logo search
ИПОС (Борозинец)

2.2. Печорский край в середине XX века и в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

В середине ХХ века угроза нападения на СССР со стороны империалистических держав резко усилилась. После Мюнхенского соглашения 1938г. Великобритания и Франция отдали фашистской Германии на растерзание Чехословакию и тем самым создали Гитлеру предпосылки для нападения на СССР с запада. Одновременно продолжала существовать угроза с востока, со стороны милитаристской Японии, которая в 1938 году активизировала свои агрессивные действия со стороны Маньчжурии в районе озера Хасан. В этих условиях состоявшийся в марте 1939г. XVIII съезд ВКП(б) рассмотрел перспективы дальнейшего развития страны исходя из надвигающейся военной угрозы. На съезде был рассмотрен и утвержден третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942гг. Он предусматривал изменить основное направление и размещение производительных сил страны, и размещение промышленного потенциала страны в глубинных восточных районах СССР, прежде всего, в Поволжье, на Урале, в Сибири и Казахстане. Особое внимание партия и правительство СССР уделяло развитию металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Так, из 20 доменных печей, намеченных к строительству в новой пятилетке, предполагалось 15 строить в восточных районах. Нефтедобычу и нефтепереработку разместить в Поволжье и Предуралье, сформировать район Второго Баку, усилить угледобычу в Восточных регионах Сибири, Казахстана, в том числе и в Печорском регионе. 48

План третьей пятилетки предусматривал рост промышленности (на 88%). А в районе между Волгой и Уралом предполагалось создать новую нефтяную базу - «Второе Баку». Программу нефтедобычи и нефтепереработки должно было обеспечить быстрое развитие геологоразведочных работ, внедрение высокой техники добычи и переработки нефти (вращательный способ бурения, бурение под давлением, компрессорная и глубинно-насосная добыча и т.д.).

Близость нефтяных районов Коми АССР к центрам потребления нефтепродуктов, начавшееся строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали, а также наличие разведанных за годы первых пятилеток нефтяных залежей позволяли рационально решить проблему снабжения Севера жидким топливом, смазочными материалами.

В своей речи на XVIII съезде ВКП (б) председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский утверждал, что в третьей пятилетке в районах Европейского Севера мощность нефтедобывающей промышленности возрастет в 2,7 раза с перспективой снабжения этим топливом Ленинграда.

Новый план, по существу, был подчинен одной задаче: делу обороны страны. Это была пятилетка повышения военной мощи государства. В 1940г. нарком нефтяной промышленности СССР Н. Седин, речь которого была опубликована в лагерной многотиражке «За Ухтинскую нефть», говорил о том, «что в современной войне огромное преимущество будет иметь тот, у кого больше танков, самолетов… Однако машины ничего не значили бы без горючего, без нефти, бензина, масел… » И далее: «… нефтяная промышленность должна в огромной мере участвовать в выполнении задач, поставленных XVIII съездом партии, догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США».

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне, 60-летие которой мы отмечали в 2005г., еще раз обратила внимание на причины этого явления. Одной из главных причин, позволивших выстоять и преодолеть мощный внезапный удар немецко-фашистских агрессоров, нанесенный в первые дни войны, после которого наша армия потеряла значительную часть военной техники и понесла колоссальные людские потери, стал патриотический подвиг советского народа и бесперебойная работа тыла, его производственные и людские ресурсы. Огромную роль сыграла организаторская деятельность партии и Советского государства. Страна сумела к 1943г. не только восстановить военно-промышленное производство, но и значительно превзойти его. Существенную роль в этом сыграли регионы нашей страны и основные отрасли промышленности, в том числе и угольное и нефтяное производство. Отечественная нефтяная промышленность развивалась в предвоенные годы ускоренными темпами, и в 1940г. общая добыча нефти в СССР составила 30,8 млн. тонн. К этому времени в СССР было 19 нефтеперерабатывающих заводов, включая и самый северный – Ухтинский НПЗ. Они производили бензина 4,4 млн. тонн, 6,1 млн. тонн керосина и 1,5 млн. тонн смазочных масел в год. Причем в предвоенные годы правительством был взят курс на развитие восточных регионов страны.

К 1940-1941гг., благодаря продуманной политике нашего Советского правительства, в Северных и Восточных районах нашей страны развернулось широкое строительство военно-промышленного потенциала, так необходимого для обороны. Не остался в стороне и наш Европейский Север, и особенно Печорский край Коми АССР. В процессе индустриализации Советского Союза, здесь, на северо-востоке Европейского севера, с 1929г. началось формирование топливно-энергетического комплекса. За 2,5 пятилетки с 1929-1941гг. в слабозаселенной, лесисто-болотистой, бездорожной местности началось создание двух топливно-энергетических районов – Ухтинского и Воркутинского. К 1940-1941гг. в Печорском крае были открыты и обустроены два нефтяных месторождения – Чибьюское и Ярегское, был построен самый северный в стране нефтеперерабатывающий завод, налажена добыча асфальтита. Развернулась добыча природного газа на Седьельском месторождении, начато строительство газоперерабатывающего завода по производству сажи, развернулась добыча радиевого концентрата из радиоактивной воды. На Воркуте и Еджыт Кырте была развернута добыча каменного угля.

В то же время успехи по созданию промышленного комплекса в Печорском крае Коми АССР сопровождались и определенными трудностями. Провал в выполнении планов 1937г. в Ухто-Печорском лагере возложили на руководство. Начальник лагеря и треста Я. Мороз и главный инженер Ю.К. Максимович были арестованы летом 1938г., судимы и расстреляны. Но эти крайние меры не спасли положения. Объективная причина этого явления стала ясна еще в начале 1938г. К 1937-1938гг. огромный Ухто-Печорский лагерь стал трудно управляемым. Разноплановые направления его деятельности: угольная, нефтяная, железнодорожное производство, развернувшееся с 1937г. строительство магистрали Котлас-Воркута, требовали конкретного управления, отражающего специфику производства. Решение о реорганизации Ухтпечлага последовало 10 мая 1938г. По приказу наркома внутренних дел Н.И. Ежова, он был разделен на 4 лагеря. 1-й - Воркута-Печорский ИТЛ, угольный, с центром в Воркуте. 2-й - Ухто-Ижемский ИТЛ, нефтяной, с центром в Чибью. 3-й - Северный железнодорожный ИТЛ с центром в Княж-Погосте. 4-й - Усть-Вымский ИТЛ, лесозаготовительный, с центром в Усть-Выме.

С 1938г. начинается новый этап освоения Печорского края. Вновь оформленные лагеря создали необходимые предпосылки для расширения производства, сосредоточив внимание на развитии определенной отрасли. Это были добыча и производство нефти и ее продуктов, добыча природного газа и переработка его в сажу, добыча каменного угля, лесозаготовки и строительство железной дороги. На решение этих сложных проблем, связанных с финансированием, обеспечением лагерей оборудованием, рабочей силой и специалистами ушел весь 1939г. С большим трудом налаживалась жизнь каждого лагеря. Но спасла система принудительного труда, труда заключенных, которых направляли в Печорский край тысячами. Здесь в 1939-1940гг. оказались поляки, жители Прибалтики и Западных областей Украины и Белоруссии, только что вошедших в состав СССР.

Существенную роль сыграли правительственные постановления, принятые в 1940г., по дальнейшей индустриализации Печорского края. Одним из наиболее важных документов, в значительной степени предопределивших производственную деятельность Ухтинского промышленного узла Ухтижемлага в начале 1940-х гг., несомненно, стало совместное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии Ухтинского нефтяного месторождения» от 10 июня 1940г. Данному месторождению отводилась особая роль в экономической, военной стратегии государства. В этом году И.В. Сталин дал указание НКВД ускорить создание новой нефтяной базы на севере СССР. Постановление подтвердило особую роль северной нефти в экономической и военной стратегии государства. Оно предписывало НКВД развернуть работы в Ухтинском, Верхне-Ижемском и Печорском районах Коми АССР и провести до конца 1942 года топографические и разведочные работы на площади 20 тыс.км2 и организовать здесь разведочное бурение. Одновременно предполагалось ускорить строительство нефтешахты № 1 с доведением ее мощности в 1943г. до 500 тысяч тонн тяжелой нефти и организовать широкий круг экспериментальных исследовательских работ, направленных на полное освоение шахтного способа добычи нефти. Помимо развертывания поисков и добычи нефти, постановление обращало внимание на переработку. Для этого планировалось на Ухте построить завод с годовой производительностью1500 тысяч тонн сырой нефти.49

СНК СССР и ЦК ВКП(б) приминает решение о строительстве сажевых заводов на базе Седьельского газового месторождения в районе Верхней Ижмы. Для исполнения принятого решения в системе Ухтижемстроя и Ухтижемлага в январе 1941г. организовано управление по строительству сажевых заводов, газопровода Крутая – Ухта, газового промысла на Крутой и окончанию строительства Тракта Ухта – Крутая – Газстрой на правах треста. Руководство газостроем было возложено на тов. И.В. Носакова, который возглавил группу специалистов сажевого производства, специально направленных на Ухту. Ухтижемстрой не имел опыта работы сажевых заводов, да еще в условиях Европейского Севера. В Советском Союзе не было опыта и по разработке больших газовых месторождений. Эту задачу инженерам, специалистам Ухтижемстроя, пришлось решать самостоятельно, и они успешно с ней справились. Для ускоренного развития газового промысла важно было закончить строительство гравийного шоссе протяженностью 90 км, которое связало промысел с поселком Ухта и железнодорожной станцией, что потребовало дополнительной рабочей силы - заключенных Ухтижемлага. Помимо этого была привлечена группа кадровых работников с Майкопских сажевых заводов.

Партия и правительство к 1940г. пришли к выводу, что достигнутые масштабы развития Печорского угольного бассейна совершенно недостаточны для того, чтобы решить проблему снабжения углем Ленинграда, европейского севера страны, Северного военно-морского флота. В марте 1940г. руководителей Воркутстроя вызвали в Москву, в ЦК ВКП(б), где их принял И.В. Сталин. Во время беседы были намечены конкретные сроки строительства и план ввода в действие новых угольных шахт. 9 мая 1940г. последовало постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О строительстве Северо-печорской железнодорожной магистрали и развитии добычи Воркуто-Печорских углей». Планировалось обеспечить постройку 10 новых шахт, закончить строительство двух начатых, произвести реконструкцию шахт № 1, 2 и довести их мощность до 500 тыс. тонн.

22 июня 1941г. оборвалась мирная жизнь могущественной державы, именуемой страной Советов. Фашистская Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. По всей Республике прошла волна митингов, где трудящиеся выразили свое возмущение вероломством фашистской Германии и выразили желание сделать все необходимое для достижения победы над немецко-фашистскими агрессорами. На общегородском митинге 22 июня 1941г. 5 тыс. сыктывкарцев в своей резолюции заявили: «Мы готовы в любую минуту по зову нашей партии, Советского правительства пойти на любые жертвы, какие только потребует от нас любимая Родина, кровью и жизнью будем защищать ее и в правах уничтожении германский фашизм».50 Собравшиеся на митинг вечером 22 июня жители Ухты в своей резолюции заверили партию и правительство, что они по первому зову, все как один, встанут на защиту социалистического отечества и умножат энергию, чтобы быстрее разрешить поставленную перед ухтинцами задачу дать Родине нефть. Митинг состоялся в Воркуте и многочисленных лесных поселках и сельских районах.

С первых дней войны началась мобилизация в армию через военкоматы. Она проходила организовано и в установленные сроки. Высокий патриотический подъем захватил сотни молодых людей. Только в первую неделю войны в военкоматы Коми АССР подали заявления о вступлении в армию около 2 тыс. комсомольцев, молодых рабочих, колхозников, студентов. Всего за годы Великой Отечественной войны было призвано из Коми АССР более 170 тысяч жителей. Причем значительную часть из них составили заключенные из многочисленных лагерей, расположенных на территории Республики. По неполным данным их оказалось около 100 тысяч. 51

В первые годы войны из Коми АССР ушло на фронт 10,3 взрослого населения52, составляло 90 % всех мужчин 1904-1922 годов рождения. Практически основной ресурс военнообязанных по Республике был исчерпан. С декабря 1941г. начинается призыв заключенных из исправительно-трудовых лагерей. В первую очередь, в их состав входили годные к военной службе до 40 лет, осужденные за бытовые и имущественные преступления, независимо от срока наказания. Большинство их них сохранили в глубине души чувство, что они не враги своей Родины и имеют право защищать свою страну от немецко-фашистского вторжения. Страна нуждалась в их силах, и они давали согласие идти на фронт, в штрафбаты, в самое пекло боевых действий.

Большая часть призванных из Республики сражалась на Северо-западном, Ленинградском и Карельском фронтах. Основу сформированных и отличившихся героизмом на фронтах Великой Отечественной войны составили жители нашей Республики. Это были покрывшие себя неувядаемой славой 263, 24 Самаро-Ульяновские стрелковые дивизии и 28 Краснознаменная Невельская дивизия, сформированная в 1941г. жителей Коми республики, Архангельской и Вологодской областей. С фронтов войны 49 517 солдат и офицеров – жителей нашей Республики – не вернулись с полей сражения. За годы войны за героизм, мужество и отвагу свыше 13 тыс. солдат и офицеров Коми АССР были удостоены наград, орденов и медалей. 15 из них награждены орденом Славы всех трех степеней и удостоены звания героя Советского Союза – 40 человек.53

Среди героев Советского Союза наиболее известен в Республике Коми Оплеснин Николай Васильевич. Имя героя носят улицы в городах: Чудов, Сыктывкар, Ухта. Он первым на Вахвовском фронте получил это почетное звание, проявив исключительные героизм, храбрость и смелость. В сентябре 1941г. под огнем противника три раза переплыл холодные воды Волхва и обеспечил вывод 1 октября 1941г. из вражеского окружения 111 стрелковую дивизию, позднее ставшую гвардейской. 54

Не меньший героизм проявляли на фронтах Великой Отечественной войны бывшие заключенные многочисленных исправительно-трудовых лагерей, расположенных на территории Республики. По неполным данным, в лагерях Коми АССР оказалось около 200 тыс. человек. По указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941г. «Об освобождении от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений» разрешалось досрочное освобождение заключенных с немедленной отправкой их в райвоенкоматы. Только по указу от 24 ноября 1941г. по лагерям Коми АССР подлежали освобождению 29 469 человек. В их числе 10 января 1942г. были призваны в ряды РК КА – 9004 человек. Среди заключенных за мужество и героизм, проявленные во фронтовых условиях, 3 человека были удостоены звания Героя Советского Союза. Это И.М. Воротынцев, Н.С. Бойков, Н.Д. Маринченко.55 Н.Д. Маринченко совершил свой подвиг во время боев 1943г. на Орлово-Курской дуге в составе 129 стрелковой дивизии 63 армии Брянского фронта. Лейтенант Н.Д. Маринченко 12 июля 1943г. в бою у села Вежи Новосильского района Орловской области с группой бойцов прорвался вслед за танками в тыл противника и захватил батарею вражеских минометов. Его взвод занял круговую оборону и, развернув минометы в сторону фашистов, нанес удар по подходившим из тыла резервы противника. Отбив первые атаки немецко-фашистских подразделений дважды, его взвод обеспечил в этом бою успех наступательной операции наших войск и погиб геройской смертью. Звание Героя Советского Союза он был удостоен 27 августа 1943г.56

Особо отличилась 28 стрелковая дивизия, сформированная из граждан Коми АССР и Архангельской области. Она успешно воевала в составе Северо-западного и Калининского фронтов. Осенью 1943г. дивизия участвовала в составе 3 ударной армии Калининского фронта, в ходе которой была разгромлена Невельская группировка немецко-фашистских оккупантов. Благодаря энергичным наступательным действиям, 7 октября 1943г. был освобожден город Невель. Прогремел салют в столице нашей родины – Москве, дивизия была награждена орденом Красного знамени, и ей было присвоено почетное звание Невельской.

Карельский фронт включал в себя особые участки, покрытые тундрой и огромными бездорожными болотистыми пространствами, которые требовали высокого прикрытия и доставки боеприпасов, продовольствия. Для решения этой чрезвычайно сложной и специфической операции в условиях севера нужны были оленьи упряжки. В начале зимы 1941-1942гг. по указанию Архангельского военного округа в Ижемском и Усть-Усинском районах началось их формирование. Были созданы оленьи батальоны, которые были переданы Карельскому фронту, свыше 1150 км они прошли своим ходом, делая по 60 км в день при 40° морозе. Они обеспечили в условиях Запорожья бесперебойное снабжение фронта.

Не только на фронте, но и в тылу люди были охвачены патриотическим порывом разгромить врага, вторгшегося на нашу Российскую землю. Жители Республики активно участвовали в различных формах добровольной помощи фронту. Рабочие, колхозники, служащие, школьники собирали и отправляли на фронт теплые вещи, праздничные подарки. Они пряли шерсть, вязали шарфы, свитера, носки, шили кисеты для махорки. Только за зимние месяцы 1942-1943гг. от населения Республики было отправлено 140 тыс. теплых вещей. Готовили посылки и из продуктов. Трудящаяся Усть-Цильма в конце 1941-нач.1942г. отправила 327 посылок с продуктами. Помимо этого сложилась традиция посылать фронтовикам праздничные подарки. В период войны жители Коми республики отправили фронтовикам около 14 тыс. посылок. 57

В годы Войны все народное хозяйство Республики было подчинено требованиям военного времени, провозгласив лозунг: «Все для фронта! все для победы!» Это потребовало коренной перестройки работы на военный лад. Во время Великой Отечественной войны Коми АССР отводилась особая роль лесосырьевой и топливно-энергетической промышленности. На предприятиях лесной промышленности были размещены заказы ГКО на заготовку специальной древесины и лесоматериалов (для деревянных деталей стрелкового и артиллерийского оружия, самолетов и т.п.: «авиабереза», «авиасосна», «мачтовый», «понтонник» и др). План 1941г. по рубке леса был выполнен на 113%, по вывозке древесины – на 123%. В годы войны коми лесная промышленность снабжала 40 крупных предприятий страны.

Серьезные трудности встали перед государственными предприятиями угольной и нефтяной промышленности. Это во многом было вызвано тем, что объекты данных отраслей промышленности находились в малообжитой полярной зоне. Препятствием в развитии Печорского угольного бассейна оставалась и его почти полная региональная изолированность от основных жизненных центров. Северная железнодорожная магистраль Котлас – Воркута, строящаяся силами заключенных с 1937г., к лету 1941г. не была достроена. Лишь напряжением всех сил стало возможным открытие железнодорожного полотна на участке Кожва – Воркута к 28 декабря 1941г.

Особое внимание было уделено Ухтинскому и Воркутинскому промышленным районам, расположенным в Печорском крае Коми АССР. Ценнейшим вкладом ухтинцев в дело победы над врагом явилось создание нового вида промышленности по производству газовой сажи. В самом начале Великой Отечественной войны из Майкопа был эвакуирован в деревню Крутую (газовый промысел в 100 км от Ухты) сажевый завод. При спешном демонтаже и транспортировке имущества часть оборудования была потеряна и поломана. Но ухтинский механический завод в короткие сроки восполнил утраченное. Строительные работы на Крутой велись ускоренными темпами, но производство не давало отсутствие горелок – самой главной неметаллической детали технологического оборудования. Сажевая горелка – это, образно говоря, «каменное сердце» в металлическом организме завода. В горелке происходит неполное сгорание природного газа, в процессе которого образуется сажа. Сажевая горелка изготавливалась из минерала пирофиллита на заводе в Минске. Этот завод был разрушен фашистской авиацией в первые дни войны. Враги стремились лишить нашу страны возможности производства сажи – продукта, имевшего важное оборонное значение. Остро встал вопрос о замене пирофиллитовых газовых горелок на горелки, сделанные из местного материала. Выполнили важную задачу инженер Н.Е. Палкин с лабораторией строительных материалов при кирпичном заводе. Специалисты-силикатчики разработали неизвестный в мировой практике способ производства высококачественных керамических горелок, полностью заменивших пирофиллитовые. В сентябре 1941г. развернулось их массовое производство, что позволило 6 ноября 1941г. получить опытную партию канальной сажи, а с февраля 1942г. наладить ее промышленное производство. В ноябре 1943г. завершилось строительство последней, 5-ой установки, и Крутянский сажевый завод полностью вступил в промышленную эксплуатацию. Он обеспечил производство свыше 50% всей технологической сажи, вырабатываемой в Советском Союзе. Этот продукт был необходим для изготовления резинотехнических изделий, без которых не могли обойтись ни автотранспорт, ни авиация, ни многие другие отрасли промышленности.

Добыча нефти, начатая на Ярегской шахте в 1939г., носила экспериментальный характер. Но в годину тяжелейшей борьбы с врагом было не ко времени только экспериментировать и заниматься опытной эксплуатацией. Фронт нуждался в нефти. Производство налаживалось с огромными трудностями. Не хватало квалифицированных специалистов, и поэтому значительная часть выпускников, окончивших горно-нефтяной техникум в 1941г., направляются на Ярегу. С начала войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, в шахту пошли и женщины, и подростки, которые трудились самоотверженно, заменяя ушедших на фронт отцов, мужей, старших братьев. Переполняемые жгучим желанием помочь фронту, пройдя школу ФЗО (фабрично-заводского обучения), они включались в движение двухсотников, тех энтузиастов, которые боролись за выполнение в смену двух норм. В начале 1942г. из молодых рабочих, окончивших школу ФЗО, создается комсомольско-молодежная бригада буровиков во главе с молодым бурмастером Иосифом Будкевичем. Включившись в социалистическое соревнование в честь годовщины Красной армии, эта бригада в феврале выполнила трехмесячную программу, за что и была удостоена звания «Первой молодежной фронтовой бригады». До августа 1942г. она являлась примером ударного фронтового труда, давая проходку на станок 220-260% к плану, а в августе 1942г. почти целым составом, во главе с бригадиром, призывается в Красную армию. Почин И. Будкевича был подхвачен, молодежное движение ширилось, в 1943г. почетное звание фронтовых бригад присваивается 17 молодежным коллективам, а в первом квартале следующего года их становится уже 69.

В сентябре 1944г. в многотиражной газете «За Ухтинскую нефть» появляется коллективная фотография, на которой запечатлены молодые ребята, члены комсомольско-молодежной фронтовой бригады, и их руководитель 18-летний Иван Липин, уроженец села Усть-Кулом. Окончив школу ФЗО в 1942г., Иван начинает работать на подземном бурении шахты №1 и вскоре назначается бригадиром. Руководимая им бригада выделяется высокой организованностью, дисциплинированностью, не по возрасту серьезным отношением к делу, высокими показателями в социалистическом соревновании. За это в декабре 1944г. Иван Липин и его товарищи были удостоены правительственных наград, причем 18-летний бригадир получил высшее отличие страны – орден Ленина

Война требовала горючего. Коллектив еще не достроенной ярегской нефтешахты № 1 взял на себя основную заботу по обеспечению сырьем нефтеперегонного завода. Нефтешахта №1 поставляла в годы войны свыше 60% всей добываемой в Ухтинском районе нефти. Уже в 1942г. она удвоила добычу нефти. В ноябре 1943г. Ярегская шахта №1 впервые полностью выполнила план добычи нефти по всем показателям и достигла проектной мощности. В марте 1944г. первая в Советском Союзе и самая крупна нефтяная шахта №1 была принята государственной комиссией в промышленную эксплуатацию. Успешное освоение добычи нефти шахтным способом показало результативность этого метода добычи нефти, что и побудило в1943г. начать строительство новой шахты.

Сухие цифры добычи нефти лучше всяких слов говорят о героическом труде шахтеров: 1941г. – 25 тыс. тонн;1942г. – 55 тыс. тонн; 1943г. – 68 тыс. тонн; 1944г. – 101 тыс. тонн; 1945 год – 143 тыс. тонн.58

За этими скучными показателями добычи нефти в годы войны ярко просматривается героический труд шахтеров – бойцов подземного фронта.

Успех сражения во многом решался в цехах нефтеперерабатывающих заводов. На Ухтинский нефтеперегонный завод, руководство которым в годы войны приняла Анна Яковлевна Молий (она была директором завода более 20 лет), легла огромная нагрузка, поскольку Грозненский и Майкопский нефтеносные районы страны были разрушены. В 1942г. завод вырабатывал из нефти Ярегского месторождения осевые масла, специальный битум трех марок, моторное масло, солидол.

Потребности военного времени вызвали к жизни прилив энтузиазма и изобретательности рабочих, мастеров и инженеров нефтеперерабатывающего завода. Эксперименты по переработке тяжелой ярегской нефти во время войны проводили, ни на час не прекращая выпуск товарной продукции. На изношенном старом оборудовании люди творили чудеса. В феврале 1942г. нефтепереработчикам удалось получить вагонную смазку, которая имела температуру застывания - 55°С, вместо традиционной температуры застывания - 45° С. Разрешение вопроса со сверхморозоустойчивой смазкой обеспечило бесперебойную работу Северной железной дороги и автотранспорта в суровых зимних условиях.

В связи с захватом немцами летом 1942г. единственного в стране завода в Краснодаре, который выпускал лаковый битум, перед Ухтинским НПЗ встал вопрос об организации совершенно нового вида производства. Под руководством М. Быкова были проведены лабораторные работы по получению лакового битума из гудрона тяжелой нефти. Создание установки лакового битума было выполнено в кратчайшие сроки и обеспечило на старом, модернизированном умельцами оборудовании переработку для этих целей ярегской нефти. Это удовлетворяло потребности в этом продукте авиацию, танковую, электротехническую и лакокрасочную промышленность страны. Ухтинский НПЗ внес весомый вклад в дело Победы. За 1941-1945гг. завод расширил ассортимент выпускаемой продукции с 7 до 15 наименований. Впервые в Советском Союзе на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе была освоена атмосферная переработка тяжелой нефти. Помимо этого было организовано производство машинного и веретенного масел, автола, смазочного мазута, солидола, нигрола. За годы войны переработка сырья увеличилось в 2,3 раза, общий ее объем составил 550 тыс. тонн нефти - огромное по тем временам количество нефтепродуктов. Как известно, главной рабочей силой в Печорском крае были заключенные. С начала войны резко ужесточилось их положение: продолжительность рабочего дня увеличилась до 12 часов, ухудшилось питание. В лагеря начали прибывать новые этапы, в которых было много немцев, попавших в ухтинский район после ликвидации Республики Немцев Поволжья, а также корейцев, мобилизованных в трудовую армию. Многие из заключенных несли несправедливую кару, но в час тяжелого испытания для Родины они, забыв обиды, встали не только на защиту, но и приняли участие в патриотическом соревновании за резкое увеличение выпускаемой продукции вместе с вольнонаемными. Так, число соревнующихся в Ухтинском районе за досрочное выполнение с 2165 в 1941г. возросло до 8432 в 1943 г.

В 1943г. происходили определенные изменения как в лагерном хозяйстве, так и в сфере управления Ухтижемлагом. Прежде всего, необходимо отметить, что в начале января 1943г. Ухтижемстрой стал называться Ухтинским комбинатом. Приказом Берии от 5 октября 1943г. в целях объединения руководства горно-топливными лагерями Воркутлаг, Инталаг, Ухтижемлаг и Топливный отдел Главного Управления Лагерей Железно-Дорожного Строительства (ГУЛЖДС) были переданы в состав Главного управления лагерей горно-металлургической промышленности НКВД СССР. Таким образом, лагерь вновь был возвращен в структуру ГУЛГМП.

Архивные материалы позволяют из всех ОЛПов Ухтижемлага выделить наиболее крупные. По состоянию на май 1942г. таковыми являлись ОЛП-1 (2023 заключенных), ОЛП-4 нефтешахта № 1 (2706 заключенных), ОЛП-14 - Газопромысел (2755 человек). В целом же, подневольный контингент лагеря насчитывал 21161 заключенных. Общая обеспеченность рабочей силой в 1943г. составляла 83%, причем особо острую ее нехватку комбинат испытывал в наиболее благоприятные для строительства в летние месяцы, когда значительная часть заключенных была брошена на сельскохозяйственные работы.

Имеющаяся в распоряжении ИТЛ подневольная рабочая сила обеспечила перевыполнение плановых заданий по добычи нефти (68116 тонн или 104,8%), в переработке (75654 тонн или 108%)

Производственно-хозяйственная деятельность Ухтинского комбината в 1944 году была признана успешной Приказом наркома внутренних дел комбинат был отнесен к категории передовых предприятии НКВД.

Выпуск валовой продукции, изготовляемой в 1943г., по сравнению с 1942г., увеличился на 3,7 %, а товарной — на 8 %.

Быстрый промышленный рост Ухтинского района в годы войны обусловил появление Указа Президиума верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1943г. «О преобразовании поселка Ухта в город районного подчинения», где к этому времени уме проживало 16 тыс. человек. Поселок, теперь уже город, имел 290 жилых зданий и был застроен одно - двухэтажными деревянными домами. В городе имелась гостиница, дом культуры, действовал театр, три больницы, поликлиника, аптека. Работали одна средняя, три неполных средних и две начальные школы, имелось шесть детских садов и семь яслей.

В городе и районе работали нефтеперерабатывающий завод, теплоэлектростанция, механико-ремонтный завод, кирпичный завод в поселке Дежневе, широко была развернута сеть подсобных предприятий по производству керамических изделий, строительных материалов, лыж, мебели, телег и других предметов широкого потребления. Успешно эксплуатировались Чибьюское и Ярегское месторождения нефти. На базе Седьюского и Войвожского месторождений газа действовали газовые заводы в районе деревни Крутая. Значительное место в экономике Ухты занимало производство асфальтитов и радия.

Перевыполнение плана производства Ухткомбинатом позволило в ноябре 1943г. направить в подарок Ленинграду 2 эшелона нефти, добытой сверх плана, а в мае 1944г. еще 3 эшелона нефти ушли в героический Ленинград.

Летом 1944г. ему за перевыполнение государственных планов присуждается Вторая премия Государственного Комитета Обороны. За годы войны ухтинские нефтяники добыли свыше 550 тыс. тонн нефти, 1 млрд. 400 млн. м3 газа, свыше 15 тыс. тонн газовой сажи Ухта превращается в крупней промышленный центр Коми Автономной республики.

Большое внимание уделялось в годы Великой Отечественной войны угольной промышленности Печорского края, усилено было финансовое обеспечение, быстро росло как число заключенных, так и вольнонаемных работников. За годы войны объем затрат в угольную промышленность составил 531 млн. руб. из 615 млн., вложенных за все предшествующее время. До 1941г. в Печорском угольном бассейне строилась фактически одна шахта. За годы войны было заложено 29 шахт, из них 12 были сданы в эксплуатацию. В этот период было освоено Интинские месторождения угля, сформировался комбинат «Интауголь» и началось широкое освоение нового угольного месторождения на Холмер-Ю.59 Широко использовалось вывезенное с Донбасса оборудование, но уже в 1943г. действовало 5 шахт. За годы войны резко увеличился поток заключенных. На 1 января 1945г. в Воркутинском промышленном узле работало, включая заключенных, 56 тыс. человек.60 Рабочий поселок Воркута, ставший угольной базы Европейского Севера Советского Союза, насчитывающий 5,6 тыс. жителей, указом Верховного совета РСФСР от 26 ноября 1943г. был преобразован в город республиканского подчинения.61

В годы Великой Отечественной войны быстрыми темпами развивалась угледобыча в Печорском бассейне. Если в 1940г. в Печорском промышленном узле добыли 283,2 тыс. тонн угля, то в конце войны в 1945г. было добыто 3347 тыс. тонн. Темпы развития угледобычи в Печорском бассейне значительно опережали восточные районы Советского Союза и возросли в 11,8 раза. В конце войны Печорский уголь потребляли 9 областей и 2 автономные республики РСФСР, 9 железных дорог, 35 городов, танковые, авиационные, автомобильные, химические, станкостроительные, трубопрокатные, резинотехнические и другие заводы.

В результате направленной политики Советского правительства на просторах обширного Печорского края Коми республики продолжалось дальнейшее формирование топливно-энергетического комплекса и транспортной магистрали к нему. К 1940-1941гг. в Печорском крае были открыты и обустроены два нефтяных месторождения – Чибьюское и Ярегское, был построен самый северный в стране нефтеперерабатывающий завод, налажена добыча асфальтита, развернулась добыча газа на Седъельском месторождении, около деревни Крутой начато строительство газоперерабатывающего завода по производству сажи, необходимой для военной промышленности В районе поселка Водный было создано производство радиевого концентрата из радиоактивной воды. Помимо этого в далекой заполярной Воркуте и в Еджыт Кырте у реки Щугор развернулась добыча Каменного угля. Создание промышленных узлов в Северо-восточных районах Европейского Севера России способствовало решению не только задач индустриализации Советского Союза, но и повышению военной, оборонной мощи государства. В условиях Великой Отечественной войны промышленное значение Печорского края резко возрастало. К 1943г. начало действовать производство сажи, Ярегская шахта вступила в строй и начала выдавать на поверхность тяжелую нефть, резко расширил производство нефтеперерабатывающий завод. Резко была повышена добыча каменного угля за счет новых каменноугольных шахт в Воркуте. Вступил в строй действующий новый угольный район в Инте.

Все эти обстоятельства и другие стратегические расчеты вызвали определенный интерес немецко-фашистского командования к Печорскому краю Коми АССР. Причем он сформировался именно к 1943г. Именно в начале этого года закончилась Сталинградская битва, в которой фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение. Именно тогда, помимо чисто военно-мобилизационных мероприятий, разрабатываются и другие мероприятия. Создается власовская армия из военнопленных красноармейцев, развертывается идеологическая операция «Катынь», а немецкая разведка «Абвер» готовит операцию «Цеппелин-норд», в которой активно участвовал предатель Советского народа, бывший генерал-майор И.Г. Бессонов. Им был разработан план высадки немецкого десанта в Печорский край и организации восстания в многочисленных лагерях ГУЛАГа, планировалось высадить 50 тыс. десанта, который должен был соединиться со 100-тысячным контингентом гулагских лагерей, расположенных в Печорском крае. С этой целью 5 июня 1943г. был выброшен разведывательный десант из 12 человек в районе совхоза «Кедровый шор» в 60 км от поселка Кожва и станции на Железной дороге. Но участники десанта убили своего немецкого руководителя, а сами добровольно сдались органам НКВД, на этом план «Цеппелин» провалился. Так далекий от Фронта Печорский край оказался местом военных действий.62

За годы войны существенно изменилась структура промышленности Коми АССР в пользу добывающих отраслей - угольной и нефтяной. Так, в валовом выпуске промышленной продукции удельный вес традиционно господствующей лесоразрабатывающей отрасли снизился с 44,9% в 1940г. до 19,4% в 1945г., а удельный вес угольной промышленности поднялся с 2% до 18,2% и нефтяной - с 2,6% до 4,7%, то есть на первый план вышли добывающие отрасли промышленности – угольная и нефтяная, размещенные в Печорском крае.63

В заключение следует подчеркнуть, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне, 60-летие которой мы отметили в 2005г., еще раз заставляет нас обратить внимание на одну из главных причин, позволивших выстоять и преодолеть мощный внезапный удар немецко-фашистских агрессоров, нанесенный в первые дни войны, в ходе которого наша красная армия потеряла значительную часть военной техники и понесла колоссальные людские потери, стал патриотический подвиг советского народа и бесперебойная работа тыла, его производственные и людские ресурсы. Огромную роль сыграла организаторская деятельность партии и Советского государства. Страна, и в том числе Коми край, сумели к 1943г. не только сохранить, но и расширить военно-промышленное производство, значительно превзойти его довоенный уровень. Существенную роль в этом сыграли регионы нашей страны и основные отрасли промышленности, в том числе угольное, нефтяное и газовое производство. К 1940-1941гг., благодаря продуманной политике нашего Советского правительства в Северных и Восточных районах нашей страны развернулось широкое строительство военно-промышленного потенциала, так необходимого для обороны. Не остался в стороне и наш Европейский Север, и особенно Печорский край Коми АССР.