первой половине января.
К 10 января 1942 года было восстановлено движение на Калининской железной дороге до станции Манихино, Московско-Белорусской — до станции Кубинка, Киевской — до станции Наро-Фоминск, Дзержинской — до станции Самозванка, на направлении Горбачево—Белев — до станции Беженка. К 20 января на Московско-Донбасской железной дороге было восстановлено движение на участке Ожерелье—Узловая, на Калининской — до станции Румянцева, на Западной — до станции Тучково, на Московско-Киевской — до станции Обнинское.
Медленные темпы восстановления железных дорог приводили к отрыву войск от своих баз, к удлинению пути подвоза по грунту. В результате этого объем перевозок автотранспортом возрастал, в то же время условия его работы становились все более тяжелыми. Транспортные средства фронта не увеличивались в соответствии с ростом объема и усложнением условий его работы.
Наличие и техническое состояние транспортных частей фронта (в переводе на машины ГАЗ-АА) показаны в таблице (без автомобильного транспорта войскового и специальных частей, служб).
Из таблицы видно, что автотранспорт фронта за первую половину января увеличился всего на 25%, в то время как дальность подвоза по шоссе и грунтовым) путям возросла в значительно большей степени. Кроме того, наступившие сильные морозы и частые бураны резко понизили эффективность работы автотранспорта.
Удвоение гужевых транспортных батальонов существенных изменений не вносило. Из-за плохого ухода в пути за лошадьми и недостаточного снабжения фуражом батальоны приходили в состав фронта с сильно истощенным конским составом. В первой половине января вполне работоспособных гужевых транспортных батальонов фактически не было. Во второй половине положение с гужевым транспортом улучшилось: батальоны, имевшие упряжь и сани, полностью включились в работу.
Транспортные средства фронта к январю были распределены значительно лучше, чем в декабре. За исключением 49-й армии левое крыло фронта было относительно лучше обеспечено автотранспортом, чем остальные направления. Три четверти гужевых транспортных батальонов находились в армиях левого крыла, где они были особенно нужны.
Исключительно тяжелое положение создалось с обеспечением фронта специальным автомобильным транспортом. В ротах подвоза горючего недоставало 70-75% положенных по штату автоцистерн. Для укомплектования санитарного автотранспорта фронту требовалось дополнительно более 400 машин. Положение в отдельных армиях было еще хуже: в 20-й армии имелось 15, а в 5-й армии всего 10 санитарных автомашин вместо 90 положенных по штату. Выход из создавшегося положения со средствами подвоза командование и работники тыла искали в улучшении работы наличного транспорта, в более широком использовании железных дорог и в привлечении к работе в войсковом и армейском звене подвоза местного гужевого транспорта.
В директиве Военным Советам армий от 22 декабря за № 027 командование фронта требовало полного использования дивизионного автотранспорта, освободив его от ненужного в данный момент имущества. Одновременно начальникам тыла армий было приказано «обеспечить содержание и обслуживание автомобильных дорог с двухсторонним движением с четко налаженной службой регулирования.
Забота по расчистке и ремонту дорог в войсковом тылу, организация на них службы регулирования и маяков — все это возлагалось на командиров соединений.
Директива командования фронтом от 22 декабря имела исключительно важное значение, но ее выполнение в первой половине января тормозилось почти полным отсутствием дорожно-эксплуатационных частей. Без них оказалось невозможным наладить четкий порядок на армейских путях подвоза, соблюдение графика движения. Отрицательно сказывался и недостаток дорожно-строительных частей.
Местное население охотно отзывалось на призыв командования помочь войскам в ремонте дорог, в организации их снегозащиты и расчистке от завалов и снега. Но для рационального использования местного населения нужны были специальные люди, т.е. дорожные части, а их центр не присылал.
Во второй половине декабря, получив разрешение центра, фронт самостоятельно приступил к формированию дорожно-эксплуатациоиных и других тыловых частей из лиц старших возрастов.
Формирование дорожных частей шло довольно быстро. Наличие и техническое состояние дорожных частей фронта в январе 1942 года и их распределение показаны в приведенной ниже таблице.
В первой половине января работавших дорожно-эксплуатационных батальонов было всего 5, во второй половине их стало 19. За исключением 5-й армии, все остальные имели теперь дорожно-эксплуатационные полки. Этим обеспечивалась материальная база для создания благоустроенных дорог и налаживания на них четкого порядка, без чего не мыслимо, как показал опыт, эффективное использование автомобильного транспорта.
Количество дорожно-строительных батальонов за январь не увеличилось, но во второй половине января они стали более полнокровными, были лучше снабжены инструментом и специальными машинами. Кроме указанных в таблице, в распоряжении автомобильно-дорожного отдела франта находилось 14 строительных батальонов, переданных по распоряжению командования фронта из состава военно-полевого строительства.
Распределение дорожно-эксплуатационных и строительных частей по армиям оказалось менее целеустремленным. Из армий левого крыла, особенно нуждавшихся в дорожно-строительных батальонах, только 49-я армия была ими обеспечена в достаточной мере.
Подводя общий итог сказанному, нужно подчеркнуть, что состояние материального обеспечения фронта к 25 декабря было значительно хуже, чем к началу нашего контрнаступления. Тем не менее имеющиеся запасы и близость Москвы с ее промышленностью обеспечивали продолжение наступления.
Аппарат тыла, как фронтовой, так и армейский, накопил опыт работы в условиях зимы, научился работать более четко и целеустремленно. За исключением 10-й армии, в остальных армиях основные звенья тылового аппарата к этому времени были полностью укомплектованы.
- Асть I Краткая характеристика театра военных действий
- Часть II Провал первого наступления немецко-фашистских войск на Москву. Общая обстановка на Западном фронте в начале ноября 1941 года.
- Частьiii
- 14 Ноября Военный Совет Западного фронта доносил товарищу Сталину о положении на своем левом фланге:
- Глава вторая сосредоточение 1, 20 и 10-й резервных армий и других резервов
- Сосредоточение 20-й армии
- Сосредоточение 10-й резервной армии
- Роль железнодорожного транспорта в московской операции
- Роль автотранспорта в Московской операции
- Глава третья оборонительное сражение на правом крыле западного фронта. Обстановка к 16 ноября
- 1. Войска 16-й и 5-й армий продолжали укреплять и совершенствовать занимаемые позиции, отражая попытки немцев проникнуть в наше расположение:
- Задачи войск обеих сторон
- Группировка и соотношение сил сторон
- 14 Ноября слабые части прикрытия 107-й мотострелковой дивизии были сбиты с рубежа Тургиново, Бол. Горки; немцы к утру 15 ноября вышли на фронт Селино, Сенцово, Койдиново.
- Оборонительные бои на волоколамском направлении 18 ноября
- Оборонительные бои 30 и 16-й армий в районе Клин-Солнечногорск 21-26 ноября
- Оборонительные бои 30-й и 16-й армий восточнее Клин-Солнечногорск 27-29 ноября
- 30 Ноября фашистская авиация произвела на Западном фронте, глав-н ым образом на правом крыле фронта, 132 одиночных и групповых вылета.
- Переход немцев к обороне
- Оперативно-тактические выводы
- 3. Немецкое командование не учло особенностей того района театра военных действий на своем северном крыле, где предполагалось осуществить молниеносный удар на Москву с северо-запада.
- Глава четвертая ход событий в центре. Оборона на реке нара (16 ноября - 5 декабря 1941 года) Река Нара как оборонительный рубеж
- Боевое соотношение сил и средств к началу наступления немцев
- 1. Правый участок занимала 5-я армия. Войска армии на 16 ноября, продолжая обороняться на прежних рубежах, частью сил вели наступление с ограниченной целью.
- 2. Центр занимала 33-я армия. В течение 16 ноября продолжала оборонительные работы по всему фронту.
- 3. Левый участок занимала 43-я армия. В течение 16 ноября части армии продолжали укреплять занимаемые рубежи, ведя артиллерийский огонь по скоплениям противника и артиллерийским позициям.
- Устройство тыла
- Наступательные действия немцев на реке Нара
- Прорыв немцев на наро-фоминском направлении
- Выводы по оборонительным боям на реке Наре
- Оперативная обстановка на тульском направлении к концу октября 1941 года. Планы немцев и нашего командования Отход частей 50-й армии и группировка войск для обороны Тулы
- 24 Октября бои в районе северо-восточнее Мценска, где на участке Городище, Мценск действовало не менее одной пехотной дивизии и около 110 танков противника, приняли особенно ожесточенный характер.
- План германского командования по захвату Тулы
- Задачи 50-й армии в общем плане по разгрому тульской группировки противника
- Подготовка Тулы к обороне Организация обороны города
- Работа предприятий на нужды обороны
- Партизанское движение в Тульской области
- Отражение удара немцев на Тулу с юга
- Оборонительные действия на фронте 49-й армии
- Контрманевр 50-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса
- Глава седьмая устройство тыла и материально-техническое обеспечение
- Глава восьмая роль оборонительных рубежей и московской зоны обороны в разгроме немцев под москвой
- 1) Теряева Слобода, Волоколамск; 2) Можайск, Верея; 3) Малоярославец; 4) Солнечногорск; 5) Истра; 6) Звенигород; 7) Кубинка; 8) Наро-Фоминск; 9) Каменка.
- Роль Можайской линии обороны
- Развертывание войск Московской зоны обороны и их роль в разгроме немцев под Москвой
- Противовоздушная оборона
- Организация Москвой помощи фронту
- Заключение
- Перелом в операции
- Заключение
- Положение соседних фронтов
- 7 Января эти войска, закончив перегруппировку, перешли в наступление из района западнее и юго-западнее Белева, нанося удар во фланг и тыл болховской группе противника, оборонявшей западный берег Оки.
- Основные операционные направления и группировка сил противника в обороне
- Боевая характеристика танковых дивизий
- Боевая характеристика пехотных дивизий
- Общий характер обороны противника
- Пути сообщения
- План германского командования
- 4. Политико-моральное состояние германских войск перед Западным фронтом в январе характеризовалось следующими данными;
- Глава третья попытки прорывов на правом крыле западного фронта в конце декабря и начале января
- Глава четвертая наступление центральных армий с рубежа рек нара, руза, москва и развитие операций (25 декабря 1941 года — 17 января 1942 года)
- Ход боевых действий
- Глава пятая наступление армий левого крыла на детчино, козельск, сухиничи и завершение боев за калугу и белев (25 декабря 1941 года — 5-9 января 1942 года)
- Оперативно-тактические выводы по наступлению 49-й армии
- Общее заключение и выводы по Калужской операции
- Развитие наступления 10-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса после занятия Козельска и Белева
- Оперативно-тактические выводы по Белевско-Козельской операции
- Глава шестая общая обстановка на западном фронте в середине января. Прорыв немецкой обороны на волоколамско-гжатском направлении и преследование противника до гжатского оборонительного рубежа
- Прорыв оборонительного рубежа немцев на реке Лама в период 10-15 января 1942 года
- 2. Правее, нарубеже Суворова, Путятино, Владычино обороняются 71 и 56 обр 1 армии.
- 8 Января войска 1-й, 20-й и 16-й армий продолжали боевые и разведывательные действия на прежних рубежах. Ночью прибывающие в состав армии части продолжали сосредоточение в назначенных им районах.
- Преследование немцев до Гжатского оборонительного рубежа в период 15-25 января
- 26 Января начальник штаба армии доносил начальнику штаба фронта:
- Оперативно-тактические выводы из опыта прорывов оборонительных рубежей в январе 1942 года
- План командования Западного фронта по овладению Можайском. Мероприятия армейского командования
- Боевое соотношение сил и средств
- Боевые действия на фронте 10-й армии с целью выхода на железнодорожную рокаду Вязьма—Брянск (5-31 января 1942 года)
- Оперативно-тактические выводы по боевым действиям армий левого крыла в январе 1942 года
- Характер оборонительных сооружений противника в районе Медыни
- Планы командования Западного фронта по овладению Медынью
- Боевое соотношение сил и средств. Глубина операции
- Наступление на Медынь
- Наступление на Мятлево
- Применение авиадесантных отрядов
- 18 Января в 3:36 первая партия авиадесанта в составе 16 кораблей начала вылет с аэродрома Внуково. До 9 часов этого дня в район Знаменка и Желанье было выброшено 452 человека.
- 20 Января в 16:20 десантом была получена новая радиограмма фронта:
- Ход боевых действий 43-й армии
- Работа тыла в Медынско-Мятлевской операции
- 1. В Медынско-Мятлевской операции замысел командования Западного фронта об окружении и уничтожении кондрово-юхново-мятлевской группировки противника не получил своего завершения.
- 3. С тактической стороны в действиях наших войск в Медынско-Мятлевской операции нужно отметить следующее.
- Мероприятия командования 33-й армии по организации наступления
- Наступление 33-й армии к Вязьме
- Состояние и группировка материальных средств фронта к 25 декабря 1941 года
- Пути, средства подвоза и их состояние
- Организация подвоза и снабжения
- Материальное обеспечение прорыва 20-й армии на реке Ламе
- Организация снабжения и подвоза в армиях левого крыла
- Организация управления тылом в наступательной операции
- Организация переброски управления и тылов 16-й армии
- Снабжение танковых частей в зимних условиях
- Глава двенадцатая заключение по январскому периоду
- 1. Оперативно-стратегическое положение сторон на московском стратегическом направлении к январю 1942 года было резко различным.
- 5. Переходя к рассмотрению боевых событий собственно на Западном фронте в январе, следует отметить иной, чем в декабре, общий стиль и характер фронтовой операции.
- Часть VI Общее заключение по Московской операции
- Общий ход Московской операции
- Работа командования
- О характере операций
- О ведении боевых действий
- Опыт организации тыла и материального обеспечения