39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
В 20-е годы в литературу пришло много талантливых писателей: В. Каверин, Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др. Продолжали работать признанные еще до революции: В. Маяковский, С. Есенин, Д. Бедный, М. Горький, А. Серафимович и др.
В 20-е годы популярными стали такие журналы, как «Новый мир», «Красная новь», «Октябрь», «Звезда», «Молодая гвардия».
Художественная жизнь первого послереволюционного десятилетия была чрезвычайно пестра. Как грибы после дождя, появлялись новые литературно-художественные группировки. Среди наиболее заметных групп были:
«Серапионовы братья» (1921),
«Октябрь» (1922),
Московская ассоциация пролетарских писателей – МАПП (1923),
«Левый фронт искусства» – ЛЕФ (1922),
«Российская ассоциация пролетарских писателей» – РАПП (1925). Эстетическим спорам был дан полный простор.
Партийное вмешательство в дела литературы и искусства первоначально ограничивалось лишь политической цензурой. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит для контроля за всей печатной продукцией. А в 1923 г. был создан еще и Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров. Их задача – не пропускать произведения контрреволюционного содержания.
Программа развития пролетарской литературы была сформулирована в документах пролетарских писательских групп. Активными борцами за ее претворение в жизнь стал журнал «На посту»(создан в 1923 г.) иРоссийская Ассоциация Пролетарских Писателей (РАПП, 1925 г.). По их мнению, литературно-художественные силы тех лет делились на три лагеря: пролетарские, крестьянские и«попутчики».Произведения искусства они оценивали с точки зрения его идейности, отводя второстепенную роль профессиональному мастерству и эстетической зрелости. Особенно непримиримо они были настроены по отношению к «попутчикам», среди которых было много талантливых людей. Крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими.
Особенно критике подвергался журнал «Красная новь»,так как в нем публиковались наиболее яркие, талантливые произведения вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов. Например, разгромной критике подвергались и Маяковский, и Горький. «Напостовцы» заявляли, что действуют от имени партии и не стеснялись в выражениях, выдвигая политические обвинения против многих писателей, поэтов. ЦК партии вынужден был вмешаться. Крайности «напостовской» линии были осуждены, но высказывалась мысль о поддержке пролетарских литературно-художественных сил. Выдвигался лозунг «бережного отношения к попутчикам». Необходимо помочь им перейти на позиции коммунистической идеологии.
Классику советской литературы составили поэмы и лирика В. Маяковского, входившего в ЛЕФ, С. Есенина, примыкавшего к имаженистам, роман «Чапаев» Д. Фурманова, одного из организаторов пролетарского литературного движения, а также произведения, авторы которых не участвовали в литературных группировках – А. Толстого, М. Булгакова, Б. Пастернака.
Нэп принес в литературу новые веяния. На первый план выдвинулась сатира, которая была представлена блестящими именами М. Зощенко, И. Ильфа, Е. Петрва.
Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Расцветает искусство плаката. Появляются плакаты, агитирующие за коммунистическое будущее.
Ведущее место в изобразительном искусстве занималиАссоциация художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ), «4 искусства», Общество московских художников (ОМХ).Ядро АХРР сложилось из бывших участников Товарищества передвижных художественных выставок. Они стремились к отражению современной действительности в формах, доступных к восприятию широкой публики.
Была создана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Она ставила задачу борьбы с буржуазным влиянием в музыке, выступая за упрощение музыкальных форм и отдавая предпочтение массовой песне перед другими жанрами.Ассоциация современных музыкантов (АСМ)ориентировалась на современное западное искусство.
Большое внимание уделялось развитию кино. Лицо кинематографии определяли агитфильмы. Появляется революционная тематика в кино. С. Эйзенштейн в 20-е годы создает «Броненосец Потемкин», «Октябрь». В 20-е годы в жизнь страны стало входить новое средство массовой информации – радио. Регулярные радиопередачи начались с 1924 г.
Большие перемены в первое послереволюционное десятилетие произошли с русским театром. Были созданы: Большой Драматический театр в Ленинграде (первым художественным руководителем был Блок), театр им. Мейерхольда, театр им. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.