Иконография индуизма (Брахма, Шива, Вишну)
Брахма
Он является владыкой творения, творцом, существующим в своих проявлениях только периодически, а затем вновь удаляющимся в Пралайю, то есть небытие. Брахма имеет четыре лика, представляющих четыре качества земли. Четыре лика смотрят в четыре стороны. Его считают богом мудрости. В одной руке он держит Веды, книгу мудрости и научения. Он также держит в одной из своих рук нить жемчуга для счета времени или жертвенную ложку, которая является символом духовной природы. Четвертая рука обычно поднята для благословения каждого. Он также несет воду в камандале (кувшине) для того, чтобы показать, что вселенная произошла из воды.
Брахма утерял первенствующее положение в индуистском пантеоне. Мифы рассказывают, что однажды он солгал и из-за проклятия Господа Шивы потерял славу своего положения, что объясняет, почему индуисты обычно не поклоняются Брахме.
Иногда Брахма изображается на колеснице, запряженной семью лебедями, которые представляют семь миров (лок). Его также изображают сидящим на лотосе, который произрастает из пупа Вишну. Здесь лотос представляет землю. Брахма очень могущественный бог, но его можно легко умилостивить.
Шиваиты считают Брахму, Вишну и Рудру тремя аспектами Шивы. Смарты группируют Брахму, Вишну и Шиву в святую троицу, в которой Шива выполняет функцию разрушителя. Брахму-Создателя не следует путать с 1) Брахманом, трансцендентным Абсолютом Упанишад; 2) Брахманами (в ед. числе – Брахмана), классом ведических текстов; 3) браминами (в ед. числе – «брахман»), индуистской кастой священников.
Вишну
«Всепронизывающий». Всевышний бог вишнуитской религии. Бог как личностный Господь и Создатель, вселюбящая Божественная Личность, которая периодически воплощается и проживает полностью человеческую жизнь для восстановления дхармы, когда это необходимо. Иногда его называют Нарайяна («местопребывание людей».
Его считают охранителем и защитником. Он очень популярен благодаря своей сострадательной природе. Культ Вишну широко распространен в странах, где исповедуют индуизм.
Вишну поклоняются либо одному, либо с его супругой Лакшми. Он часто изображается стоящим, с четырьмя руками, одна с колесом, или чакрой, другая с гадой (булава или дубинка, которая означает свет), третья с раковиной (санкха) и четвертая с бутоном лотоса (падма). На голову Вишну надета тиара, или мукут; он стоит на лотосовом пьедестале. Иногда по правую сторону от него стоит его супруга Лакшми – богиня богатства.
Другой формой изображения Вишну является Йогнидра, то есть его глубокий сон в состоянии концентрации в океане, на ложе, образованном из колец Ананты, главы змеиных богов. В таком образе он также называется ананта шешасайин с четырьмя руками, являющимися обычной эмблемой Вишну.
Вишну также изображается в форме Даттатреи как трое в одном, каждый представлен сидящим рядом и держащим эмблему со своим средством передвижения. Иногда Вишну изображают сидящим с короной и украшениями Шивы или с тремя головами, принадлежащими трем богам индуистской троицы.
Средство передвижения Вишну – Гаруда, получеловек-полуптица. Его изображают с человеческим телом и лицом, крыльями. Иногда Гаруда имеет клюв, подобный птичьему. Образы Гаруды ассоциируются со змеями. Иногда его изображают преклоненным на левое колено. Его две руки сложены в анджали, жесте приветствия и подношения.
Аватары Вишну.
Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма, утверждает, что Бога периодически рождается как человек для восстановления в мире дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 и больше аватар Вишну. В Бхагавад-Пуране описываются десять признанных воплощений Вишну:
Матсья или рыба. В этом воплощении Вишну спас Ману, - великого наставника и законодателя, - от ужасного наводнения, которое грозило уничтожением всего живого. В этом воплощении Вишну появляется как четырехрукий полурыба-получеловек. Нижняя половина его – рыба.
Курма или черепаха. В данном воплощении Вишну помог богам пахтать океан для получения амриты (амброзии) – божественного напитка бессмертия. Он стал черепахой и держал на себе гору Мандара. Его огромная спина служила основанием, на котором могла вращаться гора. В данном представлении Вишну изображается как получерепаха-получеловек.
Вараха или кабан. В этом воплощении Вишну уничтожил демона Хираньякшу, столкнувшего землю (Притхиви) в воду, и так спас землю от затопления.
Нарасимха (получеловек-полулев). В данном воплощении Вишну уничтожил демона Хираньякашипу, который принял вид бога и не позволял индусам поклоняться Вишну. Шива наделил этого демона даром, благодаря которому его на могли уничтожить ни человек, ни животное, ни какое-нибудь оружие. В некоторых случаях Нарасимху изображают с демоном на коленях, живот которого он собирается вспороть когтями. Поэтому демона уничтожает не человек и ни животное, а когти не являются оружием.
Вамана или карлик. В этой форме Вишну потребовал вернуть обратно землю у царя демонов Бали. Явившись карликом-брамином, он попросил у Бали кусок земли для медитации, который он может измерить тремя шагами. Бали, известный своей чрезмерной благотворительностью, согласился. Вишну шагнул два раза и двумя шагами покрыл небо и землю, а при третьем шаге он ступил на голову Бали и протолкнул его до нижней части вселенной со всем его демонским воинством. Это воплощение изображается как Тривикрам (гигантская форма), в которой его правая нога твердо стоит на земле, в то время как левая нога поднята для того, чтобы сделать шаг. У него две или четыре руки.
Парашурама или брамин с топором. Вишну принял форму воинственного брамина с боевым топором для того, чтобы истребить кшатриев (касту воинов) и помочь браминам. Изображается с луком, стрелой или боевым топором, одна из рук сложена в жесте благодеяния.
Рама или Дашаратха-Рама. Это одно из наиболее популярных воплощений Вишну. Рама является героем Рамаяны. Он убил Равану, десятиглавого царя старой Ланки, который похитил Ситу, жену Рамы. В этой войне Раме помог Хануман, бог обезьян.
Рама обычно изображается с голубого цвета кожей, держащим лук, иногда вместе с женой Ситой.
Кришна. Кришна стал очень популярным воплощением. Он есть символ многих добродетелей. Его приверженцы рассматривают его как Верховного Владыку. Он является символом умелого государственного деятеля, воина, великого философа и наставника. Он – символ любви, преданности и радости. Его подвиги описаны в различных эпосах: Харивамше, Шримад Бхагаватам, Вишну-Пуране и др.
Любовь Кришны к Радхе стала аллегорией единения верховного существа с природой. Кришна является великим создателем и исполнителем Бхагавад-Гиты. В различных храмах и скульптурах Кришну представляют играющим на флейте. В этих изображениях его спутницами являются Сатьябхама или Рукмини и Радха. Эта тема изображается вместе с другими эротическими темами во многих храмах.
Кришна был любимцем шестнадцати пастушек. Он смуглый и изображается в объятиях одной из своих подруг или играющим на флейте группе экстатичных поклонниц. Ему также поклоняются как ребенку. В Индии много образов младенца Кришны. Причина поклонения заключается в том, что он убил своего жестокого дядю Кансу и злобного змеиного царя, когда был ребенком.
Будда. Будда считается девятым воплощением Вишну. Ряд ученых придерживаются мнения, что включение Будды в число инкарнаций Вишну, по всей вероятности, произошло ввиду растущей популярности буддизма и имело целью его подчинение индуизму. Поэтому некоторые замещают его Баларамой, старшим братом Кришны. В храме Кришны в число изображений инкарнаций включены как Баларама, так и Будда. Ученые указывают, что буддийское и индуистское учение в основе едины, так как Будда ни в коем случае не разрушает традиционный идеал спасения через просветление.
В различных местностях Будда изображается в разных формах. Его облик безмятежен и изящен. У него вытянутые мочки ушей. Он носит желтое одеяние. Его руки сложены в жесте дарования всяческого блага и защиты. Будда изображается или стоя, или сидя в позе лотоса.
В некоторых местностях Будда изображается как Дхьяни Будда. В его образе наиболее пленяет выражение безмятежности и созерцания на лице. Однако буддисты не приемлют концепции, что Будда был воплощением какого бы то ни было бога.
Калки (Разрушитель). Калки – предсказанное будущее воплощение Вишну. Калки будет рожден в конце Кали-юги (черного века), нынешней темной эпохи, и возвестит начало новой юги (эры). В соответствии с Бхагавад-Пураной, Калки будет рожден в семье священника, когда возникнет необходимость в восстановлении закона и порядка. Он будет обладать огромным сверхчеловеческим могуществом и предвидением. Он предстанет верхом на белом коне, с четырьмя руками, держащими обычные эмблемы Вишну вместе с оружием, подобным мечу.
Вишварупа. Это образ Вишну, вобравший в себя образы нескольких богов. Он воплощает одновременно идеи созидания, сохранения и разрушения. Вишварупу изображают многоголовым и многоруким. Ладони в заднем кругу рук сложены в различных жестах. Все атрибуты и оружие держат ладони переднего круга. Головы принадлежат различным божествам, аспекты которых как милостивы, так и грозны. В своем содержании этот образ – образ Кришны. Вишварупа изображает сцену, когда Кришна, давая объяснение Арджуне, показал протяженность и значение всего мира в своем теле.
Шива
«Благосклонный, милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является Создателем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность).
Многие атрибуты Шивы были присущи ведическому Рудре, в дальнейшем один из эпитетов Рудры – Шива – стал основным именем бога, и наоборот, его былое имя – Рудра – эпитетом Шивы. Шива – один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду, где он выступает как бог-разрушитель, который уничтожает миры и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы.
Волосы Шивы украшает месяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когда она падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы – третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы, Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы.
Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепов и серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Змея может также обвивать его шею, символизируя энергию кундалини.
Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонение лингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ, вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен, так как их богом был фаллос, или Шишна-Девата. Шивалингам отождествляется с космическим Пурушей.
Шива является владыкой разрушения и обычно представляется в трех формах: 1) Лингам, 2) Антропоморфная форма, 3) Натараджа или Наса Дэва (Владыка космического танца), 4) Садашивамурти.
На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц и четыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), дамару (миниатюрный барабан, символизирующий все ритмы космоса), лук, сеть, боевой топор (символизирующий отказ от мирских привязанностей).
Ездовое животное (вахана) Шивы – бык Нанди («радостный»). Это белый бык с черным хвостом, символ мощной инстинктивной силы Шивы. Нанди – совершенный, преданный (бхакта), идеал души человека; он смиренно склоняет колени перед Богом Шивой и всегда сосредоточен на нем.
Шивалингам (или Шивалинга) «Метка или знак Шивы». Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округлый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, питхе. Шивалингам – это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Парашивы, Бога по ту сторону форм и качеств. Питха представляет Парашакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (вырезанными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с «Карана-агамой», временные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки.
Антропоморфные формы. С 9 столетия очень популярен милостивый аспект Шивы, который изображается в антропоморфной форме вместе с супругой Парвати, или Умой. Такие скульптуры называются Ума-Махешвара. Махешвара – это другое имя господа Шивы. На этих скульптурах Шива изображен сидящим в позе лалитасана, или прекрасной позе, в месте своего пребывания на горе Кайлас вместе со своей супругой Умой, или Парвати, дочерью гор. Шива обнимает ее левой рукой, в то время как она тесно прижимается к бедру Шивы. На некоторых рельефах также изображены обычные эмблемы господа Шивы. Главные эмблемы – тришула, дамару, луна, посох, тигровая шкура, змеи, камандал и т.д. На некоторых рельефах также изображены Ганеша и Кумара (Картикейя), два сына Шивы.
Натараджа («Царь танца») – Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное состояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши, Господа танцоров, - это танец всего космоса, ритмического движения во всем. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле. Символ Натараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в танце творение неотделимо от Творца, подобно тому, как вселенная и душа неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа – это движение и неподвижность вместе. Неподвижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем центре. Стремительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися во всех направлениях, - указание на яростную, свирепую, жестокую силу, которая наполняет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих противоположностей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того, увлечены ли мы его красотой или его «безумием». Танец и Танцор – одно целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его воли. Таким образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.
Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих комбинаций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их соответствия в символике Натараджи таковы: 1)сришти: творение или эманация, символизируется Его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика-дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает «не бойся»; 3) самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра («полумесяц»); 4) тиробхава: милость сокрытия, энергия, которая прячет истину и дает тем самым возможность опыта, роста и конечного осуществления судьбы и которая представлена Его правой ногой, попирающей простертую фигуру (Апасмарапурушу или Муялаку), символизирующую неведение или анаву; 5) ануграха: милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре (приглашающем «жесте слоновьего хобота»). Эти пять космических действий иногда символически персонифицируются соответственно как Брахма, Вишну, Рудра, Махешвара и Садашива (в шиваизме) или же как Садйоджата (творение), Вамадэва (сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (сокрытие) и Ишана (дарование милости).
Кольцо огня, в котором Шива танцует, - это дворец сознания (читсабха); иными словами, наполненное светом сердце человека, центральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной существование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и распознают Парашиву, Предельную реальность, во дворце своего внутреннего бытия.
Садашива. «Вечно благой». Имя Первичной Души, Шивы, синоним Парамешвары, проявляющегося в физическом бытии садгуру. Имя Садашива в частности указывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы, после которой появляются остальные четыре божественные энергии Шивы.
Эта пятеричная манифестация, или проявление деятельности Бога в космосе, отражена в иконографической форме пятиликого Садашивамурти. Лицо, глядящее вверх, - это Ишана (энергия откровения). На восток смотрит Татпуруша, «высшая душа» (энергия сокрытия). На запад смотрит Садйоджата, «быстророждающий» (энергия сотворения). Северный лик – Вамадэва, «красивый, милый» (энергия сохранения). Южный – Агхора, «не страшный» (энергия поглощения). Первые четыре лика открыли Веды. Пятый лик, Ишана, - Агамы. Эти пять ликов также называются Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, творец; Вишну, хранитель; Рудра, разрушитель.
- Восток и Запад как геокультурная проблема.
- Скульптурная пластика Мохеджо-Даро и Хараппы (32 – 27 вв. До н. Э.)
- Ступа в Санчи (1 в. До н. Э.), чайтья в Карли, стамбхи – шедевры раннебуддийского искусства.
- Образ Будды в скульптурах Гандхары, Матхуры, Амаравати и др. В конце периода древности.
- Иконография антропоморфного изображения Будды
- Иконография индуизма (Брахма, Шива, Вишну)
- Архитектурные комплексы в Эллуре (7 – 8 вв.), в Мамадапурами (7 в.) – выдающиеся достижения брахмано-индуистского зодчества 7 – 8 веков.
- Росписи Аджанты.
- Храмовые комплексы Каджурахо (950 - 1050), Ориссе (1000) – классический тип индийского храма.
- Шедевры индо-мусульманского искусства. Резиденция Акбара Фатихур-Сикри и мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650).
- Мотивы и образы индийской миниатюры (могольская и раджпутская школы).
- Образ Шивы Натараджи в шедеврах бронзовой пластики индуизма.