logo search
istorii_kazahstana

143Конституция Республики Казахстан 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент.

Казахстан стоит на пороге своего двадцатилетнего юбилея. За этот небольшой по историческим меркам срок мы пережили реструктуризацию экономики, строительство национального государства, утверждение конституционной демократии, создание новой структуры государственной власти, включая разделение властей. То есть те процессы, для которых другим странам понадобились века, нам пришлось осуществлять одновременно, причем за короткое время. Сегодня мы можем твердо сказать, что наша страна обладает всеми признаками демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, записанные в нашей Конституции. Для любой страны принятие и введение в действие Конституции - событие всегда экстраординарное и исключительное, через нее общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Основной закон государства является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством, вносит порядок и организацию в жизнь страны. В ней закрепляются наиважнейшие стороны политической и социально-экономической системы, основные права и обязанности граждан, общественное и государственное устройство страны. Конституция устанавливает пределы государственного вмешательства в основные сферы жизни общества: экономику, политику, социальную сферу, духовную жизнь. Нурсултан Назарбаев говорил, что «строгое следование Конституции - основа успешного развития государства и гражданского общества, нам нужно жить по ней - это и есть высшая школа демократии». Надо сказать, что суть перемен, происходящих в экономической и общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие Конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. Общественные отношения развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с новыми потребностями жизни. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. Иначе Конституция, утратив связь с реалиями, превратится в исторический документ. Учитывая сложности переустройства общества, 30 августа 1995 года была принята новая Конституция РК, послужившая толчком для развития демократических, экономических и социальных преобразований в государстве. После принятия Конституции в 1995 году в истории казахстанской государственности наступил принципиально новый этап, на котором произошло разделения властей и создан двухпалатный парламент. Все понимали, что расширение и усиление роли и деятельности политических партий, парламента, СМИ и судебной системы наряду с сильной президентской властью смог бы обеспечить развитие страны по выбранному пути. Президент страны в своих Посланиях народу Казахстана не раз отмечал важность дальнейших демократических преобразований, расширения функций парламента и роли политических партий. Часть этих положений была отражена в конституционных поправках к действующей Конституции Казахстана в 1998 году. Конкретным шагом в сторону реальной демократизации Казахстана стала конституционная реформа от 21 мая 2007 года, ознаменовавшая собой новый этап политической модернизации страны. После внесения поправок в Конституцию парламент принял пакет конституционных законов - «О президенте Республики Казахстан», «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан». Результатом принятых законов стала необходимость перераспределения части полномочий президента в пользу парламента, усиления роли и статуса сената. То есть была поставлена задача создания эффективной и сбалансированной системы сдержек и противовесов. Данные политические преобразования были позитивно восприняты международным сообществом и международными организациями. По мнению экспертов ОБСЕ, сегодня Конституция Казахстана ставит во главу угла права и свободу человека и призвана служить всем гражданам, является фундаментом правовой системы государства. При этом казахстанская модель демократического транзита сегодня по праву считается одним из наиболее наглядных примеров эффективного строительства современного демократического государства. Каждый гражданин нашей республики знает, что его безопасность обеспечена и гарантирована Конституцией, поэтому уверенно живет, учится, трудится, свободно передвигается, не боясь быть ущемленным в правах или свободах. Наша Конституция и законы активизируют творческую и созидательную энергию человека, стимулируют его предпринимательскую инициативу. Основная роль в достижении успехов в реформировании экономики и политической системы принадлежит казахстанскому народу, его умению собраться воедино, консолидироваться в трудный момент истории и сплотить вокруг себя других. Это стало возможно также благодаря вовремя принимаемым решениям и адекватным, решительным действиям нашего правительства. Но нельзя забывать, что фарватером в этом нелегком деле было и сотрудничество Казахстана с международными организациями и структурами, в числе которых Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Одним из направлений этого сотрудничества стало формирование в Казахстане правового государства, характеризующегося верховенством закона, наличием защищенных прав и свобод граждан. Конституционный процесс Казахстана за годы его независимости прошел путь, присущий многим молодым государствам – от приверженности общим подходам и позициям до выработки деталей. Нынешняя Конституция РК вобрала в себя лучшие положения политико-правового пространства развитых стран мира, сохранила национальную особенность страны и направлена на решение сегодняшних и будущих проблем, которые могут возникнуть в процессе дальнейшего развития государства.

144 Общественные движения и организации в Республике Казахстан Мно­гопар­тий­ная сис­те­ма Ка­захс­та­наПо ме­ре ста­нов­ле­ния Ка­захс­та­на как су­верен­но­го го­сударс­тва ес­тест­вен­ным яв­ле­ни­ем об­щест­вен­но­го раз­ви­тия в рес­публи­ке ста­ла мно­гопар­тий­ность. К кон­цу 1993 г. в Ка­захс­та­не бы­ли за­регист­ри­рова­ны и офи­ци­аль­но дей­ство­вали:3 по­лити­чес­кие пар­тии — Со­ци­алис­ти­чес­кая пар­тия; Рес­публи­канс­кая пар­тия Ка­захс­та­на; Пар­тия «На­род­ный конг­ресс Ка­захс­та­на»;3 об­щест­вен­ных дви­жения — ан­ти­ядер­ное дви­жение «Не­вада-Се­мипа­латинск», граж­данс­кое дви­жение «Азат», со­юз «На­род­ное единс­тво Ка­захс­та­на»; 11 рес­публи­канс­ких на­ци­ональ­но-куль­тур­ных об­ра­зова­ний;300 об­щест­вен­но-по­лити­чес­ких объеди­нений, из них нес­коль­ко де­сят­ков раз­личных фон­дов.С июля 1996 г. в стра­не дей­ству­ет За­кон «О по­лити­чес­ких пар­ти­ях в Рес­публи­ке Ка­захс­тан».Спектр по­лити­чес­ких пар­тий выг­ля­дит сле­ду­ющим об­ра­зом:Со­ци­алис­ти­чес­кая пар­тия Ка­захс­та­на (СПК) . На по­лити­чес­кой аре­не с 7 сен­тября 1991 г. Вне­оче­ред­ной чрез­вы­чай­ный съезд Ком­партии Ка­захс­та­на при­нял ре­шение о пе­ре­име­нова­нии се­бя в Со­ци­алис­ти­чес­кую пар­тию Ка­захс­та­на Целью сво­ей де­ятель­нос­ти пар­тия оп­ре­дели­ла про­веде­ние ра­дикаль­ных ре­форм, нап­равлен­ных на по­выше­ние бла­госос­то­яния, обес­пе­чение прав и сво­бод че­лове­ка.Пар­тия «На­род­ный конг­ресс Ка­захс­та­на» (НКК). Соз­да­на 5 ок­тября 1991 г. Со­ци­аль­ная ба­за пар­тии на­уч­ная и твор­ческая ин­телли­ген­ция, го­сударс­твен­ные слу­жащие, мел­кие предп­ри­нима­тели. Пар­тия при­нима­ет ак­тивное учас­тие в об­щест­вен­но-по­лити­чес­кой жиз­ни рес­публи­ки: в об­сужде­нии и при­нятии за­коноп­ро­ек­тов о по­лити­чес­ких пар­ти­ях, о мест­ном са­мо­уп­равле­нии, об оп­по­зиции, о кон­цепции су­деб­ной ре­фор­мы в Рес­публи­ке Ка­захс­тан, в вы­борах в Вер­ховный Со­вет.Ком­му­нис­ти­чес­кая пар­тия Ка­захс­та­на (КПК). КПК, яв­ля­ющаяся пра­воп­ре­ем­ни­цей Ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии Ка­захс­та­на, об­ра­зова­на в ок­тябре 1991 г. По пос­ледним дан­ным, нас­чи­тыва­ет в сво­их ря­дах бо­лее 55 3 тыс. чле­нов. Чле­ны КПК — ве­тера­ны вой­ны и тру­да. ра­бочие, пен­си­оне­ры.«На­род­ное единс­тво Ка­захс­та­на» (СНЕК). Од­но из вли­ятель­ных по­лити­чес­ких дви­жений Ка­захс­та­на. СНЕК объеди­нил в сво­их ря­дах раз­личные со­ци­аль­ные слои, но, глав­ным об­ра­зом, уп­равлен­цев и часть ин­телли­ген­ции. Пред­се­дате­лем СНЕК стал К. Сул­та­нов, ра­ботав­ший к то­му вре­мени за­мес­ти­телем премьер-ми­нист­ра Рес­публи­ки.Мно­гона­ци­ональ­ная пар­тия Ка­захс­та­на «Алаш». Рес­публи­канс­кая пар­тия Ка­захс­та­на, соз­да­на в фев­ра­ле 1992 г., в сен­тябре 1999 г. бы­ла пе­ре­име­нова­на в на­ци­ональ­ную пар­тию «Алаш». Пар­тия «Алаш» но­сит яр­ко вы­ражен­ный эт­ни­чес­кий ха­рак­тер и ос­новную де­ятель­ность нап­равля­ет на за­щиту ин­те­ресов ка­захс­кой на­ции.На­род­но-ко­опе­ратив­ная пар­тия Ка­захс­та­на (НКПК) . Соз­да­на на Уч­ре­дитель­ном съез­де в де­каб­ре 1994 г. на ба­зе Со­юза пот­ре­битель­ских об­ществ Ка­захс­та­на. Фи­ли­алы НКПК име­ют­ся во всех об­ластях рес­публи­ки. Со­ци­аль­ная ба­за — сель­ские ко­опе­рато­ры. Цель — за­щита ин­те­ресов сель­ских тру­жени­ков, мел­ких и сред­них сель­ских то­вароп­ро­из­во­дите­лей.Пар­тия воз­рожде­ния Ка­захс­та­на. Соз­да­на на уч­ре­дитель­ном съез­де в ян­ва­ре 1995 г. Со­ци­аль­ная ба­за — ра­бот­ни­ки сфе­ры об­ра­зова­ния, на­уки и куль­ту­ры, го­сударс­твен­ные слу­жащие, ад­ми­нист­ра­тив­ные и ин­же­нер­но-тех­ни­чес­кие кад­ры предп­ри­ятий и уч­режде­ний, предп­ри­нима­тели, сту­ден­ты. Ос­новная де­ятель­ность нап­равле­на на восс­та­нов­ле­ние ду­хов­ных цен­ностей в об­щест­ве, за­щиту ин­те­ресов ра­бот­ни­ков со­ци­аль­ной сфе­ры.Рес­публи­канс­кая по­лити­чес­кая пар­тии тру­да. Об­ра­зова­на на ба­зе об­щест­вен­но-по­лити­чес­ко­го дви­жения «Со­юз ин­же­неров Ка­захс­та­на» в сен­тябре 1995 г. Ос­новная цель — пост­ро­ение об­щест­ва по­лити­чес­кой, эко­номи­чес­кой и со­ци­аль­ной де­мок­ра­тии, ос­но­вой ко­торо­го яв­ля­ет­ся вы­соко­эф­фектив­ный труд, обес­пе­чива­ющий каж­до­му его чле­ну дос­той­ный уро­вень жиз­ни. Со­ци­аль­ная ба­за — ин­же­нер­но-тех­ни­чес­кая ин­телли­ген­ция.Де­мок­ра­тичес­кая пар­тия Ка­захс­та­на «Аза­мат». Об­ра­зова­лась из од­но­имен­но­го по­лити­чес­ко­го дви­жения «Аза­мат». О сво­ей конс­трук­тивной оп­по­зици­он­ности за­яви­ла в 1996 г. об­ра­щени­ем 72 ав­то­ритет­ных предс­та­вите­лей твор­ческой и на­уч­ной ин­телли­ген­ции «Не мо­гу мол­чать». На­иболь­шей под­держ­кой поль­зу­ет­ся в г. Ал­ма­ты.Рес­публи­канс­кая на­род­ная пар­тии Ка­захс­та­на (РНПК). 17 де­каб­ря 1998 г. сос­то­ялось уч­ре­дитель­ное соб­ра­ние этой пар­тии. Сво­им иде­алом РНПК счи­та­ет де­мок­ра­тичес­кое го­сударс­тво с со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­ной ры­ноч­ной эко­номи­кой.Пар­тия спра­вед­ли­вос­ти Ка­захс­та­на. Соз­да­на вес­ной 1999 г. Ос­новная цель — за­щита за­кон­ных прав и ин­те­ресов граж­дан, ут­верж­де­ние со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти в об­щест­ве, под­держ­ка не­защи­щен­ных сло­ев на­селе­ния, учас­тие в раз­ви­тии и ук­репле­нии де­мок­ра­тии и ин­терна­ци­она­лиз­ма.Рес­публи­канс­кая пар­тия «Отан». Соз­да­на на ба­зе об­щест­вен­но­го шта­ба по под­держ­ке кан­ди­дата в Пре­зиден­ты Н. А. На­зар­ба­ева в фев­ра­ле 1999 г. на уч­ре­дитель­ном съез­де пу­тем сли­яния Де­мок­ра­тичес­кой пар­тии Ка­захс­та­на, пар­тии На­род­но­го единс­тва Ка­захс­та­на, Ли­бераль­но­го дви­жения Ка­захс­та­на и об­щест­вен­но­го дви­жения «За Ка­захс­тан-2030». Со­ци­аль­ная ба­за ра­бот­ни­ки бюд­жетных ор­га­низа­ций, го­сударс­твен­ные слу­жащие, сту­ден­ты, на­уч­ная и твор­ческая ин­телли­ген­ция, предс­та­вите­ли сред­не­го и ма­лого биз­не­са. Са­мая мно­гочис­ленная пар­тия, сто­ит на яр­ко вы­ражен­ных цент­рист­ских по­зици­ях.Аг­рарная пар­тия Ка­захс­та­на. За­регист­ри­рова­на 16 мар­та 1999 г. Выс­ту­па­ет за вве­дение част­ной собс­твен­ности на зем­лю, улуч­ше­ние инф­рас­трук­ту­ры се­ла, из­ме­нения в на­лого­об­ло­жения аг­ро­сек­то­ра и т. д. Со­ци­аль­ная ба­за сель­ские то­вароп­ро­из­во­дите­ли, фер­ме­ры, мел­кие собс­твен­ни­ки, сель­ские ко­опе­рати­вы и то­вари­щест­ва.Граж­данс­кая пар­тия Ка­захс­та­на. Соз­да­на на уч­ре­дитель­ном соб­ра­нии 17 но­яб­ря 1998 г. в Ак­тю­бинс­ке. Име­ет фи­ли­алы во всех го­родах, в г. Ас­та­не и Ал­ма­ты. Со­ци­аль­ная ба­за — предс­та­вите­ли про­мыш­ленных предп­ри­ятий рес­публи­ки, ра­бочие, ин­же­нер­но-тех­ни­чес­кий пер­со­нал. Цель — подъем про­из­водс­тва, рост бла­госос­то­яния каж­дой ка­захс­тан­ской семьи, ук­репле­ние го­сударс­твен­ности Ка­захс­та­на.Пар­тия пат­ри­отов Ка­захс­та­на. Об­ра­зова­на 11 сен­тября 2000 г. Счи­та­ет не­об­хо­димым из­ме­нение ос­новных ста­тей Конс­ти­туции Рес­публи­ки Ка­захс­тан. Ос­новная цель — до­бить­ся кон­со­лида­ции на­ции пу­тем ду­хов­но­го вос­пи­тания, фор­ми­рова­ния и при­ум­но­жения чувс­тва пат­ри­отиз­ма.Де­мок­ра­тичес­кий вы­бор Ка­захс­та­на (ДВК). В ок­тябре 2001 г. ряд по­лити­ков выс­ше­го уров­ня соз­да­ли об­щест­вен­ное дви­жение «Де­мок­ра­тичес­кий вы­бор Ка­захс­та­на». 17 ян­ва­ря 2002 г. ДВК под­го­тови­ла и опуб­ли­кова­ла свою по­лити­чес­кую плат­форму. Цель — мак­си­маль­но рас­ши­рить конт­роль­ные функ­ции пар­ла­мен­та, в том чис­ле за пра­витель­ством РК, на­делить пар­ла­мент функ­ци­ей тол­ко­вания за­конов. Пред­ла­га­ет­ся так­же де­цент­ра­лиза­ция влас­ти, вы­бор­ность аки­мов всех уров­ней.Пар­тия «Ак-жол». К кон­цу 2002 г. часть чле­нов по­лит­со­вета ДВК от­де­лились и объяви­ли о соз­да­нии но­вой пар­тии «Ак­жол». Прог­рамм­ные це­ли пар­тии прак­ти­чес­ки сов­па­да­ют с те­ми, что бы­ли за­яв­ле­ны в ДВК. Це­ли пар­тии — не­зави­симый, проц­ве­та­ющий, де­мок­ра­тичес­кий и сво­бод­ный Ка­захс­тан. Фун­да­мен­таль­ные цен­ности — де­мок­ра­тия, не­зави­симость, сво­бода, спра­вед­ли­вость.Рес­публи­канс­кая по­лити­чес­кая пар­тия «Асар». Пред­се­датель пар­тии — Д. Н. На­зар­ба­ева. Пар­тия бы­ла за­регист­ри­рова­на в де­каб­ре 2003 г. Сво­ей целью «Асар» дек­ла­риру­ет пост­ро­ение в Ка­захс­та­не эко­номи­чес­ки силь­но­го, де­мок­ра­тичес­ко­го, пра­вово­го и со­ци­аль­но­го го­сударс­тва с раз­ви­тыми инс­ти­тута­ми граж­данс­ко­го об­щест­ва, уг­лубле­ние де­мок­ра­тичес­ких пре­об­ра­зова­ний, улуч­ше­ние бла­госос­то­яния всех ка­захс­тан­цев.Пар­тия «Ру­хани­ят». Пред­се­датель пар­тии — А. К. Жа­гано­ва. Пар­тия бы­ла за­регист­ри­рова­на 6 ок­тября 2003 г. Со­ци­аль­ная ба­за пар­тии — ра­бот­ни­ки сфер об­ра­зова­ния, здра­во­ох­ра­нения, на­уки и куль­ту­ры, предп­ри­нима­тели, сту­ден­ты и др. Сво­ими глав­ны­ми за­дача­ми пар­тия ви­дит подъем эко­номи­ки, ре­шение со­ци­аль­ных воп­ро­сов, раз­ви­тие вы­сокон­равс­твен­но­го и ду­хов­но бо­гато­го об­щест­ва.Крестьянс­кая со­ци­ал-де­мок­ра­тичес­кая пар­тия «Ауыл». Пред­се­датель пар­тии — Г. А. Ка­ли­ев. Пар­тия за­регист­ри­рова­на в мар­те 2000 г. В ап­ре­ле 2003 г. пар­тия прош­ла пе­рере­гист­ра­цию. Сво­ими це­лями пар­тия дек­ла­риру­ет уси­ление го­сударс­твен­но­го ре­гули­рова­ния и под­держ­ку аг­рарно­го сек­то­ра; за­щиту ин­те­ресов тру­жени­ков се­ла; ак­тивное со­дей­ствие прет­во­рению в жизнь эко­номи­чес­ких и по­лити­чес­ких ре­форм, нап­равлен­ных на даль­ней­шую де­мок­ра­тиза­цию об­щест­ва; осу­щест­вле­ние обос­но­ван­ных форм ры­ноч­ных от­но­шений во всех от­раслях эко­номи­ки; по­выше­ние жиз­ненно­го уров­ня граж­дан.Об­щест­вен­но-по­лити­чес­кие дви­жения — рес­публи­канс­кое мо­лодеж­ное дви­жение «За бу­дущее Ка­захс­та­на», дви­жение «По­коле­ние», об­щест­вен­ное дви­жение «Ор­леу», Ра­бочее дви­жение Ка­захс­та­на, Кон­фе­дера­ция сво­бод­ных проф­со­юзов, сла­вянс­кое дви­жение «Лад», граж­данс­кое дви­жение «Азат» и ряд ка­зачьих ор­га­низа­ций.Та­ким об­ра­зом, об­щест­вен­но-по­лити­чес­кие дви­жения ста­ли в рес­публи­ке ре­аль­ной по­лити­чес­кой си­лой. По­лити­чес­кие пар­тии, пре­одо­лев пе­ри­од ста­нов­ле­ния, ста­ли прак­ти­ковать раз­личные фор­мы и ме­тоды дей­ствий, они зна­читель­но рас­ши­рили ге­ог­ра­фию сво­ей де­ятель­нос­ти и сде­лали серьез­ную за­яв­ку на по­лити­чес­кую борь­бу.

145 Современные политические партии в Казахстане Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.В основе государственной концепции стратегии реформ в Казахстане лежит программа демократизации и политических реформ. Эта программа проявляет динамизм и эффективные подходы государства к сфере дальнейшей демократизации общественных процессов.Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое второе развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в РК. Новым законом был введен 50-тысячный барьер для формирования политической партии.После принятия нового Закона «О политических партиях» в июле 2002 года, действующие на тот момент политические партии должны были в течение шести месяцев пройти перерегистрацию.В настоящее время в Республике Казахстан официально зарегистрированы 9 политических партий.1) Демократическая партия «Адилет»2)Демократическая партия Казахстана «Ак жол»3)Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»4)Коммунистическая Народная партия Казахстана 5)Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена)6)Народно-Демократическая партия «Нур Отан»7)Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»9)Партия патриотов Казахстана10)Партия «Руханият»

Демократическая партия «Адилет» (ДП «Адилет»)  Председателем партии является Максут Нарикбаев. Зарегистрирована 14 июня 2004 года, как Демократическая партия Казахстана. Партия основана с целью консолидировать гражданскую волю граждан Казахстана путем укрепления правовой государственности, всемерно укреплять межнациональное согласие и политическую стабильность, воспитать у казахстанцев истинные чувства патриотизма[2]. Своей главной задачей партия считает построение в Казахстане правового демократического социального государства, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы, формирование гражданского общества[7]

Партия постоянно позиционирует себя в качестве партии среднего класса и бизнеса[

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» — политическая партия в Казахстане, позиционирующая себя, как «конструктивная оппозиция». Зарегистрирована в органах юстиции 3 апреля 2002 года.

Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» (КСДП «Ауыл») —Партия зарегистрирована 1 марта 2002 года2 апреля 2003 года прошла перерегистрацию. Партия имеет структурные подразделения во всех областях Казахстана. Председателем партии является Гани Алимович Калиев. Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК)  Секретарями Центрального Комитета партии являются Косарев Владислав Борисович, Кенжин Тулеш Аукебаевич и Ахметбеков Жамбыл Аужанович21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. Заявленной целью партии является движение к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром общества согласно идеологии КНПК должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей.

Коммунисти́ческая па́ртия Казахста́на (КПК)  считает себя правопреемницей республиканской компартии — Коммунистической Партии Казахской ССР.Своими основными целями партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя. Выступает за интернационализм.Первый секретарь партии — Газиз Алдамжаров.

Наро́дно-демократи́ческая па́ртия «Ну́р Ота́н»  — крупнейшая пропрезидентская партияКазахстана.Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Н. А. Назарбаева как партия «Отан».Лидер партии — Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.На 22 июня 2009 действующий состав парламента представлен исключительно данной партией. Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, секуляризма, социал-демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию.

Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана «Азат» (ОСДП «Азат») — оппозиционно настроенная политическая партия в Казахстане. Партия создана 10 сентября 2006 года, зарегистрирована 25 января 2007 года, имеет свои филиалы во всех областях страны и городахАстана и Алма-Ате. С начала основания называлась Общенациональная социал-демократическая партия, после объединения с Демократической партией «Азат», которое произошло 24 октября 2009 года, сменила название на современное. Согласно заявленным целям ОСДП «Азат» последовательно работает над воплощением в политической практике Казахстана ценностей мирового социал-демократического движения, принципов Свободы, Справедливости, Солидарности, ставит перед собой задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики.

Партия патриотов Казахстана (ППК)  Партия зарегистрирована 4 августа 2000 года, прошла перерегистрацию 21 марта 2003 года в связи с изменением Закона «О выборах в Республике Казахстан». Председателем партии с начала её основания является Гани Есенгельдинович Касымов. Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой; приобщение к участию в управлении государственными и общественными делами социально активной части общества; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью граждан.

Партия зелёных «Руханият»Председателем партии с 16 марта 2010 года является Мамбеталин Серикжан Есенгосович, почётный основатель партии — Джаганова Алтыншаш Каиржановна. Партия была зарегистрирована в органах юстиции 6 октября 2003 года. Филиалы партии действуют в областных центрах, городах Астане и Алма-Ате. Социальной базой партии являются работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, предприниматели, оралманы, студенты и другие. Своими главными задачами партия видит охрану окружающей среды, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества[1]. В 2010 году партия подала заявку на вступление в Европейскую партию зеленых.Заявленными целями партии являются:1охрана окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни, гендерное равенство, молодежная политика, помощь в интеграции оралманов, вопросы государственного языка, морали и духовности.2укрепление государственности посредством использования духовного потенциала нации на основе её исторического наследия, особенностей, национальных ресурсов;3обеспечение достойного образа жизни людей, включая социальные гарантии прав человека на труд, бесплатное образование, здравоохранение, отдых, пользование достижениями культуры, полноценное духовное и физическое развитие;4формирование государственно-патриотического мировоззрения сограждан на основе национальной гордости и достоинства, патриотизма, высокой нравственности и духовности;5защита интересов и прав деятелей науки, культуры и просвещения, студенчества и учащейся молодежи.

Прекратившие существование партии:Аграрная партия Казахстана,Гражданская партия Казахстана,Партия «Народный конгресс Казахстана»,Республиканская народная партия Казахстана,Республиканская партия «Асар»,Республиканская партия Казахстана,Социалистическая партия Казахстана

Незарегистрированные партии: Народная партия «Алга!»,Пиратская партия Казахстана

Запрещенные партии:Хизб ут-Тахрир аль-Ислами

146 Участие Казахстана в Международных региональных организациях (ШОС, ЕвразЭС и т.д.) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты], а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Основы создания Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ — Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии[3].На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.[3]В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Состав